Организация дополнительного образования детей в школе

36222
  • Назначение и особенности современного дополнительного образования детей
  • Основные модели организации дополнительного образования детей
  • Этапы организации блока дополнительного образования
  • Положение о блоке дополнительного образования детей школы
  • Договор о сотрудничестве ОУ с учреждением дополнительного образования детей
  • Должностная инструкция заместителя директора по дополнительному образованию
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования

Что нужно знать об особенностях современной программы дополнительного образования в школе? В каком состоянии находится сегодня школьное дополнительное образование? Какую реальную пользу оно может принести современной школе в целом и отдельному ребенку в частности? Что надо сделать для того, чтобы занятия в кружках, студиях, секциях, клубах не превратились в обычные факультативы или дополнительные уроки, а школа не стала "камерой хранения детей" до возвращения родителей с работы? Авторы статьи отвечают на эти вопросы и предлагают практические рекомендации по организации блока дополнительного образования в школе.

Назначение и особенности современного дополнительного образования детей

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г. отмечено: "...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…".
Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему "местоположению" в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах.
Между тем основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.
Закономерен вопрос: неужели нашим детям недостаточно того объема знаний, который предлагает школа через все компоненты учебного плана – федеральный, региональный, школьный?
"Изюминка" дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Основные модели организации дополнительного образования детей

Остановимся на характеристике основных способов организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.
В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей. Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. По нашим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов. Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби­центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. Четвертая модель существует в учебно-­воспитательных комплексах (далее – УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования – художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий в себя целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа "школа – учреждение дополнительного образования – вуз".
Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они играют роль культурных центров для значительной части населения.
В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.
Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования небезгранична, особенно в рамках классно-­урочной системы. Перспективы развития современной школы – на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия.

Этапы организации блока дополнительного образования

Если школа только приступает к организации блока дополнительного образования (далее – БДО), то администрации необходимо предпринять ряд действий аналитического и организационного порядка. Их можно представить в виде следующих друг за другом этапов.

1­-ый этап организации БДО – аналитический.
Подготовительная работа на данном этапе состоит в том, чтобы:

  • внимательно проанализировать цели и задачи школы. Те или иные направления дополнительного образования детей целесообразно выбирать прежде всего в зависимости от общей целевой установки педагогического коллектива, задач, решаемых в каждой параллели, характера имеющихся или планируемых профилей в старших классах;
  • определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги. Выявить потребности в них можно при помощи анкетирования, проведения устных опросов, коллективного обсуждения на родительских собраниях;
  • выписать уже имеющиеся факультативные курсы, а также действующие в школе кружки, секции и сопоставить их с запросами детей и родителей;
  • изучить спектр дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать возможные варианты совместной работы с ними;
  • проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников;
  • оценить материально-­технические возможности школы;
  • изучить должностные обязанности заместителя директора по дополнительному образованию (по учебно-­воспитательной работе), педагога дополнительного образования, педагога­-организатора, классного воспитателя, воспитателя группы продленного дня, вожатого, методиста по дополнительному образованию детей;
  • изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения), а также программные документы федерального уровня.

Предпринятый анализ позволит составить представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и реальных возможностях школы.

 2-о­й этап – проектировочный.
Центральная задача этого этапа – разработка общей схемы дополнительного образования в школе. Чтобы ее составить, нужно ответить на следующие вопросы:

  • какие направления (направленности) дополнительного образования детей необходимы школе и в какой мере они способствуют реализации ее целей и задач;
  • какие из этих направлений и в каких формах можно осуществлять непосредственно на базе школы, а какие целесообразнее вывести на базу специализированных учреждений;
  • какие из них можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов, родителей, старшеклассников;
  • в какой мере исходную материально­техническую базу школы можно использовать в сфере дополнительного образования детей; за счет чего ее можно развить и усовершенствовать;
    как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах и направлениях дополнительного образования;
  • какую допрофессиональную подготовку можно дать через дополнительное образование в соответствии с запросами обучающихся.

Ответив на эти вопросы, можно попытаться составить примерное расписание работы БДО, увязав его с расписанием уроков и планом воспитательной работы в школе.

3-и­й этап – организационного и программно­-методического обеспечения дополнительного образования в школе.
Прежде чем примерное расписание станет действующим, необходимо позаботиться о том, чтобы работа кружков, студий, секций, клубов получила организационную и программно­-методическую поддержку. Для этого следует, во-­первых, внести в устав школы статью об организации БДО.
В каждой школе эта статья будет иметь сугубо индивидуальный характер, определяемый направленностью, содержанием и формами осуществления тех дополнительных образовательных программ, которые в состоянии реализовать данное учреждение. Вместе с тем, при ее формулировке необходимо зафиксировать несколько обязательных моментов:

  • с какой целью учреждение реализует дополнительные образовательные программы (разностороннее развитие личности, удовлетворение потребности детей в самообразовании, обеспечение профильности обучения и др.);
  • по каким направлениям (направленностям) осуществляется в данной школе дополнительное образование детей;
  • какими типами программ определяется его содержание (типовыми (примерными), модифицированными, авторскими);
  • в каких формах осуществляется образовательный процесс в рамках дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т. п.);
  • кто может обучаться по дополнительным образовательным программам;
  • кто допускается к педагогической деятельности для реализации таких программ;
  • на какой основе (платной, бесплатной, смешанной) реализуется в школе дополнительное образование детей?

Для того чтобы формулировка статьи была максимально профессиональной, при ее разработке целесообразно использовать следующие нормативные документы:

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверж­дено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в ред. от 18.08.2008);
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, в ред. от 22.02.1997 № 212).

Во­-вторых, разработать Положение о блоке дополнительного образования школы. Примерный текст такого положения приведен в приложении 1.

В-­третьих, заключить договор о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями – центром (домом) детского творчества, детской спортивной школой, музеем, библиотекой и т. п.(приложение 2). В-­четвертых, разработать должностные инструкции на всех тех работников, которые заняты в БДО.
При этом важно помнить, что должностные инструкции устанавливают их задачи, функции, права, обязанности и ответственность и необходимы:

  • для определения статуса работника в учреждении и определения объема его работы;
  • устранения расплывчатости в формулировке его профессиональных обязанностей и ограничения круга деятельности.

Должностная инструкция является основанием для определения квалификационной категории, а также установления доплат и надбавок сотруднику. Она разрабатывается на основании должностной квалификационной характеристики; правил внутреннего трудового распорядка, устава учреждения и обобщения материалов по объемам работы и затратам рабочего времени работника, утверждается директором учреждения и согласовывается с профсоюзным комитетом. Должностная инструкция состоит из следующих разделов:

  • общие положения – определяется сфера деятельности работника, порядок его назначения, замещения и увольнения; здесь же перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности;
  • функции – отражаются основные направления и стороны деятельности специалистов;
    должностные обязанности – указываются направления деятельности, формы участия в деятельности учреждения (руководит, решает, осуществляет и т. п.);
  • права – определяются предоставляемые права для выполнения возложенных функций;
    ответственность – устанавливаются виды ответственности по выполнению возложенных обязанностей;
  • взаимоотношения, связи по должности – устанавливаются лица, учреждения и организации, с которыми работник вступает в деловые взаимоотношения.

Образцы должностных инструкций заместителя директора школы по дополнительному образованию и педагога дополнительного образования, содержанием которых можно воспользоваться при разработке подобных документов, приведены в приложении 3 и приложении 4. Заметим при этом, что они не носят нормативного и обязательного характера; каждая из них это ориентировочный перечень функциональных обязанностей, которые могут уточняться и видоизменяться в зависимости от условий каждого учреждения.

В­-пятых, разработать, обсудить на методическом (педагогическом) совете и утвердить образовательные программы дополнительного образования детей, на основе которых будут работать детские творческие объединения – кружки, студии, клубы, спортивные секции.

Приложение 1 

ПОЛОЖЕНИЕ
о блоке дополнительного образования детей школы № ______

1. Общие положения
1.1. Блок дополнительного образования (далее – БДО) создан в целях формирования единого образовательного пространства общеобразовательной школы № ____ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. БДО является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
1.2. БДО предназначен для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
1.3. Работа БДО строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.
1.4. БДО создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора общеобразовательной школы по представлению Совета школы.
1.5. Руководителем БДО является заместитель директора по дополнительному образованию, который организует его работу и несет ответственность за результаты его деятельности.
1.6. Содержание образования БДО определяется образовательными программами – типовыми (примерными) – рекомендованными Минобрнауки России, модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможны постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.
1.7. Прием обучающихся в БДО осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.
1.8. Структура БДО определяется целями и задачами дополнительного образования детей в ОУ, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: в качестве таковых могут быть кружки, студии, секции, профильные лаборатории, клубы и т. д.
1.9. Штатное расписание БДО формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием БДО (в составе штатных единиц могут быть заведующие отделами, методисты, педагоги­-организаторы, педагоги-­психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.). Деятельность сотрудников БДО определяется соответствующими должностными инструкциями.
1.10. Объединения БДО располагаются в__ (указать, где: в основном здании школы, в других ОУ и организациях; в последнем случае необходимо отметить, что материально­техническое, программно-­методическое, кадровое обеспечение этих объединений и контроль за их работой осуществляет БДО на основе договора с соответствующей организацией, на базе которой они располагаются).
2. Задачи блока дополнительного образования
Деятельность БДО направлена на решение следующих задач:
2.1. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;
2.2. Личностно­нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
2.3. Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
2.4. Формирование общей культуры школьников;
2.5. Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
3. Содержание образовательного процесса в БДО
3.1. В БДО реализуются программы дополнительного образования детей:
3.1.1. Различного уровня (указать, какого: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего и т. д.);
3.1.2. Различных направленностей (указать, каких: художественной, физкультурно­спортивной, научно­технической и др.).
3.2. Занятия в детских объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между которыми фиксируется в образовательной программе.
3.3. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно исходя из образовательно­воспитательных задач, психолого­педагогической целесообразности, санитарно­гигиенических норм, материально­технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.
3.4. Педагогические работники БДО могут пользоваться типовыми (примерными) – рекомендованными Минобрнауки России – программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее – ОУДОД).
4. Организация образовательного процесса
4.1. Работа БДО осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно­тематических планов, утвержденных директором школы или его заместителем по дополнительному образованию.
4.2. Учебный год в БДО начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается увеличение нагрузки педагога.
4.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в ОУ.
В этой связи при зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья и заключение о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.
Расписание составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации БДО и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.
4.4. Списочный состав детских объединений БДО составляет:
на первом году обучения – 12–15 чел.;
на втором году обучения – 10–12 чел.;
на третьем и последующих годах обучения – 8–10 чел.
Численный состав объединений, использующих компьютерную технику, составляет ___ .
Списочный состав объединения детей, занимающихся учебно­исследовательской деятельностью, составляет ___ (количество учащихся в таких группах может быть значительно меньше, чем в обычных учебных группах и составляет, как правило, 4–8 чел.; занятия могут проводиться по звеньям в 2–4 чел.).
В рамках БДО предусмотрена индивидуальная работа с детьми, участвующими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 ч в неделю).
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства используются на открытие новых детских объединений.
4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ОУДОД. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 от 30.06.2003).
4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3–5 чел.) или индивидуально.
4.7. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. В БДО используются следующие формы аттестации (указать используемые формы: это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.).
4.8. Зачисление обучающихся в БДО осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится в ситуациях нарушения ими устава школы, Правил внутреннего распорядка. За учащимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения санаторно­курортного лечения.
4.9. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр
и др.). В работе объединения могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.
4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.
4.11. В БДО ведется методическая работа, направленная на совершенствование содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повышение педагогического мастерства работников.

Приложение 2

ДОГОВОР
о сотрудничестве ОУ с учреждением дополнительного
образования детей «_____»__________________200___ г.

Учреждение дополнительного образования детей (далее – УДОД)
_____________________________________________________________________________
(название, адрес)
в лице директора _____________________________________________________________
(Ф. И. О.)
и общеобразовательная школа № __ (далее – ОУ) __________________________________
в лице директора _____________________________________________________________
(Ф. И. О.)
заключили настоящий договор о сотрудничестве и творческих контактах.
Стороны взяли на себя следующие обязательства:
1. УДОД обязуется:
1.1. Организовать работу педагогов УДОД _____________________________________,
(Ф. И. О)
(направление деятельности, название программы)________________________ на базе ОУ и обеспечить программно-­методическое сопровождение их деятельности.
1.2. Контролировать выполнение образовательных программ и воспитательного процесса в детских объединениях в соответствии с разработанными планами.
1.3. Принимать участие в совместных культурно-­досуговых программах, акциях и мероприятиях.
2. ОУ обязуется:
2.1. Создать необходимые условия для работы педагогов дополнительного образования: предоставить помещения (учебные классы, актовый зал, комнаты и т. п.) для проведения занятий и массовых мероприятий.
2.2. Принимать участие в совместных мероприятиях и программах.
3. Условия договора:
3.1. Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
3.2. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение времени, необходимого для реализации образовательных программ.
3.3. Договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон, о чем она должна уведомить другую сторону не менее чем за 3 месяца до расторжения договора.
3.4. Все дополнения, соглашения, принятые для развития данного договора, оформляются в письменном виде и скрепляются подписями и печатями обеих сторон.
Юридические адреса сторон:
УДОД _________________
Адрес _________________
Телефон _______________

Директор ______________
М. П.
ОУ _____________________
Адрес ___________________
Телефон _________________

Директор _________________
М. П.

Приложение 3

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
заместителя директора по дополнительному образованию

1. Общие положения
1.1. Заместитель директора по дополнительному образованию является руководителем БДО детей в школе и подчиняется непосредственно директору школы.
1.2. Заместитель директора по дополнительному образованию назначается на должность и увольняется с должности приказом директора школы согласно Трудовому кодексу РФ.
1.3. Заместитель директора по дополнительному образованию в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, основными документами и материалами в области общего и дополнительного образования детей; уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка школы, приказами и распоряжениями директора школы, Положением о БДО детей и настоящей должностной инструкцией.
1.4. На должность заместителя директора по дополнительному образованию назначается лицо с высшим образованием, стажем работы в системе образования не менее
5 лет.
1.5. Заместитель директора по дополнительному образованию является материально ответственным лицом.
2. Функции
2.1. Организация работы БДО детей в общеобразовательной школе.
2.2. Создание условий в школе для проектирования и реализации образовательных программ дополнительного образования детей, культурно­досуговых программ различного уровня и направленности.
2.3. Планирование, организация и контроль деятельности педагогического коллектива школы по всему кругу вопросов, касающихся дополнительного образования детей, его интеграции с основным (общим) образованием.
2.4. Реализация функции управления: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, стимулирование, мотивация сотрудников, занятых в БДО школы.
2.5. Изучение опыта, проведение экспертизы дополнительных образовательных программ и учебных планов, культурно­досуговых программ, организация мероприятий по их реализации.
3. Должностные обязанности
Заместитель директора по дополнительному образованию:
3.1. Осуществляет постоянное руководство работой БДО в соответствии с его Положением и уставом школы, разрабатывает локальные документы, регламентирующие деятельность БДО.
3.2. Организует перспективное и текущее планирование работы педагогического коллектива школы по дополнительному образованию детей, а также анализ, обеспечение и контроль за выполнением его планов и программ.
3.3. Осуществляет подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации.
3.4. Составляет расписание работы учебных групп блока дополнительного образования.
3.5. Организует контроль за деятельностью педагогических работников, осуществляющих дополнительное образование детей в школе.
4. Права
Заместитель директора по дополнительному образованию имеет право:
4.1. Проверять выполнение должностных обязанностей, эффективность использования рабочего времени каждого сотрудника, требовать своевременного представления необходимой информации, отчетов и объяснений, давать необходимые распоряжения и применять санкции в пределах своей компетенции.
4.2. Производить оценку деятельности работников, вносить предложения в администрацию школы по ее итогам.
4.3. Коллегиально с директором, его заместителями, общественными организациями принимать решения о создании подразделений дополнительного образования на базе школы.
4.4. Иметь педагогическую нагрузку при внутреннем и внешнем совместительстве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом школы, действующим законодательством.
5. Ответственность
Заместитель директора по дополнительному образованию несет ответственность:
5.1. За организацию деятельности БДО, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
5.2.За несоблюдение выполнения должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
6. Взаимоотношения, связи по должности
Заместитель директора по дополнительному образованию осуществляет взаимодействие со следующими должностными лицами, учреждениями и организациями:
6.1. Директором школы – по вопросам подбора, расстановки, ротации кадров, их мотивации, профессионального роста, увольнения.
6.2. Инженером (специалистом) по охране труда – по вопросам соблюдения норм и правил охраны труда.
6.3. Заместителем директора школы по воспитательной работе – по вопросам организации совместных программ и мероприятий.
6.4. Заинтересованными организациями по вопросам организации дополнительного образования детей.

Приложение 4

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
педагога дополнительного образования

1. Общие положения
Педагог дополнительного образования:
1.1. Является организатором образовательного процесса в детских объединениях БДО школы (кружках, студиях, секциях и т. д.) и подчиняется непосредственно заместителю директора школы по дополнительному образованию.
1.2. Назначается на должность и увольняется с должности приказом директора школы согласно Трудовому кодексу РФ.
1.3. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, основными документами и материалами в области общего и дополнительного образования детей; уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка школы, приказами и распоряжениями директора школы, Положением о БДО школы и настоящей должностной инструкцией.
1.4. Является материально ответственным лицом.
1.5. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо с высшим или средним специальным образованием.
2. Функции
2.1. Основными функциями педагога дополнительного образования являются:
2.1.1. Создание в детском объединении условий для реализации образовательных и культурно­досуговых программ дополнительного образования детей различного уровня и направленности;
2.1.2. Планирование, организация и анализ своей деятельности по всему кругу вопросов, касающихся дополнительного образования детей в своем направлении, его интеграции с основным (общим) образованием.
2.2. Педагог дополнительного образования реализует функции анализа, планирования, организации, контроля, регулирования деятельности детского объединения, стимулирования, мотивации детей.
3. Должностные обязанности
Педагог дополнительного образования:
3.1. Осуществляет руководство кружком, клубом, секцией, студией и другими видами детских творческих объединений:
3.1.1. Комплектует состав учебных групп, принимает меры по его сохранению в течение срока их работы;
3.1.2. Составляет планы и программы с учетом дифференцированного подхода к обучающимся или осуществляет подбор примерных (типовых) программ;
3.1.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения исходя из психофизиологической, социально­экономической целесообразности;
3.1.4. Обеспечивает соблюдение санитарно­гигиенических норм в ходе учебного процесса;
3.1.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.1.6. Участвует в деятельности методических объединений учреждения.
3.2. Пропагандирует детское творчество:
3.2.1.Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию;
3.2.2. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников;
3.2.3. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, творческих отчетах, выставках, конкурсах, соревнованиях и др.;
3.2.4. Оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
3.2.5. Осуществляет связь с другими коллективами по своему профилю деятельности.
3.3. Ежемесячно отчитывается о работе детского объединения перед заместителем директора.
3.4. Выполняет правила внутреннего трудового распорядка.
3.5. Участвует в общей работе педагогического коллектива школы, посещает педагогические советы и производственные совещания.
4. Права
4.1. Педагог дополнительного образования имеет права, предусмотренные законом "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, а также права, предусмотренные в уставе школы.
4.2. Педагог дополнительного образования имеет право:
4.2.1. Предлагать администрации изменения в программе своего объединения;
4.2.2. Вносить предложения по улучшению педагогической деятельности;
4.2.3. Пользоваться в установленном порядке имуществом школы;
4.2.4. Участвовать в экспериментальной деятельности;
4.2.5. Составлять удобное для детей расписание;
4.2.6. Издавать свои педагогические разработки;
4.2.7. Привлекать родителей для работы с детьми;
4.2.8. Участвовать во внебюджетной деятельности школы;
4.2.9. Получать установленные надбавки и доплаты.
5. Ответственность
Педагог дополнительного образования несет ответственность:
5.1. За качество работы с детьми, соблюдение прав и свобод обучающихся, правил охраны труда и санитарно-­гигиенических норм в период проведения занятий.
5.2. За выполнение своих трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
6. Взаимоотношения, связи по должности
Педагог дополнительного образования осуществляет взаимодействие со следующими должностными лицами, учреждениями и организациями (дается их перечень в соответствии с производственной необходимостью).

Авторы: Буйлова Л.Н., канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования, Кленова Н.В., канд. филос. наук, директор Городского программно­методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 30 сентября 2016 г.
  • Государственное (муниципальное) задание: проблемы финобеспечения и подготовка к 2017 году)
  • Участвовать!
  • 7 октября 2016 г.
  • Организация локальной системы выявления и поддержки одаренных детей
  • Участвовать!
  • 14 ноября 2016 г.
  • Содержания и структуры оценочной деятельности учителя в соответствии с требованиями ФГОС основного и общего среднего образования
  • Участвовать!
  • 18 ноября 2016 г.
  • Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации»
  • Участвовать!
  • 8 декабря 2016 г.
  • Независимая оценка качества образования: текущее состояние и перспективы развития
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования
  • Семинар «Локальные нормативные акты образовательной организации: проблемы разработки, принятия, применения»
    7 октября 2016 г.,
    г. Уфа

    Программа семинара
  • Семинар «Локальные нормативные акты образовательной организации: проблемы разработки, принятия, применения»
    21 октября 2016 г.,
    г. Челябинск

    Программа семинара
  • Семинар «Современные подходы к управлению образовательной организацией: новые форматы управленческой команды и инструменты управления»
    11 ноября 2016 г.,
    г. Чебоксары

    Программа семинара

Опрос

Планируете ли вы проводить в этом учебном году мероприятия по модернизации школьной библиотеки?

  • Да, масштабные 0%
  • Да, но незначительные 100%
  • Нет, но очень хотелось бы 0%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-48-22 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль