Целевой капитал некоммерческих организаций: пожертвования, приносящие доход

9182

Начало 2007 года ознаменовалось новаторскими изменениями в отношении деятельности ряда некоммерческих организаций и их налогообложения: вступили в силу Федеральные законы от 30.12.06 № 275­ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций” (далее – Закон о целевом капитале) и № 276­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”»(далее – Закон № 276­ФЗ).

Некоммерческие организации в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела и социальной помощи (поддержки) получили дополнительный, принципиально новый источник финансирования уставной деятельности – целевой капитал.

Можно выделить следующие признаки правового института целевого капитала:

  • предметная направленность (способ дополнительного финансирования некоммерческих организаций);
  • наличие принципов регулирования (принцип целевого назначения, использование благотворительных средств в коммерческой сфере);
  • наличие юридической конструкции (состав участников правоотношений, особые условия их правоотношений).

В связи с введением нового института целевого капитала внесены изменения в граж­данское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон “О некоммерческих организациях”, Федеральный закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”) и в налоговое законодательство для обеспечения соответствия норм законодательства и создания благоприятного налогового режима (льгот) для организаций и лиц, участвующих в формировании целевого капитала и использовании доходов от него.

Так, поправками, внесенными в Налоговый кодекс РФ Законом № 276­ФЗ, предусмотрено, что:

  • передача денежных средств на формирование целевого капитала не облагается НДС;
  • получение денежных средств от жертвователей и завещателей на формирование целевого капитала не облагается налогом на прибыль некоммерческой организации – получателя целевого капитала, например, образовательного учреждения;
  • не облагаются налогом на прибыль некоммерческой организации также ее доходы, получаемые от использования целевого капитала управляющей компанией.

Два варианта формирования и использования целевого капитала

Соблюдение в неприкосновенности сохраняемого в гражданском законодательстве с советских времен правового режима оперативного управления имуществом для учреждений всех видов и типов потребовало от законодателя разработать и ввести два разных варианта формирования и использования целевого капитала для некоммерческих организаций разных форм.

Как известно, некоммерческие организации в организационно­правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации (далее – АНО), общественной и религиозной организации и некоторые другие наделены законом правом собственности на их имущество. А некоммерческие организации в форме учреж­дения могут иметь имущество не в собственности, а только на “праве оперативного управления”. Все их имущество считается собственностью учредителя, например, собственностью муниципального образования или субъекта РФ в лице их уполномоченных органов. Юридическим лицам, для имущества которых законом установлен режим оперативного управления (с правом самостоятельного распоряжения или без такого права), гражданское законодательство запрещает иметь на праве собственности любое имущество, в т. ч. и имущество, полученное за счет доходов от собственной деятельности или пожертвованное другими лицами (гражданами, организациями).

В зависимости от наличия или отсутствия у некоммерческой организации права собственности на имущество, Закон о целевом капитале предлагает два варианта формирования и использования целевого капитала.

Первый вариант установлен для некоммерческих организаций, наделенных правом собственности на имущество. Согласно Закону о целевом капитале к ним отнесены:

  • фонд;
  • автономная некоммерческая организация;
  • общественная организация;
  • общественный фонд;
  • религиозная организация.

(Для некоммерческих организаций других организационно­правовых форм, даже обладающих правом собственности на имущество, формирование и использование целевого капитала запрещено.)

Только перечисленные организации самостоятельно формируют целевой капитал, передают сформированный капитал управляющей компании, получают от нее доходы от целевого капитала и используют их для финансирования своей уставной деятельности. Такие некоммерческие организации одновременно являются и собственниками целевого капитала, и получателями доходов от его использования.

Второй вариант Законом о целевом капитале предлагается для некоммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество. Это организации в форме учреждений любых типов и видов: государственных (муниципальных) бюджетных или автономных, а также частных. Все учреждения могут быть только получателями доходов от целевого капитала через создание (самими учреждениями и/или другими организациями и гражданами) специализированной некоммерческой организации в организационно­правовой форме фонда, который и будет выступать в роли собственника целевого капитала.

Такой специализированный фонд формирует (т. е. собирает) целевой капитал, передает его управляющей компании, получает доходы от управляющей компании и направляет эти доходы учреждениям, которые считаются лишь “получателями доходов” от использования целевого капитала. Кроме учреждений получателями доходов по такой же схеме могут быть некоммерческие организации в форме некоммерческого партнерства и объединения юридических лиц (союза, ассоциации), которые не наделены Законом о целевом капитале правом формировать целевой капитал, несмотря на то, что могут быть собственниками имущества. Также исключены из числа возможных участников формирования целевого капитала и использования доходов от него некоммерческие организации в форме государственной корпорации, политической партии и общественного движения.

Специализированный фонд

В соответствии с Законом о целевом капитале специализированная некоммерческая организация – собственник может создаваться только в организационно­правовой форме фонда  и исключительно для формирования целевого капитала, его использования и распределения доходов от него в пользу иных получателей дохода от целевого капитала, например, в пользу учреждений. Уставными видами деятельности такого специально созданного для целевого капитала фонда могут быть только:

  • формирование целевого капитала;
  • использование целевого капитала;
  • распределение дохода от целевого капитала.

Другие некоммерческие организации – собственники целевого капитала также ограничиваются в своей деятельности перечнем видов деятельности, установленным распоряжением Правительства РФ от 13.09.07 № 1227­Р “О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация – собственник целевого капитала”.

Специализированный фонд – собственник не имеет права пользоваться и распоряжаться денежными средствами формируемого целевого капитала. Закон о целевом капитале разрешает фонду только разместить собранные средства на банковский депозит на период до передачи их в доверительное управление управляющей компании. В течение двух месяцев со дня сформирования целевого капитала (т. е. со дня аккумулирования на счете фонда трех миллионов рублей – минимального размера, установленного законом) фонд обязан передать эти средства в доверительное управление так называемой управляющей компании.

Управляющими компаниями могут быть исключительно коммерческие организации в организационно­правовых формах хозяйственного общества (ООО, ОДО, ЗАО или ОАО), профессионально занимающиеся инвестиционной деятельностью, т. е. имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Для контроля использования целевого капитала предусмотрено обязательное создание в специализированном фонде в период формирования капитала специального органа управления – попечительского совета, состоящего из представителей жертвователей, получателей дохода от инвестирования целевого капитала, общественности и иных лиц.

Численность и состав совета определяются высшим органом управления фонда. В функции попечительского совета могут входить распределение доходов от инвестирования целевого капитала, контроль целевого расходования средств капитала и доходов от его инвестирования, а также иные вопросы, связанные с формированием и использованием целевого капитала.

Фонд обязан вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей его в доверительное управление управляющей компании, а также использованием (распределением) дохода от целевого капитала. Для этих целей фонд открывает отдельный банковский счет.

Фонд вправе использовать на собственные административно­управленческие расходы не более 15% дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, либо не более 10% дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. При этом в понятие “доход от целевого капитала” входит доход от доверительного управления целевым капиталом, а также часть самого капитала в размере не более 10% от его балансовой стоимости, т. е. доход от целевого капитала согласно закону считается больше, чем доход от доверительного управления целевым капиталом. Расходование 10% целевого капитала допускается, если это не запрещено условиями договоров пожертвования (завещаний) и предусмотрено финансовым планом фонда. Фонду разрешается расходовать эти суммы на оплату аренды, приобретение основных средств и расходных материалов, проведение аудита, выплату зарплаты работникам, управление фондом или его структурными подразделениями, приобретение услуг по управлению фондом (и его подразделениями при их наличии).

Основные правила формирования целевого капитала

В соответствии с Законом о целевом капитале он может формироваться  за счет имущества, передаваемого по договору пожертвования или по завещанию исключительно в денежной форме и только при условии указания в договоре пожертвования или в завещании назначения денежных средств. В частности:

  • для формирования целевого капитала не могут передаваться материальные объекты, ценные бумаги, имущественные права (вещные или обязательственные) и любое другое имущество, кроме денег;
  • не могут быть включены в состав целевого капитала денежные пожертвования, для которых в договоре или в завещании в качестве цели их передачи не указано формирование целевого капитала;
  • организация не вправе передавать на формирование своего целевого капитала собственные денежные средства.

Для обеспечения правильного использования денежных средств Закон о целевом капитале устанавливает дополнительные требования к договору пожертвования и к завещанию. В этих документах обязательно должно быть определено в качестве общего назначения передаваемых денежных средств формирование целевого капитала. Также могут предусматриваться следующие дополнительные условия:

  • конкретное назначение или цели использования дохода от целевого капитала;
  • срок, на который формируется целевой капитал;
  • получатели дохода от целевого капитала (в случае, если денежные средства передаются специализированному фонду).

Если в договоре пожертвования или в завещании указано только общее назначение пожертвования на целевой капитал, но не определены перечисленные выше дополнительные условия, то конкретное назначение или цели использования дохода от целевого капитала, а также срок, на который формируется целевой капитал, и конкретные получатели дохода определяются специальным органом управления фонда – попечительским советом. Если в договоре пожертвования или в завещании отсутствует общее указание на то, что денежные средства передаются именно на формирование целевого капитала, то в этом случае полученные деньги не могут направляться на формирование целевого капитала, а используются в общем порядке как обычные пожертвования или завещанное имущество.

Минимальный срок, на который формируется целевой капитал, составляет 10 лет, если иное не установлено Законом о целевом капитале. Однако этим законом установлено право жертвователей и завещателей определять в договоре или завещании срок, на который формируется целевой капитал. Кроме того, целевой капитал может быть расформирован досрочно, например, при ликвидации некоммерческой организации – собственника капитала, снижении стоимости активов целевого капитала на рынке и др.

Законом установлен минимальный размер целевого капитала – 3 млн руб. Эта сумма должна быть собрана фондом­собственником в течение одного года со дня первого поступления на банковский счет денежных средств, предназначенных для формирования целевого капитала. В этот же срок в фонде должен быть создан попечительский совет. Если эти условия не будут выполнены, то формирование целевого капитала считается несостоявшимся, а собранные деньги возвращаются жертвователям либо используются по иному назначению, определенному жертвователями или завещателями в условиях договора пожертвования или в завещании.

Управление целевым капиталом управляющей компанией

Согласно ст. 15 Закона о целевом капитале денежные средства, составляющие целевой капитал, в т. ч. иностранная валюта, могут быть размещены  управляющей компанией только следующим образом:

  • в государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ, облигации иных российских эмитентов;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, редъявляемым при размещении средств Стабилизационного фонда РФ;
  • облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ;
  • инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления фонда предусмотрена выплата дохода не реже одного раза в год;
  • инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;
  • инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;
  • объекты недвижимого имущества;
  • депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

Статья 17 Закона о целевом капитале устанавливает требования для компаний, управляющих целевым капиталом. В частности, компании обязаны при инвестировании целевого капитала соблюдать принципы надежности и диверсификации. Соблюдение таких принципов позволяет получить доходность от использования целевого капитала конечному получателю в соответствии со среднерыночной доходностью.

Так, принцип надежности ориентирует управляющую компанию на вложение средств целевого капитала либо в банковские депозиты в крупных и надежных банках, уровень доходности которых явно не достаточен, поскольку процентные ставки ниже уровня инфляции, либо в акции занимающих доминирующее положение на рынке ценных бумаг крупных компаний, которые, как правило, направляют прибыль в первую очередь на свое развитие и капитализацию и только во вторую очередь – на выплату дивидендов акционерам. Такие компании часто пренебрегают интересами миноритарных акционеров.

Требование закона о соблюдении принципа диверсификации при размещении инвестиционной компанией средств целевого капитала направлено на обеспечение сохранности инвестиций в условиях стабильного фондового рынка и на сокращение возможных потерь в случае его нестабильного состояния.

Оценка принципов и правил, установленных законом для использовании целевого капитала управляющими компаниями, позволяет сделать вывод о том, что целевой капитал является не только источником дополнительного финансирования некоммерческих организаций социально­культурной сферы, но также и источником дополнительных поступлений денежных средств, собранных благотворителями, на фондовый рынок, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости, в банковский капитал и инвестиционные фонды. Закон, очевидно, направлен и на развитие рынка, и на улучшение финансирования некоммерческих организаций социально­культурной сферы. Соответственно, и реальность получения гарантированных доходов, и возможности долгосрочного планирования финансово­хозяйственной деятельности учреждений – получателей доходов от целевого капитала будут находиться в полной зависимости от состояния рынка.

Возможности использования доходов от целевого капитала государственными или муниципальными учреждениями

Как уже отмечалось, в подавляющем большинстве некоммерческие организации социально­культурной сферы функционируют в Российской Федерации в форме государственного или муниципального учреждения (в настоящее время бюджетного, в перспективе – автономного). Поэтому особый интерес представляет оценка возможностей финансирования именно государственных или муниципальных учреждений за счет доходов от целевого капитала.

Возможности использования доходов от целевого капитала бюджетных и автономных учреждений существенно различаются.

Автономные учреждения вправе использовать доходы по своему усмотрению, которое ограничивается только их уставными целями и планами финансово­хозяйственной деятельности.

Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) устанавливает, что все расходы бюджетного учреждения должны осуществляться в соответствии со сметой доходов и расходов, а учреждение вправе осуществлять расходы денежных средств строго по перечню расходов, предусмотренному в ст. 70 БК РФ.

С 1 января 2008 г. вводятся более жесткие ограничения на использование бюджетным учреждением доходов, полученных от использования имущества, от собственной деятельности и от пожертвований. Из БК РФ исключается термин “средства из внебюджетных источников”, отменяется право самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением средствами, полученными из внебюджетных источников. Наименование сметы доходов и расходов учреждения изменяется на “бюджетную смету”. При этом законодатель не установил ни в Законе о целевом капитале, ни в новой редакции БК РФ никаких прав бюджетных учреждений по самостоятельному использованию доходов от целевого капитала.

Бюджетное учреждение может использовать средства от оказания услуг и безвозмездных поступлений только на основании специального документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором должны быть указаны источники образования и направления использования указанных средств, а также устанавливающие их нормативные правовые акты и положения устава бюджетного учреждения.

Расформирование целевого капитала

С законодательными ограничениями, установленными для формирования целевого капитала, заметно контрастируют правила его расформирования, предоставляющие большие возможности для прекращения его использования и последующего направления оставшихся средств на нужды финансирования получателей доходов “в соответствии с финансовым планом некоммерческой организации”.

Согласно ст. 14 Закона о целевом капитале, расформирование целевого капитала влечет за собой передачу оставшейся части составляющего его имущества на цели, определенные в договорах пожертвования и в завещаниях. Но если договорами (завещаниями) не определен порядок распоряжения средствами на случай расформирования капитала, то цели их использования определяются решением органов управления некоммерческой организации – собственника целевого капитала.

Целевой капитал подлежит расформированию в следующих случаях:

  • достижение целей или наступление условий, предусмотренных договором пожертвования (завещанием);
  • истечение срока, на который был сформирован целевой капитал, в соответствии с договором пожертвования, завещанием или решением совета по использованию целевого капитала в случаях, установленных законом;
  • принятие решения о реорганизации некоммерческой организации – собственника целевого капитала, если некоммерческие организации, создаваемые в результате реорганизации, не соответствуют требованиям рассматриваемого федерального закона;
  • принятие решения о ликвидации некоммерческой организации – собственника целевого капитала;
  • если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех следующих подряд завершенных отчетных лет более чем на 30% без учета расходования денежных средств, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона о целевом капитале;
  • если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам одного отчетного года более чем на 50% без учета расходования денежных средств, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона о целевом капитале.

Правила расчета стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании по договору доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, утверждены приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 14.06.07 № 07­67/пз­н.

Помимо перечисленных существуют и другие основания для расформирования целевого капитала. Кроме того, они могут быть прописаны в условиях договоров пожертвования на стадии формирования капитала, например, в условиях о сроке, на который формируется капитал, о достижении определенной цели и т. п. При этом решение некоммерческой организации – собственника о расформировании капитала является также достаточным основанием для досрочного расторжения в одностороннем порядке договора с управляющей компанией.

Анализ показывает, что действующее законодательство предоставляет большие возможности для реализации разного рода схем расформирования целевого капитала в целях последующего использования составляющего его имущества для финансирования некоммерческих организаций – получателей дохода. Формами использования оставшегося после ликвидации имущества может быть, например, продажа активов и направление вырученных средств на финансирование образовательного учреждения – получателя доходов либо передача активов для использования на иные нужды образовательного учреж­дения (последнее разрешается автономному учреждению). При этом основания для реализации схем расформирования целевого капитала могут быть прописаны в уставе специализированного фонда.

Недостатки законодательного регулирования целевого капитала

Образовательные учреждения (кроме автономных) не могут самостоятельно собирать средства на формирование целевого капитала, передавать их в доверительное управление и получать доходы непосредственно от управляющей компании. Они вынуждены побуждать третьих лиц создавать для них промежуточную структуру – посредника (т. е. специализированный фонд), что занимает время и отнимает иные ресурсы.

Создание специализированного фонда самыми распространенными в социально­культурной сфере бюджетными учреждениями сопряжено с поиском учредителей, последующим прохождением двух процедур регистрации: сначала в регистрирующих органах системы юстиции, а затем, как юридического лица, в регистрирующих органах налогового ведомства.

В принципе закон не запрещает бюджетным учреждениям быть учредителем фонда. Однако ограничения финансовых прав бюджетных учреждений бюджетным законодательством исключают любое их участие в учредительстве с привлечением денежных средств (в т. ч. и из внебюджетных источников). Бюджетное учреждение может участвовать в учреждении фонда лишь предоставлением фонду с разрешения его учредителя (собственника) в аренду или безвозмездное пользование необходимого для работы фонда помещения, мебели, средств связи, адреса, разрешения на использование полного наименования учреждения в наименовании фонда. Таким образом, бюджетное учреждение может быть лишь номинальным учредителем. Эти ограничения вынуждают искать других соучредителей.

После создания специализированного фонда обеспечение его деятельности будет осуществляться за счет средств и доходов от целевого капитала.

Давая общую оценку Закону о целевом капитале, можно утверждать, что этот закон предусматривает чрезмерные ограничения и недостаточно разработан. Закон не учитывает реальное положение некоммерческих организаций в социально­культурной сфере, где особенно проблемно его применение бюджетными учреждениями. Тем не менее, он может быть использован для финансирования образовательных учреждений при условии, что у них имеются партнеры с ресурсами, позволяющими преодолеть те ограничения, которые прописаны либо логически следуют из норм анализируемого закона.

Юрист, эксперт информационного центра “Ресурсы образования”А.А. Вавилова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль