Оценка заболеваемости учащихся школы

16199

В последнее время активно обсуждается проблема сохранения здоровья школьников. Организовать в образовательном учреждении целенаправленную медицинскую профилактическую работу можно с помощью регулярной оценки показателей заболеваемости учащихся, позволяющей определить уровень здоровья ребенка.

Заболеваемость детского населения изучается в основном по количеству  обращений в медицинские учреждения и по результатам  медицинских профилактических осмотров. Медицинский персонал, работающий в образовательном учреждении (далее – ОУ), должен тщательно собирать и детально анализировать всю медицинскую информацию, касающуюся каждого ученика, классов и всей школы в целом.

В функциональные обязанности школьного врача входит анализ и обобщение данных о заболеваемости учащихся по результатам профилактических осмотров, а также по показателям острой заболеваемости, частоте и тяжести обострений хронических болезней, которые отражаются в справках из медицинских учреждений. Обобщенные данные о состоянии здоровья учащихся должны обсуждаться на педсоветах (совместно с медицинскими работниками) с целью разработки профилактических и оздоровительных мероприятий и их эффективной  реализации.

Как известно, обращение ребенка к врачу в амбулаторно-поликлиническое учреждение, вызов врача на дом или госпитализация в стационар регистрируются в медицинском учреждении в учетных статистических документах с указанием установленного диагноза. После полного выздоровления или улучшения состояния учащийся приносит в школу справку, которая должна быть передана медицинской сестре и зарегистрирована в специальном журнале и в Медицинской карте ребенка для ОУ (форма № 026/у-2000) в разд. 2.11. Если ребенок после болезни поставлен на диспансерный учет в поликлинике у педиатра или врача-специалиста, то сведения об этом заносятся в разд. 3 той же медицинской карты .

Анализ медицинских справок позволяет определять уровень и структуру заболеваемости, а также выявлять детей, болеющих часто (четыре и более раз в учебном году) или длительно (25 дней и более одним заболеванием). Анализируя справки о пропусках занятий, можно вычислить среднюю продолжительность одного заболевания, а также определить детей, не пропускавших занятия  из-за болезни, и  вычислить "индекс здоровья".

Дети, часто пропускающие занятия по болезни, заслуживают особого внимания медицинских работников, т. к. за кратковременными, но частыми пропусками могут "скрываться" тяжелые заболевания крови, онкопатология, хронические процессы, нервно-психические расстройства и др. Своевременное выявление начальных стадий заболеваний и предболезненных функциональных расстройств у детей и подростков по данным о пропусках занятий и результатам профилактических осмотров является важнейшей задачей медицинских работников. Внимательное отношение к здоровью каждого учащегося позволяет вовремя обратить внимание родителей на систематическое недомогание ребенка и направить школьника в поликлинику для углубленного обследования и необходимого лечения, тем самым, предотвратив формирование возможных осложнений.

К сожалению, наш многолетний опыт показывает, что учет справок в большинстве школ налажен плохо: классные руководители допускают, чтобы дети пропускали несколько дней без представления справок, да и сами учителя нередко забывают передать их медицинской сестре. В свою очередь медицинские сестры не всегда регистрируют справки в Журнале регистрации пропусков занятий по болезни и в Медицинских картах для ОУ. Поэтому, проводимый анализ пропусков занятий по болезни, как правило, не отражает истинных показателей заболеваемости, особенно в отношении острой заболеваемости.

В настоящее время в научной и научно-популярной литературе, в СМИ и  Интернете широко используется понятие "острая заболеваемость". Однако в специальной социально-гигиенической литературе такого термина нет.

По нашему мнению, под острой заболеваемостью следует понимать совокупность всех случаев острых заболеваний, травм и отравлений, диагностированных у рассматриваемого контингента детей за отчетный период, в т. ч.:

  • острые респираторные инфекции (ОРВИ) и их осложнения (острый бронхит, острая пневмония, острый ларингит и др.);
  • острые инфекционные и паразитарные заболевания, включая детские инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.);
  • острые заболевания различных систем организма (острый гастрит, острый гепатит, острый пиелонефрит и др.);
  • острые случаи хирургической патологии (острый аппендицит, острый холецистит и др.);
  • все случаи травм и отравлений.

Для полноценного представления о состоянии здоровья учащихся необходимо учитывать не только официальные медицинские справки, но и записки от родителей, указывающие на то или иное недомогание ребенка, из-за которого он пропустил школу. Это касается, конечно, только тех случаев, когда пропуски занятий кратковременные (1–2 дня) и не частые (1–3 раза в год). При более длительных или более частых пропусках занятий классные руководители должны обязать родителей  вызывать участкового врача к больному ребенку и проводить рекомендованное обследование и лечение.

Администрация и педагоги ОУ должны помочь медицинским работникам в гигиеническом обучении и воспитании родителей, т. к., по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (далее – НИИ гигиены), только 9,8% родителей выполняют назначения школьных и участковых врачей в плане обследования ребенка у врачей-специалистов, а полностью осуществляют назначенные лечебные и физиотерапевтические процедуры менее 15% родителей.

Руководителю ОУ следует обратить внимание учителей и медицинских работников на правильную и полную регистрацию всех случаев пропусков занятий детьми по болезни, т. к. это позволит выявлять истинный уровень и причины заболеваемости и будет способствовать целенаправленной профилактической и оздоровительной работе в школе.

Нами разработаны: инструкция по оценке показателей заболеваемости учащихся (можно дополнить статью этой инструкцией), рабочий протокол и таблица окончательных данных, которыеапробированы в ряде школ Москвы.

Оценку показателей заболеваемости учащихся целесообразно проводить в конце учебного года за период с 1 сентября по 31 мая. (По требованию поликлиники, к которой прикреплено ОУ, возможен анализ за календарный год).

Оценка проводится:

  • по средней продолжительности одного случая заболевания;
  • по количеству случаев заболеваний у учащихся;
  • дней, пропущенных в связи с заболеваниями;
  • учащихся, часто болеющих (четыре и более раз в течение учебного года);
  • учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года ("индекс здоровья"),

Расчет показателей заболеваемости проводит медицинский работник ОУ. Для этого он ведет соответствующий журнал регистрации всех пропусков занятий детьми по болезни. Для полноты учета регистрируются не только справки, выданные детскими амбулаторно-поликлиническими учреждениями, но и записки от родителей.

Администрация ОУ на родительском собрании, которое рекомендуется проводить ежегодно в начале сентября, обязана разъяснить родителям необходимость учета всех пропусков учащимися занятий по болезни. В тех случаях, когда ребенок не обращался в поликлинику, но пропустил занятия в школе в течение одного или нескольких дней, родители должны написать записку и указать причину отсутствия учащегося, а также нарушения здоровья, которые они наблюдали у ребенка (насморк, головная боль, повышение температуры до 37,20С и пр.).

Классные руководители должны требовать справки, представленные из медицинских учреждений, и записки от родителей о причинах пропуска занятий и регулярно передавать их медсестре (фельдшеру) для того, чтобы она заносила сведения в журнал установленного образца и в индивидуальные Медицинские карты для ОУ.

В конце учебного года медицинская сестра (фельдшер) заполняет протокол пропусков занятий детьми по болезни для каждого класса отдельно (табл. 1).

Таблица 1

Рабочий протокол регистрации пропусков занятий по болезни

Школа №____________ Класс_________ Дата заполнения________________

 п/п

Фамилия, имя учащегося

Количество случаев заболеваний

 Количество дней пропущенных по болезни

1

 

 

 

2

 

 

 

и т. д.

 

 

 

Всего

 

 

 

Далее по каждому классу подсчитываются суммы случаев заболеваний и дней, пропущенных учащимися по болезни. Для анализа показателей заболеваемости в Таблицу окончательных данных о заболеваемости учащихся (табл. 2) в столбец "Абсолютное количество" заносятся полученные суммарные значения. Для того чтобы вычислить относительные показатели, необходимо разделить абсолютные показатели на число учащихся в классе и умножить на 100.

Таблица 2

Таблица окончательных данных о заболеваемости учащихся

Школа №________________ Класс__________ Дата заполнения________________

n =… чел. (число учащихся в классе)

Показатели

Абсолютное количество

Относительные показатели
на 100 детей

Количество случаев заболеваний
в течение учебного года

 

 

Количество дней, пропущенных
из-за заболеваний в течение учебного года

 

 

Количество детей, часто болеющих
(4 и более  раз в течение учебного года)

 

 

Количество детей, не болевших ни разу
в течение учебного года ("индекс здоровья")

 

 

Средняя продолжительность
одного заболевания (в днях)

 

 

Для того чтобы вычислить среднюю продолжительность одного случая заболевания необходимо суммарное количество дней разделить на суммарное количество случаев пропусков по болезни. Следует помнить, что средняя продолжительность одного случая болезни не может быть менее 5–6 дней, т. к. это свидетельствует о неполноценном лечении острых заболеваний.

Затем по Рабочему протоколу регистрации пропусков занятий по болезни определяют количество учащихся группы "часто болеющие". Для того чтобы вычислить относительный показатель таких детей, надо разделить абсолютное количество часто болеющих детей на число учащихся в классе и умножить полученное значение на 100.

Далее определяют количество учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года, или "индекс здоровья". Для этого абсолютное количество детей, в течение учебного года не болевших ни разу, следует разделить на число учащихся в классе и полученный результат умножить на 100.

На заключительном этапе анализа сравнивают показатели заболеваемости учащихся данной школы (по каждому классу и по параллелям) со средними показателями, полученными в результате многолетнего анализа заболеваемости учащихся школ, являющихся экспериментальными площадками НИИ гигиены, (табл. 3)  

 

Таблица 3

Средние показатели заболеваемости учащихся

(в расчете на 100 чел.)

Показатели

1–2 классы

3–4 классы

5–11 классы

Количество случаев заболеваний в течение учебного года

90–95

75–80

65–74

Количество дней, пропущенных из-за заболеваний в течение учебного года

730–760

400–450

350–390

Средняя продолжительность одного случая заболевания

 6–9 дней

Количество детей, часто болеющих (4 и более раз в течение учебного года)

12–15

8–10

4–7

Количество детей, не болевших ни разу в течение учебного года ("индекс здоровья")

6–12

12–15

16–19

Более высокие относительные показатели количества случаев заболеваний, дней пропусков занятий по болезни и часто болеющих детей, а также большая средняя продолжительность одного случая заболевания, по сравнению со значениями, приводимыми в табл. 3, свидетельствует о высокой заболеваемости учащихся, т. е. о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья обучающихся в данной школе. Если же значения указанных показателей  меньше чем  в табл. 3,  состояние здоровья школьников имеет тенденцию к улучшению.

Дети, обучающиеся в классах с более высокими уровнями заболеваемости, нуждаются в первоочередных оздоровительных мероприятиях, в т. ч. витаминопрофилактике, индивидуальной фитотерапии, лечебной физкультуре и др. Кроме того, необходимо выявление причин высокой заболеваемости учащихся и устранение неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье школьников.

И.К. Рапопорт, 
д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, проф. кафедры гигиены детей и подростков Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль