Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования

2376
Обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС основного общего образования


Автор: Е.Л. Черкасова,  канд. пед. наук, доц., зав. лабораторией специального  и инклюзивного образования Научно-исследовательского института столичного образования ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"

В течение многих десятилетий в России сложилась сложная система дифференцированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). На базе дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) функционируют служба ранней помощи, лекотека, логопедические пункты. В ДОО компенсирующего и комбинированного вида в коррекционных группах воспитываются дошкольники с различными нарушениями развития. В общеобразовательных организациях (далее – ОО) они обучаются в условиях инклюзии или интеграции. В специальные коррекционные школы I–VIII видов зачисляются обучающиеся с выраженными нарушениями физического и(или) психического развития по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Состав учащихся в ряде коррекционных учреждений (например, в школах для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития) может быть переменным и зависит от ряда факторов: успешности освоения программы, уровня социализации и т. д. Систему общего образования представляют ОО, а также различные центры (психолого-медико-социального сопровождения; диагностики и консультирования и др.). Они оказывают диагностическую и коррекционную помощь детям с ОВЗ, с трудностями в обучении, поведении, осуществляют сопровождение их семей. Часто на базе ОО проводятся ПМПК. Профессиональное образование выпускников с ОВЗ чаще всего является проблемой семьи ребенка. ОО, реализующие специальные (коррекционные) образовательные программы, в большинстве случаев проводят целенаправленную работу по профессиональному определению и трудоустройству своих учеников. Однако это все сложнее осуществлять в связи с серьезно возросшей конкуренцией на рынке труда.

В настоящее время в связи с экономическими и политическими изменениями в государстве, вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) складывается новая система образования. Это единая система общего образования, включающая в себя уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования. Специальные (коррекционные) учреждения V вида преобразованы в ОО, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Наблюдается четкая тенденция к слиянию различных ОО и созданию многофункциональных образовательных комплексов. В этих комплексах можно предусмотреть и реализовать преемственность и непрерывность образования обучающихся с нарушениями речи от раннего возраста, дошкольного уровня образования к начальному, основному и среднему; интегрировать различные ресурсы (кадровые, материальные, информационные и т. д.); расширить спектр услуг для обучающихся с нарушениями речи, удовлетворяя их особые образовательные потребности. В рамках сетевого взаимодействия должно быть налажено тесное сотрудничество с центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Их общей задачей становится не только образовательно-воспитательное и коррекционное сопровождение, но и профессиональная ориентация учащихся, особенно с выраженными речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи, афазией, заиканием, дислексией, сочетанными речевыми дефектами), помощь им в выборе профессии, социальной адаптации и дальнейшем трудоустройстве.Статью полностью читайте в "Справочнике заместителя директора школы". Подпишитесь на это издание!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль