Продолжительность рабочего времени педагогических работников

1540

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).

Частью 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю. Однако это не означает, что у всех педагогических работников она одинаковая. В ч. 3 ст. 333 ТК РФ уточняется, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Соответственно"продолжительность рабочего времени не более 36 часов" – необщеустановленная и обязательная для всех педагогических работниковпродолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма,которая может быть установлена педагогическим работникам ПравительствомРФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органомисполнительной власти.

Как следует из ст. 333 ТК РФ, конкретная продолжительность рабочего времени, а равно и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы должны устанавливаться в зависимости от наименований должностей педагогических работников, а также от типов и видов образовательных учреждений.

При реализации положений этой статьи должны быть обеспечены принципы, предусматривающие сохранение стабильности правового регулирования в данном вопросе, т. к. в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Первичным документом, на котором основывался дальнейший порядок нормирования труда учителей, был Декрет СНК от 20.06.1918 "О нормах оплаты учительского труда". В нем, в частности, было указано: "Установить месячную оплату учительского труда, принимая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю)". В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.

Таким образом, норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени.

Позднее было принято решение компенсировать учителям старших классов дополнительные затраты рабочего времени на подготовку к занятиям, работу с родителями, а также на методическую работу, но не путем установления или увеличения доплат за такие обязанности, а путем снижения нормы урочной работы, поскольку перечисленная дополнительная работа стала неотъемлемой частью деятельности каждого учителя (в отличие от классного руководства, проверки письменных работ, заведования учебными кабинетами, мастерскими, учебно-опытными участками и т. д.).

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 09.04.1936 "О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам" одновременно с повышением ставок заработной платы учителей, учителям старших классов установленные ставки заработной платы стали выплачиваться не за 24 ч, а за 18 ч в неделю.

Таким образом, норма 18 ч в неделюза ставку стала условным расчетным показателем учета учительскоготруда, поскольку им было разрешено доплачивать за часы работы сверхнормы, установленной соответственно получаемой ставке.

Данная мера была предпринята в связи с тем, что на высвободившуюся учебную нагрузку невозможно было подготовить требуемое количество учителей. В дальнейшем дополнительная оплата за учебную нагрузку сверх установленной нормы вошла в порядок оплаты труда учителей, т. к. из-за невысокой заработной платы в образовательных учреждениях постоянно испытывался дефицит кадров. К тому же было достаточно трудно обеспечить всех учителей одинаковой учебной нагрузкой в пределах установленной нормы (из-за разного количества часов по учебным планам в различных классах) и распределить часы преподавания одного и того же предмета в одном классе между разными учителями.

В целях соблюдения преемственности правового регулирования вопросов, связанных с социальными трудовыми правами, а также недопущения ухудшения положения работников сферы образования принятие всех последующих нормативных правовых актов, регулирующих рабочее время учителей, основывалось на тех же принципах.

В Постановлении № 191 нормированная продолжительность рабочего времени (30 или 36 ч работы в неделю) установлена педагогическим работникам, перечисленным в п. 1 приложения, а норма часов за одну ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю либо 720 ч в год) – педагогическим работникам, указанным в пп. 2 и 3 того же приложения.

Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку, – на основе ставок заработной платы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 71.43%
  • нет 28.57%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль