Организация ученического самоуправления в школе

792
Организация ученического самоуправления в школе

Невозможно модернизировать современное образование, если проводить разграничение с решением проблемы ученического самоуправления. Современная педагогическая практика показала, что детям необходимо создавать ученическое самоуправление в школах. Прежде всего, это способ их адаптации к взаимодействию не только лишь между собой, но еще и со взрослыми. Собственно говоря, самостоятельное управление позволяет учащимся развивать свою личность, уметь правильно само выражаться и само утверждаться.

Роль современных тенденций образования в ученическом самоуправлении в школе

Современность характеризуется внесением значительных перемен в систему образования. В условиях внедрения изменений, внесения новшеств, важно не забывать и о том, что самостоятельное управление также выходит на абсолютно новый уровень. Важно донести концепцию этого вида организации взаимоотношений между школьниками им самим, ведь суть организации такой деятельности заключается отнюдь не в том, чтобы одни дети управляли другими. Это мнение ошибочное. На самом деле следует углубиться в цели и направление ученического самоуправления в школе. Цель заключается в том, чтобы обучить учащихся основным принципам демократии, методам управления собой, своими действиями и стилем жизни в той социальной среде, в которой человек проживает.

Реализация идеи ученического самоуправления в школе

Чтобы понять, как именно действует организация учеников, следует разобраться с этим на практике. Выглядит это как взаимообогащающий диалог учеников между собой, а также учащихся со взрослыми людьми. При таком методе организации педагогического процесса в школе, следует изменять степень ролевых позиций его участников, определять их уровень свободы. Как уже отмечалось ранее, организация субъект-субъектного взаимодействия учеников, происходит через:

  • взаимодействие ученик–ученик (как правило, начиная с внутриклассового, заканчивая выходом на общешкольный уровень сотрудничества);
  • взаимодействие взрослый–ребенок, в котором первый субъект может быть как родителем ученика, так и его преподавателем. Важно использовать метод равного взаимодействия, чтобы установить максимальный контакт с учеником и на практике применить методику партнерских отношений.

Важно наладить такой диалог, который мог бы называться «настоящим». Такому виду взаимоотношений присущ принцип равенства сторон между собой, восприятие одним человеком ценностей другого. Именно к этому должна приводить работа ученического самоуправления в школе.

Определение ученического самоуправления, подразумевает одну из форм развития ребенка. Это своего рода движение, представляющее особо организованную деятельность учащихся, значимую как для личности, так и для сообщества взаимодействующих между собой субъектов. Главными задачами ученического самоуправления в школе можно считать:

  1. удовлетворение потребностей учеников в общении;
  2. свобода в самореализации, с обозначением целей или идеи;
  3. развитие самостоятельности с ранних лет.

Главные принципы организации ученического самоуправления в школе

Любая методика подразумевает наличие принципов, позволяющих определить ее как способ организации. Исключением не стало и ученическое самоуправление. Основываясь на работы Н.П. Капустина, можно обозначить следующие, основополагающие принципы организации и работы самоуправления учеников в школе:

  1. контроль со стороны педагогического состава. Способствует развитию путем применения консультационной помощи ученикам от классного руководителя, причем для каждой ветви самоуправления в частности;
  2. принцип предметности. Любая организация должна создаваться для регулирования взаимоотношений в той или иной области взаимодействия;
  3. планирование работы ученического самоуправления в школе. Подразумевает собой создание единого плана деятельности, главными участниками и исполнителями которого должны выступать сами органы самоуправления;
  4. принцип выборности. Действует в точности, как и аналогичный принцип организации существования демократического государства. Т.е. органы самоуправления должны избираться в определенном порядке, закрепленном в Положении о структуре и функциях деятельности ученического самоуправления;
  5. сменяемость руководящих функций, а также видов деятельности с периодичностью в один учебный год;
  6. построение пирамиды власти. Характеризуется тем, что начало идет снизу вверх, а не наоборот;
  7. все учащиеся должны выполнять активную роль в организации работы ученического самоуправления в школе;
  8. согласие после принятия совместного решения.

Использование вышеперечисленных принципов позволит организовать правильную работу ученического самоуправления, наладить ее и дать толчок к развитию, что в свою очередь, подчеркнет правильность такого рода педагогического процесса.

Структура ученического самоуправления в школе

Структура присуща каждой организации, которая создана для выполнения определенных целей или задач. Самоуправление, как и управление персоналом в школе, характеризуется трехуровневой системой, а именно:

  1. классное ученическое самоуправление в школе (как правило, разнообразное, в зависимости от класса, а так же от видов деятельности, к примеру, познавательная или же оздоровительная и т.д.);
  2. школьное ученическое самоуправление (более широкое понятие, характеризующееся разнообразием органов самоуправления);
  3. школьное самоуправление (не стоит путать с предыдущим уровнем, так как существует ряд различий).

В целом несмотря на относительную «молодость» система ученического самоуправления в школах уже начинает приносить свои плоды. Особенно в том случае, когда шефство над такими организациями берет на себя классный руководитель, внося свои предложения, и не навязывая стереотипного мнения.

Таким образом, дети не только научатся быть ответственными уже со школьной скамьи, но и начнут заниматься саморазвитием, не будут пассивно наблюдать за событиями, которые их чем-либо не устраивают, а будут уметь решать их демократическим путем. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль