Актуальные вопросы промежуточной аттестации обучающихся

6170

Обращение к вопросу о промежуточной аттестации обучающихся предопределено системными инновационными изменениями в сфере образования. Изменения связаны с построением национальной системы оценки качества образования, вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) и т. д. Все это определяет новые подходы и (или) реконструкцию существующих подходов к организации промежуточной аттестации и ее проведению с обучающимися. Руководителю образовательной организации (далее - ОО) и (или) заместителю(ям) руководителя необходимо знать, понимать и учитывать новации, изменения и другие нюансы организации данного процесса. В рамках настоящей статьи остановимся на актуальных вопросах промежуточной аттестации обучающихся в ОО, анализируя вступившие в силу новые и уже действующие нормативные документы:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ;
  • "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (по уровням), утв. в 2009-2012 гг. (далее - ФГОС).

Для начала необходимо определиться с понятийным аппаратом, имеющим непосредственное или опосредованное отношение к аттестации. Так, под промежуточной аттестацией учащихся в школе понимают:

  • оценивание чьих-нибудь знаний с выставлением какой-нибудь отметки (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова);
  • установление факта и степени усвоения обучающимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта (завершается эта процедура оцениванием);
  • установление уровня компетенций обучающихся по отношению к объему и содержанию учебных дисциплин, представленных и утвержденных в учебных планах, программах по учебным предметам и т. п.

Предлагаем понимать промежуточную аттестацию обучающихся в контексте Федерального закона № 273-ФЗ как определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по уровням) за определенный период (промежуток): год, полугодие, четверть, семестр, триместр и (или) курса, дисциплины (модуля), темы. Образовательные достижения обучающихся подлежат промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, которые включены в учебный план класса/группы, в котором(ой) они обучаются.

Промежуточную аттестацию в ОО в обязательном порядке проходят:

  • обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения;
  • обучающиеся, осваивающие образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

По заявлению родителей в ОО могут проходить промежуточную аттестацию лица, осваивающие основные общеобразовательные программы в форме:

  • семейного образования (экстерны) - обучающиеся на ступени начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
  • самообразования (обучение экстерном в ОУ) - обучающиеся на ступени среднего общего образования.

Проведение промежуточной аттестации обучающихся регулируется на федеральном уровне Федеральным законом № 273-ФЗ и "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, а на локальном уровне - Порядком, разработанным и утвержденным администрацией ОО. Федеральный закон № 273-ФЗ содержит отдельную статью, посвященную данному вопросу, - ст. 58 "Промежуточная аттестация обучающихся". К компетенции ОО (п. 10 ч. 3 ст. 28) относится осуществление текущего контроля успеваемости, установление формы промежуточной аттестации в школе, периодичности и порядка ее проведения. Для урегулирования организации и проведения промежуточной аттестации в начальной школе и основной школе должен быть принят соответствующий локальный нормативный акт. Отметим, что и в ранее действующем законе "Об образовании" содержалась данная норма.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль