Аттестация учителей: взгляд изнутри

3563
Аттестация учителей: взгляд изнутри

Александр Жмурко, директор гимназии № 3, г. Великий Новгород

Предложение высказаться по поводу нового порядка аттестации педагогических работников сначала поставило меня в тупик. А о чем, собственно, здесь нужно говорить? Да, судя по проекту документа, механизм аттестации изменится. Совершенен ли он? Наверное, нет. Но ведь идеальных механизмов, вечных двигателей в природе не существует, так почему же мы должны надеяться на чудо?

Тем не менее, прочитав в Интернете обсуждение коллегами этой темы, я, кажется, понял, в чем суть проблемы: многие педагоги боятся нового порядка аттестации, т. к. считают, что он затруднит их профессиональную деятельность. Ниже – мое мнение по этому поводу.

Зачем нужна аттестация учителей

Итак, я считаю, что нет абсолютно никакого повода для истерии, которая имеет место в СМИ. Нет никакого унижения учителя. Нужно ли проходить аттестацию? Безусловно. Фраза типа "Я 20 лет проработал (проработала) в школе и не собираюсь снова сдавать экзамены", извините, ни о чем. Если вы 20 лет проработали в школе и показываете высокие результаты, у вас никогда не будет проблем с аттестацией.

Расскажу, как в нашей гимназии происходило знакомство с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, который вступил в силу 1 января 2011 г. Первая реакция: "Теперь высшую категорию никто не получит", "Это все сделано, чтобы сэкономить на зарплате учителя". Однако, немного поостыв, мои коллеги решили, что нужно хотя бы попытаться организовать свою работу с учетом новых требований.

Для начала мы все вместе внимательно изучили региональное положение об аттестации педагогических работников, в т. ч. показатели для каждой из категорий, затем взяли тайм-аут на пару месяцев и вернулись к работе с позиции – чего и сколько нужно, чтобы заработать необходимые баллы (не получить, а именно заработать). Через некоторое время мы смогли создать технологию достижения желаемого результата и сформулировать ключевые элементы успеха.

Секрет успеха аттестации учителей

 Первое и главное – об аттестации нужно вспоминать не за месяц до ее прохождения, а гораздо раньше. Чтобы педагоги об этом не забывали, мы разработали дорожную, или, как мы ее назвали, зеленую карту (в том смысле, что она дает нам зеленый свет). Позволить себе отдохнуть после аттестации можно примерно года полтора, а дальше снова в путь: участвовать в смотрах и конкурсах, проходить тестирование, давать открытые уроки для педагогов города и области, готовить публикации и т. д.

Второе – не стесняться обращаться за помощью. Конечно, педагогу сложно одному справиться с аттестационными испытаниями. Но он не один. Заместители директора по учебно-воспитательной и методической работе помогут ему преодолеть любые трудности. Если педагоги участвуют в процедуре аттестации обдуманно и планомерно, в выигрыше оказываются все: педагог сможет посмотреть на свою работу со стороны, администрация получит целый пакет достижений, которые так или иначе сработают на имидж школы, а ученикам станет легче и интереснее учиться.

Много вопросов на форумах, посвященных обсуждению нового порядка аттестации педагогических работников, касается трудовых отношений, в т. ч. начисления заработной платы. Однако не будем забывать, что сегодня все инструменты оплаты труда – в руках руководителя образовательной организации. И никто не мешает ему установить персональную надбавку хорошему педагогу независимо от прохождения аттестации. В нашей гимназии с января этого года изменилась стоимость высшей категории. Сделано это для того, чтобы у педагогов был стимул к ее получению.

Все в аттестации учителей зависит от вас

Мы всегда, если нам что-то не нравится, хотим это исправить революционным способом. Но история показывает, что продуктивней способ эволюционный. Если какие-то показатели, по мнению педагогов, недостижимы, нереальны или несправедливы, на их формулировку и балльное выражение можно повлиять. Как? Самое простое – написать в главную аттестационную комиссию или руководителю регионального органа управления образованием письмо по этому поводу с обоснованием своей позиции. И вы, уверяю, будете услышаны.

В нашей Новгородской области такие примеры, касающиеся действующего порядка аттестации педагогических работников, есть, и они не единичны. Кроме того, сегодня существуют различные сетевые педагоги и интернет-сообщества педагогов, которые в том числе посещают и управленцы в сфере образования, поэтому не стесняйтесь высказывать вслух свое мнение: тихий голос одного педагога может затеряться в шумной толпе, однако предложение, поддержанное группой педагогов, рано или поздно будет услышано. И даже если не удастся убрать спорный показатель из процедуры аттестации вообще, то наверняка получится изменить его вес в общей корзине.

Я хорошо знаком с проектом нового порядка аттестации. На мой взгляд, ничего драматичного в части ужесточения требований к педагогам в нем нет, а по некоторым позициям, особенно в отношении результатов, налицо заметное послабление. Вообще же адекватность процедуры аттестации во многом зависит не от рамочного федерального документа, а от «фантазий» органов управления образованием субъектов.

Как правило, разработчиками критериев и показателей на местах являются институты развития образования или повышения квалификации, которые преследуют свои часто не бескорыстные цели, «заставляя» педагогов проходить различные курсы, участвовать в конкурсах и т. д. Хотя и в этом случае у педагогов есть возможность повлиять на процедуру, о чем я уже писал.

При всем различии региональных систем образования хотелось бы все же, чтобы федеральный документ оставлял как можно меньше возможностей для творчества субъектов. Причина проста: если мы пришли к единым измерителям результатов обучения – федеральным государственным образовательным стандартам, требования к педагогам также должны быть общими.

Допустим, задачей нового документа является снижение количества педагогов высшей категории. Однако и в этом нет никакой драмы. Более того, возможно, это верный посыл. Правда тогда стоимостная величина высшей категории должна быть другой. В любом случае администрация образовательной организации может разделить фонд оплаты труда так, как посчитает нужным. Можно, например, вообще никак не поощрять педагогов за первую и высшую категории. При подобном подходе аттестация будет играть только роль морального стимула. Впрочем, психологически педагоги вряд ли к этому готовы.

Педагог должен знать: высшую категорию нельзя получить, ее нужно заработать

Мы так много лет жили в системе ЕТС, что все еще продолжаем бежать по кругу, хотя двери уже давно открыты, и можно свободно, без шор, мчаться вперед. Как руководитель образовательной организации я тоже проходил процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности, и мое профессиональное эго никоим образом не было задето. Благодаря процедуре аттестации как педагог, так и руководитель имеют хорошую возможность провести инвентаризацию своих достижений. И, конечно, в хорошем хозяйстве она пройдет быстро и безболезненно. Экзамен на чин в России был, есть и, наверное, всегда будет. Думаю, что это правильно.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль