Новая система оплаты труда – "за" и "против"

7452

Наталья Валерьевна! Ваше образовательное учреждение участвует в пилотном проекте модернизации образования, а сотрудники получают зарплату по новой системе оплаты труда (далее – НСОТ). Действительно ли доходы учителей увеличились?

Безусловно! Увеличились, и довольно прилично. Особенно у тех, кто много работает.

И речь идет не о том, что они берут две ставки и за это получают вдвойне. Мы говорим, во-первых, о реальном улучшении качества образования, а во-вторых – об активизации классной работы – как по предметам, так и по воспитанию детей. 

Из чего же сейчас складывается зарплата учителя?

Она складывается из базовой части – это та сумма, которую предлагает работодатель за то, что педагог (учитывается его образование и стаж) пришел в школу, получил определенное количество часов и отработал их в определенном классе, т. е. это наша ставка. А по НСОТ теперь к этому добавились средства из двух фондов, которые называются компенсационным и стимулирующим. Особенно важен для нас именно стимулирующий фонд оплаты труда. Если рассматривать в фактических значениях, то самая маленькая ставка у нас сейчас – 7625 руб., а самая большая (у учителей с большим стажем и высшей категорией) – 11 875 руб. Это – базис. На первый взгляд, он, вроде, и невелик. Но, добавляя сюда все надбавки из стимулирующей части, зарплата заметно увеличилась. 

Но таких все-таки меньше. Наверное, основная часть учителей получила прежнюю, не очень высокую зарплату?

Зарплата повысилась практически у всех, другой вопрос – на сколько? Тут следует учесть тот факт, что НСОТ как раз и направлена на борьбу с прежней уравниловкой, когда все получали по тарифу. Ведь специально было задумано, чтобы тот учитель, который выкладывается на работе, который много делает дополнительно, качественно учит детей, и получал больше. 

Тут возникает самый сложный вопрос, который волнует всех участников эксперимента, – каковы критерии оценки труда учителя, по которым, собственно, и определяется сумма стимулирующей надбавки?

Это, пожалуй, один из самых трудных моментов. Опыт у всех разный. Мы общаемся с директорами школ, и каждый считает эти критерии оценки по-своему. У некоторых до 70 показателей! Бывает 15, 20 или, как у нас, 12 критериев.

Думаю, один из минусов нового проекта – именно отсутствие универсальной схемы, по которой подсчитывались бы основные критерии.

У нас в школе 378 учеников. К сожалению, особо выдающихся, гениев и талантов можно пересчитать по пальцам. Конечно, если учитель готовил такого ребенка к олимпиаде района или области и тот победил – такого учителя мы обязательно поощряем, никто и не спорит. Но основная масса детей – самые обычные. Вот с ними-то и нужно работать. Понимаете, есть критерии, которые даже невозможно просчитать, хотя они оправданы. Просто мы пока даже не знаем, какой за это ставить балл и как можно все учесть. Ну, например, ребенок был двоечником, а стал получать тройки. Вроде не пятерки, но улучшение есть! Учитывать это или нет? Мы считаем – обязательно учитывать!

Но то, что является обязательным – это успешность учебной работы, качество образования, т. е. количество пятерок, четверок, троек и двоек, конечно. Это проверяется различными видами контрольных работ, тестированием, мониторингом, которые проводятся школой и районным отделом образования.

Если класс выпускной – это результаты ЕГЭ или итоговой аттестации в другой форме экзаменов. Если класс не выпускной – сравнительная динамика достижений учителя за четверть, полугодие и год. Опять же, отмечу, что речь идет не обязательно о количестве отличников в классе. Для нас важно показать, сколько знаний дает учитель, важно, чтобы из двоечника ребенок стал троечником, а из троечника – хорошистом. Вот это – самый важный результат. Конечно, оценивается и то, как учитель работает со способными учениками, речь идет об их участии и победах в школьных, районных, областных и российских олимпиадах, на конкурсах и конференциях, – за это тоже добавляются баллы. 

А как на практике это происходит? Кто и как эти баллы у вас считает?

Это – еще один минус НСОТ. Вы даже представить себе не можете, насколько это трудоемкая, кропотливая и нервная процедура! У нас считает баллы специальная комиссия, куда входят член администрации, председатель профкома, учитель, представитель Управляющего Совета школы и родители. Мы подготовили ряд нормативных документов и утвердили их на общем собрании коллектива. Но ежемесячно по 3–4 дня перед начислением стимулирующей надбавки сидим в школе до 10–11 вечера и считаем. Собираем сведения по всем направлениям нашей работы, по утвержденным специальным приказом критериям. Работают все: сначала на сбор этих сведений, а потом на подсчет баллов. В некоторых школах, я знаю, надбавки устанавливают, например на 2 месяца. Но мы на собрании коллектива решили делать это ежемесячно – ведь в течение двух месяцев разные люди работают по-разному.

Часть средств мы оставляем на поощрение другого персонала: логопедов, социальных педагогов, хозяйственников, уборщиц. Ну, а собственно учителя мы оцениваем за активность во внеурочное время, как классного руководителя.

Кстати, критерии за классное руководство тоже у каждой школы свои. В общем, сейчас каждая школа выбирает то, что ей ближе и понятней, то, что в данной школе практически реализуется.

Но с другой стороны, не могут быть одинаковыми критерии оценки работы учителя в сельской школе, как наша например, и в московском лицее. Мы ведь учим не только тех, кто прошел в школу по конкурсу и является одаренным ребенком или круглым отличником. Мы, как и большинство школ России, учим всех детей. Они такие, какие есть: и двоечники, и отличники. Те, кто хочет учиться, и те, кто не хочет, кого надо заставлять. Но все они наши, и мы с ними работаем.

Главное, чего я, как директор и как учитель-практик, никогда не одобряла и не одобряю – это показуху. Думаю, со мной согласятся все учителя. Вот если учитель провел хороший открытый урок, подготовленный, продуманный, с четкими целями и задачами, и этот урок стал положительным опытом для других педагогов и результатом для повышения знаний у школьников – за это учителя обязательно следует поощрить. Но я не принимаю такого, когда все готовится загодя: дети репетируют, даже задания выполняют, а потом комиссии это выдается за оригинальный открытый урок. Ведь все сразу же видно – и то, как бойко отвечали дети, и как гладко все идет. Нет, так не надо. Это же и есть та самая показуха, которая приводит в дальнейшем к формированию двойных стандартов у детей. За это мы баллы принципиально не добавляем.  

Наталья Валерьевна, скажите откровенно – всеми ли педагогами НСОТ была принята однозначно? Наверное, есть и те, кто ею недоволен?

Поначалу было всякое – и слезы, и обиды, и недовольство на членов комиссии, и разбирательства. Когда мы начали проводить конкурсы, смотры кабинетов, открытые уроки, оценивать внеклас­сную и другую работу, потом все результаты подсчитывать в баллах, а итоги в учительской вывешивать, сразу столько замечаний посыпалось: и то мы не заметили, и это. Но (я опять же о минусах учета критериев оценки, которые не продумали до конца разработчики проекта) иногда мы просто не знаем, как все учесть. Чтобы полностью подсчитать, сколько каждый учитель (а их в школе больше 40) "наработал" или "не наработал" в том или ином направлении, администрации, профкому, членам комиссии нужно превратиться в группу экспертов, которые только этим и должны заниматься: следить, засекать, присутствовать. То есть, нам придется бросить всю свою основную работу и только заниматься расчетами и ставить "галочки", чуть ли не с секундомером по школе ходить – и то я не уверена, что все просчитаем. Одним словом, нам нужна в этом вопросе конкретная помощь и подсказка, более четкая проработка критериев оценки труда учителей.  

А повысилась ли зарплата у молодых учителей?

Это, к сожалению, главная, на мой взгляд, недоработка НСОТ. И что с этим делать, лично я не знаю. Ну, не получается у молодого педагога на первом году работы набирать много баллов. Вот у нас пришла новый учитель начальных классов. Это ее первый учебный год. Зарплата, естественно, самая маленькая, а из стимулирующей части фонда пока платить не за что – нет у нее особых успехов. То курсы заканчивала, то к урокам с первоклашками долго готовилась – ведь им столько всего нужно прописать (и крючков, и кружков, и буковок), а это все отнимает время. Поэтому какие-то дополнительные мероприятия ей просто не осилить, хотя она стремится. Так было в первом полугодии. Но во втором – она уже два замечательных праздника провела, внеклассная работа пошла активно, дети стали хороший результат показывать – вот уже и баллы появились. Но я все равно боюсь, что многие молодые и талантливые долго на таких деньгах не продержатся, они ведь всегда могут уйти туда, где платят больше. Молодежи очень тяжело начинать работать, даже не знаешь, чем их удержать. Тут нужно срочно что-то придумать. 

Наталья Валерьевна, а в каких еще доработках нуждается, на Ваш взгляд, отраслевая система оплаты труда?

Мы столкнулись с еще одной проблемой – как быть со стимулирующей надбавкой, если учитель заболел или учится на курсах повышения квалификации и долго отсутствует, а его заменяет другой преподаватель? Ведь за эти 2–3 недели учитель не набирает баллы почти по всем критериям оценки: нет ни дежурств, ни проверок тетрадей, ни уроков, ни внеклассной работы и т. д. Значит, и стимулирующие надбавки ему не положены. По больничному листу оплата производится в установленном законом порядке, тут все понятно, хотя тоже возникают вопросы. А если педагог находился на курсах повышения квалификации? В нашей школе, например, мы это всячески поощряем. А если еще грамоты или дипломы привез или отличный сертификат, то доплачиваем из стимулирующего фонда. Это в корне изменило отношение учителя к повышению своей квалификации. Раньше никого невозможно было заставить пойти на такие курсы, а сейчас очередь из желающих, потому что люди получают не только дополнительные знания, но и стимулирующую надбавку.

Но еще один вопрос, уверена, волнует многих руководителей образовательных учреждений. Это занятия с учениками по индивидуальной системе. Хорошо, если родители заранее позаботились, оформили до начала учебного года соответствующие справки – значит, все будет заложено в наш фонд заработной платы и другие стимулирующие фонды. Но у нас, например, есть несколько неблагополучных семей, которые о проблемах своих детей думают в последнюю очередь. Они отдают ребенка в школу, а по итогам первой четверти выясняется, что ребенок не справляется, “не тянет”, с ним нужно заниматься индивидуально. Родители едут на медико-педагогическую комиссию, берут справку и к нам.Но зарплата-то учителю, который теперь, спустя четверть, будет с ним заниматься, в бюджете не была заложена! А заниматься на дому с этими детьми нужно. Как платить? Мы платим из общешкольного стимулирующего фонда, в котором на эти цели средства не были предусмотрены. Как тут поступить правильно? Нужна подсказка.

Как обстоят дела с финансированием?

Сбоев нет, сумма (в месяц это примерно 80 тыс. руб.) экономистами районного отдела образования нам прописывается заранее, считается от общей суммы фонда заработной платы и доводится до нас, ее мы и распределяем. Никаких задержек нет.

Подводя итог нашего разговора, скажите, явилась ли НСОТ реальным стимулом для учителя по повышению своего профессионального мастерства?

Я много думала об этом. Мне кажется, да. Учителя стали реально больше получать, почти все, за редким исключением. Но, понимаете, это ведь не самое главное. Тот учитель, который пришел в школу по призванию и любит свое дело, он и при старой системе оплаты труда, и при маленькой зарплате работал от души, так же проводил замечательные уроки, внеклассные мероприятия и был энтузиастом своего дела. При НСОТ такой учитель по¬прежнему активен, ищет новые формы и методы работы, что-то придумывает и совершенствуется. Его и подталкивать не надо, он привык так работать. А кто был пассивным, того и новая система оплаты особо "с места не сдвинет". Зато кричат и спорят больше всего они. Вот для нынешней молодежи финансовый вопрос крайне важен, поэтому для них формула "хорошо поработал – хорошо получил" является стимулом в работе.

Но главное – необходимо время, чтобы все осмыслить и перестроить свое сознание. Нужен не один месяц и не один год. Но тот, кто привык работать честно, с полной отдачей, тот и сейчас работает и теперь еще за это стимулирующие надбавки получает. Думаю, это справедливо!

БЛИЦ ОПРОС:

Людмила Турченко,
заведующая учебной частью МОУ № 21,
г. Элиста, Республика Калмыкия:

Если бы не ежемесячные многочасовые подсчеты баллов по оценке эффективности работы, можно было бы со спокойной душой сказать: "Я – за!".

Просто вопрос, связанный с критериями оценки, которые сейчас у каждой школы свои, следовало бы авторам проекта продумать более тщательно. Я думаю, следует ввести основные показатели оценки эффективности для всех одинаковые, оставив каждой школе лишь часть своих собственных критериев. Но, анализируя работу во втором полугодии учебного года, я могу сказать, что активность учителей заметно возросла. Все уже ощутили, насколько выгодно в денежном отношении вести активную внеклассную работу, готовить детей к предметным олимпиадам и побеждать там, руководить методическим объединением, заведовать кабинетом и даже дежурить по школе. По­моему, первый шаг к формированию здоровой конкурентной среды благодаря новой системе оплаты труда (далее – НСОТ) учителей сделан.

Елена Ковригина,
учитель общеобразовательной школы,
с. Михайловка, Ставропольский край:

Лично я – "за", потому что моя зарплата увеличилась на 2000–3000 тыс. руб. в месяц. Но… в проигрыше оказалась наиболее уязвимая часть учительства – молодые специалисты. У меня и многих педагогов нашей школы – стаж, опыт работы, классное руководство и т. д. А молодой педагог в первые несколько лет работы вынужден довольствоваться “голым” окладом: почти все повышающие базовую часть оплаты труда коэффициенты обойдут его стороной. Если нет стажа, если преподаватель не прошел аттестацию, которая позволяет повысить его квалификационную категорию, рассчитывать у нас ему можно в лучшем случае на 3500–4000 руб. Такая оплата труда молодых специалистов в школе вызывает большое недоумение, т. к. с омоложением кадров не только в сельских школах, но и в целом по стране дела обстоят как нельзя хуже. К нам, например, за последние несколько лет пришло всего два выпускника педагогических вузов. Если вопрос финансового стимулирования начинающих учителей не будет проработан, то не за горами то время, когда наши школы минуют точку невозврата кадров и государству нужно будет предпринимать экстренные меры, чтобы привлечь молодежь в школу.

Валентина Царькова,заведующая отделом организационно-массовой работы, труда и заработной платы Смоленского областного комитета профсоюза работников образования, г. Смоленск:

Я пока от комментариев воздерживаюсь, потому что мы в российском эксперименте не участвуем. Но мы сами разработали свою систему оплаты труда педагогов Смоленщины. Для этого была создана областная экспертная комиссия по оценке работы общеобразовательных учреждений, членом которой я являюсь.

Эта система оплаты труда многоступенчата, складывается из нескольких составляющих: с учетом базовой суммы и ряда повышающих коэффициентов, т. е., построена по тому же принципу, что и общероссийский пилотный проект. Вот что получилось у нас.

Определяя размер базовой части, специалисты комиссии исходили из того, что она должна быть не меньше, чем минимальный размер оплаты труда – т. е. 2300 руб., который после умножения на базовый коэффициент и составляет учительский оклад. Размер коэффициента варьируется в зависимости от уровня образования педагога, стажа, квалификации, специфики класса или школы (например, сельская это школа или городская, обычный класс или коррекционный и т. д.). Базовую и стимулирующую части мы пока не выделяли.

Откровенно говоря, об эффективности судить пока рано. Средняя зарплата учителей Смоленщины за первый квартал 2008 г. составила 9518 руб., что ниже, чем средняя зарплата по Смоленской области. Особо нас огорчает, так это то, что в ближайшее время заметного прироста зарплаты учителей, не считая общероссийского бюджетного повышения, не ожидается.

О переходе на НСОТ, которая введена более чем в 30 регионах России, мы знаем и следим за этим экспериментом. Но пока многие учителя относятся к нему настороженно. Видимо, это происходит еще и потому, что по нашей, областной системе оплаты труда они особой денежной прибавки не ощутили. Много спорят о критериях оценки труда учителя, говорят, что это может стать яблоком раздора в педагогических коллективах. Но пока на себе не попробовали – судить рано. Одно могу сказать – наше общественное сознание к здоровой конкуренции и оплате труда по ее результатам пока не готово.

Валентина Спиридонова,
заведующая отделом финансово­экономического развития Министерства образования и высшей школы Республики Коми, г. Сыктывкар:

Мы – только "за!". У нас с 1 января 2008 г. в эксперимент по внедрению НСОТ в рамках национального проекта “Образование” включились все 400 средних учебных заведения, дошкольные учреждения, лицеи и другие образовательные учреждения республики. Отмечу, что повышение окладов учителей за счет местного бюджета у нас произошло еще с 1 сентября 2007 г. на 7%, тогда минимальный размер оплаты труда у нас составлял 1444 руб., что было выше федерального уровня. С 1 января 2008 г. мы снова повысили этот показатель и теперь средний прирост заработной платы у учителей республики уже составил 15%. Сейчас средняя зарплата учителя у нас превышает 9000 руб.

В рамках пилотного проекта мы отказались от использования единой тарифной сетки при оплате труда, т. к. эта модель оценки качества работы педагога по сути своей является уравниловкой, не стимулирующей педагога повышать свое профессиональное мастерство. Сегодня более 1000 учителей Республики Коми, помимо должностного оклада, получают компенсационные выплаты и стимулирующие надбавки. Программа реформирования образования в Республике Коми рассчитана на три года, в течение которых средняя заработная плата учителей повысится в среднем на 18–20%, в т. ч. и за счет финансирования из местного бюджета.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль