Правовые аспекты организации групп продленного дня

21411

Группы продленного дня в начальной школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Автор статьи предлагает обратить внимание на особенности организации деятельности учащихся в группах продленного дня.

Согласно п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (далее – Типовое положение), общеобразовательное учреждение (далее – школа) вправе открывать группы продленного дня в начальной школе по запросам родителей (законных представителей) обучающихся. В данном случае слово "вправе" означает, что принятие решения о создании группы продленного дня целиком находится в компетенции школы. Ни учредитель, ни вышестоящие органы управления образованием, ни родители (законные представители) учащихся не могут требовать создания продленки, если школа не имеет на то желания или возможности.

Современное законодательство Российской Федерации, в т. ч. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании), не содержит точного определения понятия "группа продленного дня" (в Законе об образовании об этих группах вообще не сказано ни слова). Однако это не должно препятствовать созданию продленок.

Согласно методическим рекомендациям "Организация и режим работы группы и школ продленного дня", утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79 (далее – Методические рекомендации), группы продленного дня представляют собой одну из форм общественного воспитания детей, располагающую большими возможностями для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач.

Группы продленного в начальной школе дня создаются в школе для учащихся 1–8-х классов при наличии необходимой материальной базы и при условии, что их организация не приведет к увеличению сменности занятий в школе.

Рекомендуется комплектовать продленку из учащихся одного класса либо из учеников параллельных классов. Наполняемость групп продленного дня в школе установлена в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 26 Типового положения при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп продленного дня с меньшей наполняемостью (определяется уставом школы). Время пребывания детей в продленке – до 18.00 – 19.30.

Группу продленного дня целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций или на одном этаже, что позволяет организовать дифференцированный режим и более эффективно использовать все выделенные помещения, включая рекреации.

Для учащихся 2–4-х классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделять помещения, предназначенные для игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию учащихся, дневного сна для ослабленных детей.

Важным психогигиеническим условием пребывания детей в продленке является включение в интерьер группы элементов домашней обстановки. Это способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению группы, повышает ее воспитательное значение.

В период пребывания в группе продленного в начальной школе дня дети должны переодеваться, поэтому рекомендуется иметь индивидуальные шкафчики для хранения сменной одежды, обуви и гигиенических принадлежностей. Их можно разместить в игровой или классной комнате, рекреации или другом помещении учебной секции начальных классов.

Методические рекомендации, а также действующее законодательство уделяют повышенное внимание организации групп продленного дня в начальной школе, особенно организации продленки для первоклассников.

Согласно Методическим рекомендациям минимум необходимых помещений для группы продленного дня учащихся первых классов предполагает наличие спальни и игровой комнаты. При отсутствии в школе специальных помещений для этих целей могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью (шкафами, одноярусными кроватями). Наличие таких помещений предусматривается для групп, состоящих из учащихся только одного класса.

Из письма Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" следует, что обучающиеся первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей). Внеучебная деятельность детей организуется в соответствии с их интересами и желаниями. Такие виды деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и прочее, должны продолжаться не более 30 минут.

Первоклассники, посещающие продленку, обеспечиваются трехразовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3–4 часа. Для детей седьмого года жизни и ослабленных детей рекомендуется проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 (после дневного сна продолжительностью 1,5–2 часа).

Те же требования содержит п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.

Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться не менее двух раз в течение дня общей длительностью 2,5–3 часа. При необходимости (по заявлению родителей) работа продленки может быть продолжена в каникулы.

Первое направление деятельности групп продленного дня в начальной школе – организация выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка). При этом воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся;
  • начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности);
  • ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для вторых классов – 1,5–2 часа; для третьих и четвертых классов – 2–2,5 часа;
  • предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика;
  • предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей;
  • проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1–2 минуты по мере проявления учащимися утомления;
  • предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания групповой работы в начальной школе проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).

Второе направление деятельности групп продленного дня – внеучебная деятельность: занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.

Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут для учащихся 2-х классов и 1,5 часа – для учащихся 3–4-х классов с 5–10-минутным перерывом в середине занятий. Если создан кукольный театр в начальной школе, аналогичные промежутки занятости характерны и для подготовки спектаклей.

Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1–2 раз в месяц.

Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1–2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 минут; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров – не чаще 1–2 раз в месяц.

Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).

Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возраст­ных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.

Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.

Немаловажное место в организации групп продленного дня занимает процесс комплектования их квалифицированными педагогическими кадрами. Основной является должность воспитателя группы продленного дня, соответствующая должности "воспитатель" (с 7-го по 14-й разряд), предусмотренной тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утв. постановлением Минтруда России от 11.11.1992 № 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" (далее – тарифно-квалификационные характеристики). Данное соответствие (тождество) в законодательном порядке закреплено приказом Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440 "Об установлении тождества отдельных должностей" (далее – приказ № 440).

Должность "воспитатель группы продленного дня" не включена в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Однако приказ № 440 дает всем воспитателям продленки право на льготную пенсию наравне с иными педагогическими работниками, внесенными в указанный список. Иными словами, стаж работы в должности воспитателя группы продленного дня полностью засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам воспитатель группы продленного дня в начальной школе осуществляет следующие функции:

  • планирует и организует жизнедеятельность и воспитание посещающих ее детей;
  • проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации обучающихся;
  • на основе изучения индивидуальных особенностей учеников и рекомендаций психолога планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
  • совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укреп­ление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
  • контролирует соблюдение обучающимися режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам;
  • организует с учетом возраста обучающихся работу по самообслуживанию, соблюдение требований охраны труда, участие в общественно полезной работе;
  • принимает меры по профилактике отклонений в поведении и вредных привычек в школе;
  • взаимодействует с родителями учеников или их законными представителями.

Должность воспитателя группы продленного дня должна быть предусмотрена штатным расписанием школы. Она может замещаться как основным работником, так и иным педагогом (школы или другого образовательного учреждения) в свободное от основной работы время (внутреннее или внешнее совместительство). Главным критерием в данном случае является соответствие педагогического работника квалификационным требованиям, предъявляемым тарифно-квалификационными характеристиками к должности воспитателя.

Согласно п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для воспитателей продленке установлена в количестве 30 часов в неделю.

Заработная плата воспитателям группы продленного дня выплачивается из средств фонда оплаты труда школы, предусмотренных на текущий финансовый год. С введением в действие новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений заработная плата воспитателей группы продленного дня будет рассчитываться согласно Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утв. письмом Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик".

Общее руководство деятельностью группы продленного дня осуществляет директор школы либо один из его заместителей согласно установленным должностным обязанностям. Время пребывания в группе продленного дня считается периодом образовательного процесса, поэтому согласно действующему законодательству (подп. 3 п. 3 ст. 32 Закона об образовании) школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье находящихся в ней детей.

Нормативные документы

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08")
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
  • Постановление Минтруда России от 11.11.1992 № 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации"
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440 "Об установлении тождества отдельных должностей"
  • Письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик"
  • Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
  • Методические рекомендации "Организация и режим работы группы и школ продленного дня", утв. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79

П.В. Гулидов,
юрист, эксперт информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль