Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образования

11477

Действующие в настоящее время механизмы оценки и оптимизации расходов в сфере общего образования вызывают много вопросов как у представителей органов власти, так и у директоров школ.

Существующая методика оценки эффективности деятельности и расходования бюджетных средств частично противоречит законодательству, в том числе положениям, гарантирующим гражданам РФ равный доступ к качественному образованию.

Тем не менее, работа по оптимизации бюджетных расходов должна быть продолжена. Общеобразовательные учреждения относятся к производителям общественных благ, деятельность которых должна оцениваться с точки зрения эффективности. Однако результаты обучения в школе для потребителей могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время, что не позволяет объективно и однозначно оценить качество полученного ими блага. Таким образом, проанализировать деятельность общеобразовательного учреждения с точки зрения результативности достаточно сложно, как сложно разработать и внедрить действенные механизмы влияния на них с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Тем не менее, эти задачи могут и должны быть решены.

Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образованияВ основных российских законах установлены государственные гарантии получения доступного и качественного общего образования гражданам РФ. Это значит, что государство гарантирует предоставление одинакового объема средств, расходуемых на образование каждого ребенка. Нормативы данных расходов различаются только по объективным причинам и зависят от расположения общеобразовательного учреждения (в городской или сельской местности), видов общеобразовательных программ, ступеней образования и т. д.

О повышении эффективности бюджетных расходов можно говорить в двух случаях: когда при одних и тех же расходах достигаются более высокие результаты и когда те же результаты обеспечиваются меньшими затратами. Поскольку результаты в образовании – понятие сложное и спорное, в качестве индикатора эффективности расходов будет рассматриваться законодательно утвержденный показатель – доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на общее образование.

Однако необходимо помнить, что методика расчета индикатора, а также оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления подвергается в настоящее время обоснованной критике, поскольку не учитывает распределения бюджетных полномочий в образовании в сфере оказания общеобразовательных услуг.

Вопросы оказания услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного общего образования муниципальными общеобразовательными учреждениями относятся к ведению как региональных, так и местных органов власти.

В соответствии со ст. 15 и 16 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного значения относится "организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пункт 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относит "обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации".

Следовательно, финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательного учреждения  и учебных расходов должно осуществляться посредством выделения субвенций местным бюджетам строго в соответствии с установленными на уровне субъекта РФ нормативами.

Оптимизация бюджетных расходов в сфере общего образованияВ бюджетном послании Президента РФ от 23.06.2008 Федеральному Собранию говорится о необходимости решения в течение ближайших трех лет задачи эффективного расходования бюджетных средств в образовании "за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно–подушевого финансирования". При этом должны быть предусмотрены "стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям".

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) определяет государственные (муниципальные) услуги как "услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами". Государственное муниципальное задание образовательного учреждения должно содержать, в т. ч.: показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг; порядок контроля за исполнением и требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания (ст. 69.2 БК РФ).

Таким образом, федеральным законодательством определены:

  • полномочия по финансовому обеспечению услуг в рамках предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам;
  • понятие государственных (муниципальных) услуг;
  • понятие государственного (муниципального) задания;
  • требования к содержанию государственного (муниципального) задания.

Нормативные документы

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2009)  Закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009)  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009-2011 годах"  Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2009 № 55-оз "Об установлении нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и субвенциях, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на реализацию основных общеобразовательных программ"

В.А. Горяйнова,
заместитель директора Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль