Организация самоподготовки учеников в школах полного дня

9254

С.Ю. Прохорова,
канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования Ульяновского ИПК и ПРО

Самоподготовка учащихся включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку младших школьников.

Специфика обучения в школах полного дня:

  • весь образовательный процесс проходит в основном в школе, учитель является руководителем всего процесса обучения;
  • уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы школы;
  • существует возможность применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.

Организация выполнения учебных заданий – важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение.

От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности. Педагог школы полного дня или воспитатель группы продленного дня способен помочь учащимся в организации самоподготовки.

Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний, должны соблюдаться следующие условия:

  • подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока (без дублирования методов и приемов самоподготовки);
  • правильная постановка домашнего задания;
  • правильная организация самоподготовки, предусматривающая последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;
  • разработка системы выполнения заданий на уроке;
  • творческий подход к использованию режимных моментов (проведение самоподготовки в период проявления повышенной работоспособности – с 15 до 16 ч);
  • использование учебно-материальной базы школы.

К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:

  • создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);
  • строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;
  • оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;
  • обучение рациональным приемам учебного труда;
  • обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;
  • формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;
  • формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;
  • применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;
  • поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;
  • представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;
  • назначение учащихся-консультантов.

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

Структура самоподготовки:

  • вводная часть;
  • самостоятельная работа;
  • подведение итогов.

Самоподготовка – это ежедневное вне­урочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребенка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.

Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.

Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определенных требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:

  • точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
  • подчинение указаниям воспитателей;
  • наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;
  • обеспечение порядка на рабочем месте;
  • экономия и полное расходование времени, отведенного на самоподготовку;
  • соблюдение правил запрета и разрешения.

Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.

Правила запрета:

  • нельзя опаздывать на самоподготовку;
  • нарушать тишину;
  • отвлекать товарищей от работы;
  • использовать методы работы, вызывающие шум;
  • вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;
  • беседовать с воспитателем в полный голос;
  • громко давать консультацию;
  • недобросовестно выполнять задания;
  • считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

 Правила разрешения:

  • можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;
  • пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
  • выходить из класса на время;
  • самостоятельно выбирать метод выполнения задания;
  • при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
  • оказывать помощь товарищам;
  • делать паузы для кратковременного отдыха;
  • обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;
  • проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
  • отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;
  • после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;
  • заучивать стихотворения и т. д.

Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.

Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:

  • равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
  • регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца;
  • чистота оконных стекол;
  • недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
  • использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
  • поддержание нормального температурного режима;
  • регулярное проветривание классных комнат;
  • использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
  • влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
  • поддержание чистоты и порядка в классе;
  • соблюдение школьниками личной гигиены;
  • сохранение у детей правильной позы во время работы;
  • проведение физкультминуток;
  • особое отношение к ослабленным болезнью детям;
  • устранение шумовых раздражителей;
  • предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке учащихся:

  • регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;
  • самостоятельное выполнение заданий учащимися;
  • поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.

Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:

  • отказ от применения каких-либо мер наказания;
  • использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
  • недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;
  • терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
  • поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
  • привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы при условии должного обеспечения учебными пособиями в школах. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.

В помощь учащимся предлагается памятка по организации самоподготовки (приложение).

Приложение

ПАМЯТКА
для учащихся
"Организация самоподготовки"

Общие рекомендации:

  • всегда начинай домашнюю работу в точно установленное время;
  • прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;
  • о том, что задано, узнавай по записи в дневнике или по закладке в учебнике;
  • приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начать;
  • начинай самоподготовку в определенном порядке;
  • старайся справиться со всеми затруднениями самостоятельно;
  • забыл правило – постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.

Рекомендации к решению задач:

  • прочитай внимательно задание; если не понял содержание, прочитай еще раз, подумай;
  • повтори условие задачи и ее вопросы;
  • подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
  • подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопросы задачи;
  • подумай, по какому плану будешь решать задачу;
  • проверь ход решения, ответ.

Рекомендации к списыванию текста:

  • прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его;
  • повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его;
  • выдели орфограммы в списываемом тексте;
  • прочитай предложение так, как оно написано (орфографически);
  • повтори предложение, не глядя в текст, орфографически;
  • пиши, диктуя себе, проговаривая орфографически;
  • проверь написанное: читай то, что написал, отмечая слоги; подчеркни орфограммы в написанном; сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Рекомендации по заучиванию стихотворений:

  • приготовление уроков начинай с работы над стихотворением;
  • тихо прочитай стихотворение вслух; помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить; выясни все незнакомые слова и выражения;
  • громко прочитай стихотворение; при прочтении постарайся уловить мелодию, ритм стихо­творения;
  • прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно;
  • через 2 минуты попробуй повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие или настроение;
  • через 2–3 часа повтори стихотворение 2–3 раза, не заглядывая в текст;
  • перед сном еще раз повтори стихотворение;
  • утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти.

Дополнительные материалы:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль