НСОТ: Повышающий коэффициент за квалификационную категорию

9038

Чаще всего в Положениях о НСОТ различных субъектов РФ используется повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию.

Это единственный коэффициент, позволяющий учитывать квалификационныехарактеристики педагога в модели оплаты труда, основанной на стоимостиученико-часа. (Все коэффициенты, рассмотренные в данном материале,являются повышающими и представлены в зависимости от того, как онизакреплены в нормативно-правовых документах региона.

Есликоэффициент больше единицы, то предполагается умножение на него базовогооклада (к примеру, 1000 руб. * 1,15), если же меньше, то предполагаетсядобавление к базовому окладу дополнительной части (к примеру, 1000 руб.+ 1000 руб. * 0,15)).

Согласно Модельной методике, представленной в письме Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03, повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога может составлять:

  • 1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;
  • 1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;
  • 1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

В настоящеевремя в большинстве регионов используются значения повышающегокоэффициента, рекомендованные на федеральном уровне, однако в некоторыхрегионах они пересмотрены и установлены с учетом имеющихся бюджетныхсредств.

Значения повышающего коэффициентаза квалификационную категорию в регионах, использующих модели НСОТ на основе стоимости ученико-часа:

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Волгоградская область

Калужская область

Кабардино-Балкарская Республика

Вторая

1,05

1,09

1,05

Первая

1,15

1,18

1,10

Высшая

1,30

1,25

1,20


Примечание.В Калужской области выделен еще один дополнительный уровеньквалифицированности педагога – высшая категория и почетное звание. Длятаких работников предусмотрен коэффициент 1,35.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию в регионах, использующих модели НСОТ на основе базовой единицы:

В модели НСОТ,основанной на использовании базовой ставки (единицы), коэффициент заквалификационную категорию напрямую влияет на формирование окладовпедагогических работников.

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Орловская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Вторая

0,5

0,10

Первая

0,6

0,20

Высшая

0,7

0,35

Как правило,значение данного коэффициента при применении НСОТ на основе базовойединицы выше, чем при применении НСОТ, основанной на стоимостиученико-часа, что объясняется стремлением регионов к установлениюзависимости между квалификационными характеристиками педагога и уровнемоплаты труда.

Во Владимирской области используется модель НСОТ, основанная на принадлежности педагога к профессионально-квалификационной группе.В то же время она имеет много общего с моделью, основанной на базовойединице. В этом регионе базовый оклад, установленный по каждой профессионально-квалификационной группе,умножается на повышающие коэффициенты в зависимости от уровняобразования, стажа работы, квалификационной категории, занимаемойдолжности и специфики деятельности.

В данном случае коэффициент за квалификационную категорию играет важную роль в дифференциации педагогов внутри профессионально-квалификационной группе,а также мотивирует их к дальнейшему профессиональному росту: дляпедагогов со второй квалификационной категорией он составляет 1,51, дляпедагогов с первой квалификационной категорией – 1,80, а для педагогов свысшей квалификационной категорией – 2,16.

В большинстве регионов, использующих профессионально-квалификационные группы,должностной оклад педагогических работников устанавливается взависимости от квалификационной категории либо в абсолютном выражении,либо в определенном диапазоне значений.

Должностные оклады педагогов по ПКГ с учетом квалификационной категории

Квалификационная категория

Должностной оклад, руб.

Республика Коми

Сахалинская область

Без категории

3390

В зависимости от стажа

Вторая

3656

5985-6605

Первая

3947

6445-7130

Высшая

4250

6945-7680

Во всехрассмотренных выше случаях предполагается увеличение оклада педагога сповышением квалификационной категории. Однако в некоторых регионах свведением НСОТ статус данных выплат изменился. Например, в Тверскойобласти и Республике Адыгея (оба региона используют профессионально-квалификационные группы)повышающий коэффициент за квалификационную категорию установлен с цельюстимулирования педагогических работников к повышению квалификации иприменяется при расчете стимулирующих выплат.

Значения повышающих коэффициентов за квалификационную категорию при оплате труда по профессионально-квалификационной группе:

Квалификационная категория

Повышающий коэффициент

Республика Адыгея

Тверская область

Вторая

0,05

0,10

Первая

0,10

0,15

Высшая

0,15

0,40

Таким образом,НСОТ в регионах различаются не только по значениям повышающегокоэффициента за квалификационную категорию и уровням дифференциациизаработной платы, который он обеспечивает, но и по направлениям выплат(основные или стимулирующие). При этом в большинстве регионов стараютсяучесть квалификационную категорию педагога при расчете оплаты его труда,однако разница между категориями получается неодинаковой.

К примеру, вРеспублике Адыгея оклад педагога высшей квалификационной категориибольше оклада педагога второй категории на 10%, а в Тверской области –на 30%, т. е. значения повышающего коэффициента различаются в 3 раза.Если говорить об относительном выражении, то разница между оплатой трудапедагога второй и высшей квалификационной категории составляет вРеспублике Адыгея 3 раза (0,15/0,05), а в Тверской области 4 раза(0,40/0,10). Разница между регионами в относительном выражении равняется1,33 раза (4/3).

По итогам 2008 г. специалистыЦентра универсальных программ проводили мониторинг введения НСОТ всубъектах РФ. В качестве одного из показателей рассматривалось отношениесредних заработных плат педагогов с высшей квалификационной категорией ибез квалификационной категории (чем оно выше, тем больше стимулов упедагогов к улучшению своих квалификационных характеристик). Врезультате было выявлено существенное различие значения данногопоказателя по регионам. К примеру, на 1 сентября 2008 г. в Магаданскойобласти оно составляло 1,24, в Республике Коми – 1,62, в Калужскойобласти – 1,76, в Сахалинской области – 1,88, а в Волгоградской области –2,06.

А.С. Гармашова,
ведущий консультант Центра универсальных программ, г. Москва



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль