Требования к оформлению отчета по итогам экспериментальной деятельности

8559
  • Промежуточный и итоговый отчет по итогам экспериментальной деятельности в образовательном учреждении
  • Основные структурные элементы отчета
  • Форма промежуточного отчета экспериментальной площадки - ГОУ
  • Алгоритм составления реферата по отчету об экспериментальной деятельности

наверх

Промежуточный и итоговый отчет
по итогам экспериментальной деятельности в образовательном учреждении

Одним из важных документов, в котором описываются результаты деятельности экспериментальной площадки, является отчет. Он оформляется в соответствии с требованиями заказчиков: федеральных, региональных или муниципальных органов управления образованием. При оформлении отчетов экспериментальной деятельности целесообразно опираться на существующие требования.

Отчет – это документ, который, содержит систематизированные данные об эксперименте: описывает состояние проблемы, процесс исследования и его результаты.

В практике деятельности экспериментальных площадок (далее – ЭП), как и в научно­исследовательской работе, различают два вида отчетов: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчет аккумулирует в себе результаты отдельных, обозначенных в плане, этапов экспериментальной работы (приложение 1). В нем отражены: промежуточные результаты работы коллектива по экспериментальной деятельности (далее – ЭД). Он включает:

  • общие сведения об ЭП;
  • название региона;
  • наименование образовательного учреждения;
  • контактную информацию (адрес, телефон, факс, электронную почту, веб­сайт);
  • сведения о научных руководителях;
  • дату открытия ЭП с указанием реквизитов приказа о присвоении статуса экспериментальной площадки;
  • содержание отчета с указанием темы экспериментальной работы;
    ее цели; названия этапа (аналитико­проектировочный, исполнительский, обобщающий).

Далее авторам отчета следует отразить задачи этапа и раскрыть краткую характеристику полученных результатов с описанием форм их представления:

  • пакет нормативных правовых, учебно­программных или научно­методических документов;
  • аналитическая справка;
  • методическое пособие;
  • статья;
  • рецензия.

Итоговый (заключительный) отчет завершает весь цикл экспериментальной работы.

Ответственность за достоверность представляемых в отчете данных несут руководитель ЭП от образовательного учреждения и утвержденный научный руководитель от курирующей организации (консультант).

Строгие требования к объему отчетов по экспериментальной деятельности отсутствуют, и, как правило, все исходят из разумной достаточности, определяемой проблемой исследования, степенью ее разработанности, сроками эксперимента (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), масштабностью задач и др.

Исходя из положительного опыта, можно предложить объем промежуточного отчета от 5 до 10 страниц текста, напечатанного 14 кеглем через полтора интервала; объем итогового отчета – около 100 страниц.

наверх

Основные структурные элементы отчета

К основным структурным элементам отчета относятся:

  • титульный лист;
  • список исполнителей;
  • реферат;
  • содержание;
  • термины и определения;
  • обозначения и сокращения;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения.

Структура итогового отчета является естественным следствием проведенной работы и, если эксперимент в отчетности образовательным учреждением хорошо спланирован и работа по его реализации осуществлялась системно, то написание отчета – это интересная творческая деятельность, приносящая удовлетворение результатами.

Титульный лист – это заглавная страница отчета, которая является первичным источником информации. На титульном листе сверху указывается название образовательного учреждения или другой организации (например, Департамент образования, Научно­методический центр, Центр оценки качества образования и др.), в которой осуществлялся эксперимент. Далее приводятся название, вид отчета (итоговый или промежуточный), должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы руководителей от экспериментальной площадки и научной организации, курирующей работу. Внизу страницы – место и дата составления отчета.

Список исполнителей включает фамилии и инициалы ответственного исполнителя (как правило, в ОУ это заместитель директора по научно­методической работе), педагогов­исполнителей и всех соисполнителей, принимавших творческое участие в экспериментальной работе, с указанием должности и, если есть, ученой степени. Список представляется столбцом. Слева указываются должность, степень и звание участника эксперимента, справа – его фамилия и инициалы.

Реферат – это краткое содержание отчета. Он содержит:

  • перечень ключевых слов;
  • указание на объем отчета;
  • количество его частей;
  • число иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;
  • текст реферата (краткое содержание отчета).

Перечень ключевых слов в среднем должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

  •  цель экспериментальной деятельности;
  • процедуру ее достижения;
  • результаты работы с указанием их значения в качественном развитии практики образования (где и какие результаты внедрены, каковы итоги внедрения).

Пример составления реферата приведен в приложении 2.

Содержание включает:

  • введение;
  • название всех разделов;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета о результатах экспериментальной работы.

В отчете объемом не более 10 страниц содержание обычно не составляется.

Перечень понятий и определений начинают со слов: "В настоящем отчете применяют следующие понятия с соответствующими определениями".

Запись обозначений и сокращений приводится в порядке их использования в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями. Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке размещаются сокращения, условные обозначения, символы, термины, справа – их детальная расшифровка.

В этой части отчета кратко обосновывается актуальность темы экспериментальной работы, формулируются предмет, объект, цель и задачи эксперимента, обозначаются проблема и гипотеза, которая проверялась в ходе эксперимента, кратко описываются основные реализуемые идеи и подходы, а также указывается значение проведенной работы для развития образовательной практики. Если в ходе эксперимента были получены теоретические продукты – разработаны модели или системы, выделены и сформулированы принципы, выявлены закономерности, определена совокупность психолого­педагогических или организационных условий и др., то в отчете важно отразить теоретическое значение работы, ее вклад в педагогическую науку. Знакомясь с введением, эксперт или заказчик должен получить ориентировку в последующем тексте.

Во введении промежуточного отчета по какому-­либо этапу экспериментальной работы приводятся цели и задачи описываемого этапа, их место в выполнении эксперимента в целом.

В основной части отчета приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты работы.

Она должна содержать:

  • описание содержания работы в соответствии с задачами экспериментальной работы (что делали?);
  • описание методов и методик осуществления экспериментальной деятельности (как делали?);
  • описание и оценку результатов работы, включающих оценку полноты решения поставленных задач и обоснование необходимости продолжения исследований по данной теме;
  • указание на формы внедрения результатов в массовую практику образования (публикации, научно­практические конференции, форумы, обучающие курсы, отдельные семинары, мастер­классы, стажировки и др.).

Заключение должно содержать:

  • краткие выводы по результатам выполненной работы;
  • общую оценку эффективности внедрения результатов эксперимента в практику образования по выделенным критериям и показателям;
  • конкретные предложения (рекомендации) по использованию результатов экспериментальной деятельности.

Литературные источники должны быть представлены так, чтобы можно было найти как сам источник, так и необходимую информацию в нем. Для каждого источника необходимо указать: фамилии и инициалы всех авторов, название работы, название журнала, его выходные данные (том, номер и др.), название сборника, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные, для всех источников – место, издательство (для непериодических изданий), год издания, общее число страниц.

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (сначала приводятся источники, опубликованные на русском языке, а затем – на иностранных языках); источники размещаются в алфавитном порядке, если несколько произведений одного автора, то по дате издания. В список литературы включаются печатные издания (книги, брошюры, статьи и т. д.) и интернет­источники. Слово "журнал" не пишется, указываются название журнала без кавычек, затем год и номер. Сборники в списке приводятся по их названию в алфавитном порядке, указываются редактор (составитель), место и год издания. Если место издания Москва – пишут М., Санкт­Петербург – СПб. Названия других городов не сокращаются. Приведем пример: Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях. М.: АПКиПРНО, 2004. 116 с.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной экспериментальной деятельностью, которые по каким­-либо причинам не могут быть включены в основную часть. Это могут быть:

  • договоры или другого типа документы, необходимые для выполнения экспериментальной работы;
  • протоколы наблюдений, наборы опросных листов, анкет и др.;
  • учебные планы и программы курсов повышения квалификации, проведенных по теме эксперимента; программы конференций, семинаров и др.;
  • список социальных партнеров, принимавших участие в эксперименте и др.;
  • инструкции, методики, разработанные в процессе работы;
  • иллюстрации вспомогательного характера;
  • акты внедрения результатов экспериментальной деятельности и др.

В тексте отчетности образовательной организации на все приложения должны быть даны ссылки.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение". Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой и номер арабскими цифрами.

Приложения могут иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Слово "Рисунок" и его наименование располагают посередине строки.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1. Модель управления образовательным учреждением.

При ссылках на иллюстрации следует писать "... в соответствии с рисунком 2".

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Его следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Ссылки следует давать в квадратных скобках, например [23, с. 20]. Это означает: смотри с. 20 в работе, которая в списке литературы стоит под номером 23. Ссылки даются в следующих случаях:

  • во­первых, когда приводится фамилия ученого, педагога, на которого ссылаются авторы отчета;
  • во­вторых, когда речь идет о каких­либо авторах без указания имен, что они думают так­то и так­то;
  • в­третьих, когда приводится цитата или мысли автора в форме косвенной речи.

Надо помнить, что если в отчете есть список имен ученых, которые занимались этой проблемой, то в тексте ссылка приводится сразу после упоминания имен, а не в конце предложения.

 

наверх

Форма промежуточного отчета экспериментальной площадки

Приложение 1

______________________________________________

             (наименование образовательного учреждения)

за отчетный период _____________________________________

                                          (указать дату)

1. Общие сведения

1.1. Регион Российской Федерации

1.2. Наименование учебного заведения

1.3. Адрес

1.4. Телефон

1.5. Факс

1.6. Электронная почта

1.7. Web­сайт

1.8. Руководитель экспериментальной площадки от образовательного учреждения
(Ф. И. О., должность, ученая степень, ученое звание)

1.9. Руководитель экспериментальной площадки от органов управления образования (Ф. И. О., должность, ученая степень, ученое звание)

1.10. Дата создания экспериментальной площадки и реквизиты приказа о присвоении статуса экспериментальной площадки

1. Содержание отчета

Тема ……………………………………………………………………………………………….

 

Цель ……………………………………………………………………………………………….

 

Этап ……………………………………………………………………………………………….

 

№ п/п

 

Задачи этапа и содержание деятельности

 

Краткая характеристика результатов и формы их представления

 

Публикации результатов

 

Совещания, семинары по теме экспериментальной работы (с указанием сроков)

 

 

 

 

 

 

 

Научные руководители

____________________ (от экспериментальной площадки)

М. П. ____________________ (от органов управления образования)

наверх

Алгоритм составления реферата по отчету об экспериментальной деятельности

Приложение 2

Отчет ___ с., ___ ч., ___ рис., ___ табл., ___ источников, ___ прил.

<ключевые слова – от 5 до 15 слов или словосочетаний в именительном падеже, через запятую>

Текст реферата должен отражать:

  • тему исследования;
  • цель работы;
  • методологию проведения работы;
  • результаты работы;
  • рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов ЭД;
  • область применения;
  • практическую значимость работы;
  • прогнозные предположения о развитии темы экспериментальной работы.

Если отчет не содержит каких-­либо элементов (таблиц, рисунков, приложений) или сведений по какой­-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Автор: Сергеева Т.А.,
зав. кафедрой образовательного проектирования Учебного центра ФИРО, г. Москва

наверх



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль