Меры пожарной безопасности образовательных учреждений. Технический регламент 123-ФЗ

7513

Задачи технического регламента по пожарной безопасности

С мая 2009 г Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон № 123-ФЗ) вводятся новые подходы к обеспечению пожарной безопасности.

Основными задачами технического регламента по пожарной безопасности являются:

  • комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, в т. ч. имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • установление минимально необходимых требований и мер пожарной безопасности образовательных к различным видам продукции;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, широко применяемых в наиболее развитых странах;
  • повышение уровня пожарной безопасности людей и защищенности имущества собственников вследствие оптимизации системы требований пожарной безопасности;
  • установление общих требований пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и продукции общего назначения;
  • упрощение системы нормативных документов по пожарной безопасности путем концентрации обязательных требований в области пожарной безопасности в одном законодательном акте РФ;
  • обеспечение объективности и прозрачности процедур надзора за выполнением требований пожарной безопасности, выработка действенных мер, направленных на повышение персональной ответственности инспекторского состава за состоянием пожарной безопасности.

Закон № 123-ФЗ устанавливает обязательные для применения и исполнения:

– общие принципы и меры пожарной безопасности образовательных;

– требования пожарной безопасности:

  • при проектировании поселений и городских округов;
  • при проектировании и строительстве зданий;
  • к производственным объектам;
  • к пожарной технике;
  • к продукции общего назначения;

– критерии оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Первичные меры пожарной безопасности

В соответствии со ст. 63 Закона № 123-ФЗ устанавливаются первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя:

  • реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
  • разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах: развития территории; обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержания в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общест¬венных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
  • разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
  • составление плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
  • установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
  • обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
  • обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
  • организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
  • социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в т. ч. участия в борьбе с пожарами.

Обеспечение пожарной безопасности населения и технический регламент по пожарной безопасности 

К основным, принципиально новым подходам, обеспечивающим защиту людей от пожаров на более высоком уровне, Закон № 123-ФЗ относит:

  1. Нормы времени оперативного реагирования на сообщение о пожаре.
  2. Введение оценки пожарного риска как числового индикатора для определения достаточности или недостаточности принимаемых собственником мер по обеспечению безопасности человека.
  3. Дополнение форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности: 
  • независимой оценкой пожарного риска (аудитом пожарной безопасности); 
  • декларированием пожарной безопасности.

Достаточно отметить, что в ст. 76 Закона № 123-ФЗ впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожаров, в частности, нормативы прибытия первого подразделения к месту вызова после сообщения о пожаре. В городе это время составляет до 10 мин, в сельской местности – до 20 мин.

Такой подход потребует изменения порядка размещения пожарных депо, упорядочения в организации дорожного движения и, самое главное, воспитания культуры безопасности у водителей автотранспорта для обеспечения проезда пожарных машин.

Вносимые законом изменения уточняют и систематизируют понятийный аппарат, что снимает одно из основных противоречий – различную трактовку положений нормативно-правовых документов.

Реализация положений технического регламента по пожарной безопасности

В рамках реализации положений технического регламента по пожарной безопасности Закона № 123-ФЗ в настоящее время ведется плановая, целенаправленная работа.
По оценке директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю. Дешевых вся работа осуществляется по шести основным направлениям, к которым относится внесение изменений в законодательные акты РФ, а также разработка:

  • нормативно-правового акта по оценке пожарного риска;
  • нормативно-правового акта по декларированию пожарной безопасности;
  • национальных стандартов в области пожарной безопасности;
  • сводов правил обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;
  • правил пожарной безопасности.

Последнее, шестое, направление решением Правительства РФ было выведено из сферы технического регулирования. Это – Правила пожарной безопасности. “В концепцию данного документа планируется заложить требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности” – отметил Ю. Дешевых.

Разработка Национального стандарта "Объекты образования. Требования пожарной безопасности"

Для реализации положений технического регламента по пожарной безопасности разработаны первые проекты 13 сводов правил и 92 национальных стандартов. Из всего многообразия документов особое внимание следует обратить на Национальный стандарт “Объекты образования. Требования пожарной безопасности”.

Проект данного документа предусматривает требования пожарной безопасности, предъявляемые к объектам образования на всех этапах их создания (проектирование и строительство), при капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании и эксплуатации.

Предлагаемый проект устанавливает следующие положения:

  • общие требования в области применения;
  • перечень стандартов, использованных в данном документе;
  • термины и определения;
  • общие требования пожарной безопасности к зданиям;
  • порядок размещения зданий и обеспечения проходами, проездами и подъездами;
  • объемно-планировочные и конструктивные решения;
  • порядок создания зон безопасности;
  • определение эвакуационных путей и выходов;
  • порядок обеспечения наружными и внутренними противопожарным водоснабжением, установками пожаротушения, пожарной сигнализацией и оповещения, противодымной защитой;
  • порядок организации мероприятий по обеспечению противопожарного режима.

Пунктом 1.3. стандарта определены основные объекты образования. К ним относятся:

  • дошкольные образовательные учреждения (детские ясли, сады, в т. ч. с ночным пребыванием, семейные детские сады и т. п.);
  • общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т. п.); специальные (коррекционные) образовательные учреждения;
  • учреждения для детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • учреждения начального и среднего профессионального образования;
  • учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; 
  • образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Основные требования к эксплуатации здания и меры пожарной безопасности образовательных учреждений

Проект данного стандарта предполагает выполнение следующих основных требований в процессе эксплуатации здания:

  • содержание здания и работоспособность всех систем предотвращения пожара, систем противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;
  • выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке;
  • контроль при проведении ремонтных работ за недопущением изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности, а также применением конструкций и материалов, не отвечающих требованиям пожарной безопасности.

Организация профилактических мероприятий

Особое внимание уделено вопросам организации профилактических мероприятий. К основным из них относятся:

  • обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность, один раз в три года;
  • обучение сотрудников и обслуживающего персонала путем проведения противопожарных инструктажей;
  • проведение занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися старших классов не реже одного раза в учебную четверть;
  • проведение предупредительных бесед с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста;
  • установление распорядительными документами порядка действий при возникновении пожара;
  • назначение дежурного администратора, ответственного за оповещение в случае возникновения пожара;
  • проведение практических занятий по эвакуации учащихся и персонала не реже одного раза в квартал;
  • разработка предварительных документов, касающихся действий пожарных подразделений (план тушения пожара и карточка тушения пожара);
  • использование технических средств оповещения о пожаре;
  • обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения.

Определение способов оповещения для всех типов ОУ

В разделе "Установки пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения" особое внимание уделяется определению способов оповещения. Так, для дошкольных образовательных учреждений, специальных образовательных учреждений, учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями предлагается в качестве способа оповещения подача звуковых и световых сигналов во всех помещениях здания с постоянным или временным пребыванием детей.

Для общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей предлагается трансляция во все помещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других усложняющих эвакуацию поведенческих реакций.

Следует также обратить внимание на требование, определяющее создание зон безопасности здания (этажа) в образовательных учреждениях детей с ограниченными возможностями. В соответствии с предлагаемым проектом зона безопасности здания (этажа) – специально оборудованная зона (помещение), предназначенная для защиты людей от опасных факторов пожара в течение времени от момента возникновения пожара до завершения спасательных работ пожарными подразделениями. Она должна иметь: площадь, позволяющую вместить не менее 30% от общего количества людей, находящихся на этаже или в здании; не менее двух оконных проемов. Кроме того, в проекте отражены требования по оборудованию и оснащению зон безопасности. В частности, они должны быть укомплектованы: индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения; средствами для оказания первой медицинской помощи; первичными средствами пожаротушения; канатно-спусковыми устройствами.

Нормы комплектации противопожарных шкафов

Еще одной особенностью стандарта является определение норм комплектации многофункциональных интегрированных противопожарных шкафов. В состав комплектующих средств входят: пожарный кран – 1 шт.; переносные огнетушители – 1–2 шт.; автоматическое канатно-спусковое устройство –1 шт.; самоспасатели – 2–3 шт.; специальные огнестойкие накидки – 2–3 шт ; аптечка –1 комплект.; немеханизированный пожарный инструмент – 1 комплект.

В разделах: “Лифты”, “Электротехнические устройства”, “Установки пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре”– определены требования, предусматривающие: автоматическую передачу сигнала о срабатывании установок пожарной сигнализации; автоматическое приведение в действие системы оповещения; автоматическое отключение вентиляции и кондиционирования; полное или частичное отключение в автоматическом режиме электроснабжения; включение системы дымоудаления. Данные требования обусловливают необходимость создания интегрированной системы пожарной безопасности.

Оценивая проект Национального стандарта, можно сделать вывод о том, что принятие данного документа потребует: проведения большого комплекса мероприятий; уточнения, а при необходимости и переработки нормативно-правовой базы образовательного учреждения, регламентирующей вопросы пожарной безопасности; дооснащения системами оповещения и первичными средствами пожаротушения; создания интегрированной системы пожарной безопасности, а также целенаправленной работы по подготовке персонала и учащихся.

Таким образом, принятие (техническим регламентом) общих требований пожарной безопасности и подзаконных нормативных актов позволит снять существующие противоречия, обеспечить стройную систему взаимоотношений собственников объектов и надзорных органов и, самое главное, привести в соответствие нормативно-правовую базу.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль