Программа информатизации образовательного процесса в ОУ

5824

Информатизация образовательного процесса в ОУ. Ключевые идеи и цели.

Новое качество образования – его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьезные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре.

Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе:

  • на персональном уровне – сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса: овладение навыками работы в Интернете, использование новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств обучения в образовательной организации, технологий;
  • корпоративном уровне – овладеть навыками совместной работы в локальной сети, Интернете, совместной проектной деятельности.

Локальная, глобальная сети изменили методологию поиска и производства знаний. Ядром, базисным компонентом информатизации образования становится освоение образовательных продуктов с новым информационным качеством.

Ключевой идеей программы информатизации школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в ОУ: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.

Цель информатизации образовательного процесса гимназии – создание модели школы, отражающей систему организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий, обеспечение открытости и прозрачности деятельности ОУ:

  • переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, а также использованию эфу в образовательном процессе;
  • воспитание у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
  • создание информационного пространства школы с внедрением компьютерных технологий в информационно-управленческую деятельность;
  • автоматизация делопроизводства и ведения документации внутри учебного заведения;
  • обеспечение автоматизации управленческой деятельности: процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики.

Паспорт программы информатизации образования в МОУ гимназия № 1 (далее – Программа) представлен в приложении 1.

Программа реализуется в три этапа. Задачи каждого этапа и ожидаемые результаты приведены в таблице.

наверх

Задачи этапов реализации 
программы информатизации образовательного процесса по направлениям деятельности

Этапы реализации Программы

I. (2005/06 учебный год)

II. (2006/08 учебный год)

III. (2008/10 учебный год)

Направление деятельности: материально-техническое оснащение (компьютерная техника, программное обеспечение и средства телекоммуникаций)

Накопление материально-технических ресурсов

Создание условий для организации единого информационного пространства, деятельности информационно-образовательного центра, внедрение электронных образовательных ресурсов в практику работы

Создание материально-технических условий:

  • для построения сети партнерского взаимодействия на школьном, городском и региональном уровнях;
  • организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • организации предметных сред

Ожидаемые результаты. Функционирование единого образовательного пространства, обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам

Направление деятельности: обучение кадров ИКТ-компетентности

Создание условий для овладения мотивированными учителями первоначальными навыками информационной культуры (пользователь компьютера)

Создание мотивационных, психологических, материально-технических условий:

  • для повышения информационной культуры педагогов;
  • активного использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе

Развитие ИКТ-компетентности педагогов до умения системного использования мультимедийных средств обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты. Наличие высокой корпоративной информационной культуры, обеспечивающей внедрение информационных технологий в образовательный процесс и переход школы в новое качество

Направление деятельности: автоматизация управленческой деятельности

Развитие ИКТ-компетентности руководителей.

Получение информации по проблемам управления.

Активизация применения компьютерных технологий в общешкольном мониторинге

Систематизация управленческой информации, баз данных.

Разработка нормативной базы по использованию ИКТ-ресурсов

Использование системы информатизации:

  • для улучшения качества принятия решений;
  • регулирования информационных потоков.

Построение сети партнерского взаимодействия на школьном, городском и региональном уровнях.

Унификация документооборота ОУ

Ожидаемые результаты. Оптимизация трудозатрат руководителей школы, освобождение времени для аналитической и творческой деятельности, наличие оперативной и обобщенной информации для принятия управленческих решений тактического и стратегического характера

Направление деятельности: обеспечение информационной безопасности

Овладение первоначальными навыками информационной культуры при сетевом взаимодействии

Разработка правил использования информационных ресурсов в соответствии с законодательством РФ.

Контроль действий пользователей в Сети

Организация комплексной защиты информационной системы с использованием аппаратных, программных и организационных методов защиты

Ожидаемые результаты. Обеспечены базовые принципы функционирования информационно-телекоммуникационной системы: доступность, целостность и конфиденциальность

Направление деятельности: содержание образования

Реализация школьного компонента содержания образования по информатике и информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ)

Создание условий для повышения ИКТ-компетентности обучающихся

Удовлетворение образовательных запросов на профильный уровень изучения информатики, реализация социального заказа на профильное обучение

Активизация применения дистанционных форм обучения, расширение спектра элективных курсов на основе информационных технологий для более полного удовлетворения образовательных запросов обучающихся и адаптации выпускников к жизни в информационном обществе

Ожидаемые результаты. Повышение степени удовлетворенности гимназическим образованием, увеличение количества выпускников основной общей, средней (полной) общей школы, владеющих ИКТ-компетенциями

Направление деятельности: методическая деятельность, экспериментальная работа

Изучение и презентация опыта использования интегрированного продукта “КМ-Школа” на уроках

Создание условий для активизации применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Развитие профессиональной мотивации педагогов через общественное признание заслуг.

Расширение материально-технических возможностей использования ИКТ.

Материальное стимулирование педагогов

Развитие информационной среды по предметным областям (наличие электронных ресурсов по каждому предмету), интеграция урочной и внеурочной деятельности на основе ИКТ

Ожидаемые результаты. Повышение профессионального уровня педагогов за счет овладения информационно-коммуникативными технологиями, наличие условий для перехода школы в новое качество

 План мероприятий III этапа реализации Программы представлен в приложении 2.

наверх

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Приложение 1

Наименование Программы

Программа информатизации образования в МОУ гимназия № 1 г. Апатиты на 2005–2010 гг. (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Решение педагогического совета МОУ гимназия № 1 (№ протокола, дата)

Заказчик Программы

Отдел образования администрации г. Апатиты

Основные разработчики Программы

Директор МОУ гимназия № 1 Щербакова Г.Р., заместитель директора по УВР Аккуратова О.А.

Цели и задачи Программы

Основная цель: создание модели школы, отражающей систему организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий, обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения.

Основные задачи:

  • анализ состояния информатизации образовательного процесса гимназии;
  • определение приоритетных направлений и перспектив информатизации ОУ;
  • разработка плана мероприятий реализации Программы;
  • организация мониторинга эффективности реализации Программы

Сроки и этапы реализации Программы

Период 2005 г. (сентябрь) – 2010 г.

I этап: 2005–2006 учебный год.

II этап: 2006–2008 учебные годы.

III этап: 2008–2010 учебные годы.

Исполнители основных мероприятий

Педагогический коллектив МОУ гимназия № 1:

  • научно-методический совет;
  • методические объединения учителей и предметные кафедры;
  • временные творческие коллективы;
  • администрация

Источники финансирования

Средства областного и муниципального бюджетов, внебюджетные средства, привлеченные средства

Ожидаемые конечные результаты Программы

Повышение качества образования, сформированность у школьников ключевых компетентностей, самореализации, продуктивной социализации и подготовки к осмысленному выбору жизненного и профессионального пути.

Повышение потенциала педагогического коллектива, способного гибко, мобильно, быстро реагировать на изменения социального заказа

Система организации контроля исполнения Программы

Координационное и организационное обеспечение реализации Программы осуществляют директор и заместитель директора по УВР.

Информацию о ходе выполнения Программы предоставляет заместитель директора по УВР (информатизации) на административных совещаниях, педагогических советах.

Заместитель директора по УВР (информатизации) готовит аналитические отчеты по данному направлению за каждое полугодие.

Директор отчитывается в расходовании финансовых средств на реализацию Программы ежегодно Совету гимназии и педагогическому совету

наверх

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 
III этапа реализации программы информатизации образования

Приложение 2

Направления деятельности

2008–2009 учебный год

2009–2010 учебный год

Материально-техническое оснащение

Оснащение пяти предметных кабинетов мультимедийными системами.

Установка интерактивного комплекса в кабинете математики.

Расширение локальной сети до 65 пользователей.

Приобретение лицензионных программ для работы видеостудии (PinaclStudio).

Приобретение лицензионной программы для администрирования сетевой работы обучающихся в кабинете информатики (NetOp School), внешнего накопителя информации (160 Гб)

Приобретение:

  • виртуальных компьютерных лабораторий по основным разделам курсов математики и естественных наук;
  • программного обеспечения для работы цифровой лаборатории конструирования и робототехники, цифрового микроскопа;
  • устройства создания графической информации (графический планшет);
  • интерактивного комплекса для начальной школы.

Замена компьютеров в кабинете информатики.

Подключение к межшкольной и региональной информационной образовательной сети

Обучение кадров ИКТ

Дистанционное обучение трех педагогов использованию программы "КМ-Школа".

Участие педагогов в работе городских, региональных семинаров с презентацией собственного опыта использования информационно-коммуникативных технологий.

Практикумы:

  • работа с цифровыми образовательными ресурсами;
  • создание собственных мультимедийных уроков;
  • работа с сайтом "Первая помощь";
  • размещение собственных разработок
    в сети Интернет;
  • использование интерактивного комплекса.

Обучение работе с цифровыми образовательными интернет-ресурсами

Практикум по использованию цифровых лабораторий в учебном процессе.

Обучение использованию Интернет-ресурсов во время уроков.

Участие педагогов в различных конкурсах с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Публикации разработок педагогов в сети Интернет.

Практикум – работа с программным комплексом "1С. Школа 2.5"

 

Автоматизация управленческой деятельности

Разработка комплекта документов на установку и использование СБППО.

Заполнение на 100% базы данных по сотрудникам и учащимся.

Освоение программ:

  • "1С. Школа 2.5";
  • "1С. Школьное питание";
  • "1С. Школьная библиотека".

Создание школьной медиатеки.

Участие в региональном проекте "Мониторинг физического развития"

Автоматизация мониторинга здоровья обучающихся, финансово-хозяйственной деятельности, педагогического мониторинга (качество знаний по классам, уровень воспитанности, социализации, психологическая диагностика, эффективность предпрофильной и профильной подготовки).

Использование системы видеонаблюдения.

Автоматизация ежегодных отчетов с использованием программ "1С. Школа 2.5"

Обеспечение информационной безопасности

Разработка инструкций по использованию лицензионного программного обеспечения.

Обновление программы фильтрации контента.

Контроль работы пользователей в сети.

Инструктаж пользователей о правилах работы в компьютерных сетях

Проектирование и настройка многоуровневой компьютерной сети с разделением прав на доступ к информации.

Введение элективного курса, посвященного вопросам информационной безопасности

Содержание образования

Введение в учебный план:

  • базового курса информатики на II и III ступенях обучения;
  • профильного обучения информатике на III ступени обучения.

Включение модулей использования информационно-коммуникативных технологий на I ступени обучения.

Апробирование элективного курса "Использование Microsoft Office в проектной деятельности" в 8–11-х классах".

Организация работы видеостудии

 

Введение в учебный план:

  • базового курса информатики на II и III ступенях обучения;
  • профильного обучения информатике на III ступени обучения.

Участие в телекоммуникационных проектах.

Использование информационно-коммуникативных технологий на элективных курсах по всем предметам, в научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Апробирование элективных курсов в 8–11-х классах:

  • "Музыкальный компьютер";
  • "Основы тележурналистики";
  • "Автоматизированные системы проектирования"

Методическая деятельность, экспериментальная работа

Участие:

  • в ежегодном областном семинаре пользователей "КМ-Школа" (доклад представителя школы);
  • областном семинаре по использованию интерактивных комплексов;
  • конкурсах "Лучший интернет-урок", "Лучший школьный сайт", "Лучшая программа информатизации".
  • Издательская деятельность на базе информа-
    ционно-образовательного центра – выпуск брошюр:
  • "Локальные акты ресурсного центра";
  • "Публичный доклад";
  • "Дидактические материалы по проведению контроля знаний";
  • "История гимназии г. Апатиты".

Оформление материалов к стендам "Звездный час", "Мой выбор" и др. с использованием мини-типографии.

Реализация итоговых проектов по элективным курсам: "Новогодний калейдоскоп" (газета), видеосюжеты "Гимназические сборы", "Новогодний сувенир".

Открытие новых рубрик "Фотоальбом", "Творчество обучающихся" на школьном сайте.

Организация школьного форума по актуальным проблемам школьной жизни.

Проведение месячного внутришкольного семинара "Формирование ключевых компетентностей на основе использования развивающих технологий" (теоретические вопросы по теме, мастер-классы).

Организация регионального семинара "Ресурсное обеспечение профильного обучения – главное условие его успешности" (представление опыта работы в режиме ресурсного центра, презентация программ по информатизации, научно-методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса).

Размещение материалов семинаров на школьном сайте

Участие:

в ежегодном областном семинаре пользователей "КМ-Школа" (доклад представителя школы);

областном семинаре по использованию интерактивных комплексов;

конкурсах "Лучший интернет-урок", "Лучший школьный сайт".

Издательская деятельность на базе информационно-образовательного центра.

Проведение внутришкольных семинаров-практикумов по использованию виртуальных цифровых лабораторий.

Организация городского семинара по проблемам создания информационных сред в предметных областях и сетевого информационного взаимодействия (со школами Норвегии, вузами, родителями, учащимися, ОУ г. Апатиты).

Консультации:

  • о размещении публикаций педагогов об опыте работы с использованием информационно-коммуникативных технологий на интернет-сайтах;
  • об организации дистанционного обучения для мотивированных обучающихся и обучения на дому

Г.Р. Щербакова,
директор МОУ гимназия № 1, г. Апатиты Мурманской обл.,

О.А. Аккуратова,
зам. директора по УВР МОУ гимназии № 1, г. Апатиты Мурманской обл

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль