Организация дополнительного образования детей в школе

36534

Дополнительное образование детей в образовательной организации и за ее пределами является одной из важнейших составляющих образовательного комплекса. Дополнительное, или как его часто называют, неформальное образование социально востребовано, оно позволяет детям найти свое место в мире искусства и культуры с учетом индивидуальных желаний и потребностей. Альтернативные формы образования не представлены в школьных программах и не предусмотрены ФГОС, но это не делает их менее важными. Программы дополнительного образования в школе позволяют удовлетворить потребности школьников в познании и общении, привить навыки и умения, находящиеся за пределами изучаемых предметных областей. 

Модели реализации программы дополнительного образования детей в школе

К вопросу реализации программ дополнительного образования каждая образовательная организация подходит по-своему. Современными педагогами накоплен большой опыт организации успешного взаимодействия между школами и секциями, кружками, спортивными школами, подбора программного обеспечения для дополнительного образования. Практика показывает, что поддержка программ дополнительного образования со стороны образовательной организации может происходить по четырем основным моделям, каждую из которых мы рассмотрим подробнее. 

1. Открытие в школе направлений дополнительного образования, выбор которых обусловлен кадровыми и материально-техническими ресурсами ОО. 

Такая модель является наиболее распространенной и, к сожалению, наименее успешной из-за невозможности учитывать интересы и потребности школьников. И все же наличие в образовательной организации кружков и секций положительно сказывается на развитии личности, а потому должно реализоваться, если школа не может обеспечить дополнительное образование иным способом.

2. Создание в образовательной организации нескольких структур, работающих по образовательным программам дополнительного образования в школе, но не взаимодействующих между собой. 

Создание в ОО зоны открытого поиска благодаря действию нескольких групп кружков и секций позволяет организовать уникальные формы деятельности для школьников: хобби-центры, лаборатории, образовательные квесты, способствует развитию сферы дополнительного образования. Нередко в таких случаях дополнительные образовательные области пересекаются с предметными, стимулируя развитие познавательных потребностей детей, реализацию творческого потенциала. 

3. Обеспечение тесного взаимодействия школы и организации дополнительного образования на регулярной основе. 

Организация совместно работы ОО и центра музыкальной школы, спортивной секции, центра детского творчества предусматривает разработку программ совместной деятельности, привлечение к воспитательно-образовательной деятельности узкопрофильных специалистов, позволяющих открыть работу в кружках и секциях по всем направлениям, которые интересуют детей и их родителей. 

4. Создание учебно-воспитательных комплексов (далее – УВК), которые могут иметь сложную структуру. Это пример оптимальной модели интеграции основного и дополнительного образования детей, позволяющей создать условия для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей ребенка. 

В состав УКВ может включаться не только школы и центры детского творчества, музыкальные и спортивные школы, секции, библиотеки, театры, но и вузы. Реализация программ дополнительного образования детей в школе по модели УВК предусматривает открытие на базе ОО филиалов учреждений дополнительного образования, что позволяет сделать новее виды деятельности, не предусмотренные изучаемыми предметными областями, еще более доступными для школьников. Учебно-воспитательные комплексы успешно реализуются в мегаполисах, где они играют роль локальных культурных центров благодаря привлечению большого количества квалифицированных кадров. Эксперты сферы российского образования уверенны, что именно УВК демонстрируют перспективы развития школы будущего, в которой дополнительные образовательные проекты органично интегрируются с классическим школьным образованием. 

Этапы включения программы дополнительного образования детей в школе в образовательный процесс

В случаях, если образовательная организация впервые приступает к реализации блока дополнительного образование (далее – БДО), административному составу школы следует осуществить ряд организационных и аналитических действий в несколько этапов. 

Первый этап внедрения БДО связан с аналитической работой. В первую очередь следует провести анализ целей, задач и программы развития ОО с целью выбора оптимальных направлений развития дополнительной деятельности. 

При анализе очень важно учитывать кадровые и материально-технические ресурсы школы, образовательные потребности детей, пожелания родителей. Проведение анкетирования, устных вопросов и других видов мониторинговой работы, а также сопоставление полученных данных с перечнем уже действующих в школе секций и кружков позволяет наметить оптимальные пути реализации БДО. Не менее важно провести консультативную работу с территориальными организациями дополнительного образования, определить стратегию совместной деятельности. 

Этап аналитической работы также должен включать ознакомление с нормативной базой, регулирующей реализацию образовательных программ дополнительного образования в школе, пересмотр должностных инструкций педагогов дополнительного образования, методистов, вожатых, заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Такие действия помогут оценить реальные возможности школы и не допустить ошибок на этапе внедрения БДО. 

Второй этап реализации дополнительного образования в школе – проектировочный, направленный на разработку структуры действия БДО в школе. Чтобы ее составить, нужно ответить на следующие вопросы: 

  • какие направления дополнительного образования школьников необходимы ОО и в какой мере они способствуют реализации образовательных целей и задач?
  • какие из направлений реализации БДО можно осуществлять непосредственно на базе школы, а какие целесообразнее организовать на базе специализированных учреждений?
  • какие кадровые ресурсы можно задействовать для реализации дополнительного образования в школе, каких специалистов нужно пригласить к сотрудничеству?
  • в какой мере исходная материально-техническая и финансовая база школы ОО может быть использована для реализации БДО?
  • какие действия следует провести, чтобы научить младших школьников ориентироваться в направлениях дополнительного образования и делать свободный выбор с учетом индивидуальных потребностей?
  • как можно обеспечить связь между комплексом дополнительного образования и профориентационной работой школы?

Ответы на данные вопросы помогут составить расписание работы школьных кружков и секций, соотнести его с планом воспитательной и профориентационной работы, расписанием уроков. 

Третий этап внедрения БДО в образовательный комплекс связан с выбором методического обеспечения и организационными действиями. Для того, чтобы обеспечить систематическое действий созданных секций и кружков, необходимо:

  • Внести изменения в устав ОО статью о реализации программ дополнительного образования в школе, указав цели и направления внедрения БДО, принципы выбора программного обеспечения школьных кружков, секций, творческих центров, а также кто может обучаться по программам дополнительного образования в школе и на каком основании производится подбор педагогических кадров для реализации таких программ, на какой основе (платной или бесплатной) производится обучение. 
  • Разработать Положение о развитии системы дополнительного образования школьников. Примерный текст такого положения приведен в приложении 1. 
  • Заключить договор о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями – центром (домом) детского творчества, детской спортивной школой, музеем, библиотекой и т. п.(приложение 2).
  • Разработать должностные инструкции на всех тех работников, которые заняты в БДО. При этом важно помнить, что должностные инструкции устанавливают их задачи, функции, права, обязанности и ответственность и необходимы: для определения статуса работника в учреждении и определения объема его работы; устранения расплывчатости в формулировке его профессиональных обязанностей и ограничения круга деятельности.

Должностная инструкция является основанием для определения квалификационной категории, а также установления доплат и надбавок сотруднику. Она разрабатывается на основании должностной квалификационной характеристики; правил внутреннего трудового распорядка, устава учреждения и обобщения материалов по объемам работы и затратам рабочего времени работника, утверждается директором учреждения и согласовывается с профсоюзным комитетом. Должностная инструкция состоит из следующих разделов: общие положения – определяется сфера деятельности работника, порядок его назначения, замещения и увольнения; здесь же перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности; функции – отражаются основные направления и стороны деятельности специалистов; должностные обязанности – указываются направления деятельности, формы участия в деятельности учреждения (руководит, решает, осуществляет и т. п.); права – определяются предоставляемые права для выполнения возложенных функций; ответственность – устанавливаются виды ответственности по выполнению возложенных обязанностей; взаимоотношения, связи по должности – устанавливаются лица, учреждения и организации, с которыми работник вступает в деловые взаимоотношения.

Образцы должностных инструкций заместителя директора школы по дополнительному образованию и педагога дополнительного образования, содержанием которых можно воспользоваться при разработке подобных документов, приведены в приложении 3 и приложении 4. Заметим при этом, что они не носят нормативного и обязательного характера; каждая из них это ориентировочный перечень функциональных обязанностей, которые могут уточняться и видоизменяться в зависимости от условий каждого учреждения.

  • Разработать, обсудить на методическом (педагогическом) совете и утвердить образовательные программы дополнительного образования детей, на основе которых будут работать детские творческие объединения – кружки, студии, клубы, спортивные секции.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о блоке дополнительного образования детей школы .docx
  • Договор о сотрудничестве ОУ с учреждением дополнительного образования детей .docx
  • Должностная инструкция заместителя директора по дополнительному образованию.docx
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.docx


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль