Привлечение дополнительных финансовых средств в образовательное учреждение

13101

Н.К. Алимова,

генеральный директор благотворительного фонда “Синергия”,
г. Москва

Одна из острейших проблем сегодняшнего образования – это “поборы с родителей” и “принудительная благотворительность”. Рассматривая эту тему, будем исходить из того, что:

во-­первых, согласно принципу Деминга, лишь в 2% случаев ошибки в работе фирмы совершаются конкретными людьми. Остальные 98% порождаются системой. Таким образом “поборы” – это в 98 случаях из 100 не ошибка директора школы, а результат работы всей современной системы образования;

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительнсть – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


во-­вторых, нельзя решить простыми способами сложнейшие социально­экономические проблемы. Такими простыми методами, как “уволить”, “наказать”, “запретить”, невозможно решить вопросы нехватки бюджетных средств и недостаточной экономической грамотности руководителей образовательных учреждений.

Сегодня уже не вызывает сомнений необходимость государственному и муниципальному образовательному учреждению дополнительных финансовых вливаний. Ни в одном интервью руководители образования не сказали, что привлекать средства в школу нельзя ни под каким видом и ей вполне хватает бюджетных средств. Говорят только об их привлечении на законных основаниях.

Рассмотрим, какие источники финансирования есть у образовательных учреждений на сегодняшний день.

У каждого дополнительного источника финансирования есть свои минусы и плюсы. Плюс платных дополнительных услуг в том, что можно с родителями заключить договор, по которому они платят деньги, а школа продает им (точнее не им, а их детям – одна из главных особенностей экономики образования) определенную образовательную услугу.

В этой схеме нет финансовых сложностей, родитель может предъявить претензию к качеству образовательной услуги, но не к денежным потокам. Однако у этого способа есть и свои недостатки:

• он не решает вопроса сборов на так называемые нужды класса, т. к. полученные деньги должны расходоваться на получение дополнительного образования;

• источником средств становятся только потребители дополнительных образовательных услуг;

• с января 2005 г. школа потеряла возможность открывать свои расчетные счета в коммерческих банках, и теперь все деньги за дополнительные платные образовательные услуги поступают на счет школы в казначейство. Это означает, что образовательное учреждение не может распоряжаться ими также, как деньгами на своих расчетных счетах.

Способ получения дополнительных средств за счет благотворительных пожертвований также имеет преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести возможность привлечения всех родителей, а не только те, кто пользуется дополнительными платными услугами. Кроме них к участию в благотворительности можно подключить и выпускников школы, и предпринимателей, и местные власти. Расширяются возможности расходования этих средств; главное, чтобы они пошли на уставные цели. Образовательное учреждение для привлечения благотворительных пожертвований может создать свое юридическое лицо с расчетным счетом или заключить договор с благотворительным фондом и распоряжаться своими деньгами самостоятельно. Кроме того, благотворители имеют ряд налоговых льгот.

В чем же недостаток этого источника финансирования? Прежде всего, в негативном отношении общества к самой идее благотворительности из­за скандалов 90­х гг., связанных с благотворительными фондами.

Еще один недостаток благотворительности в образовательном учреждении – очень низкий уровень разъяснительной работы среди руководителей по вопросам создания грамотных отношений с родителями как с благотворителями.

Закон не запрещает привлекать дополнительные средства в виде благотворительных пожертвований в образовательное учреждение.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11.08.95 № 135­ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”:

“1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей…

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления”.

В благотворительном процессе участвуют благотворители и благополучатели. Посредником между ними выступает благотворительная организация.

Благотворителями образовательного учреждения могут быть не только родители, хотя они остаются основным контингентом для привлечения дополнительных средств в школу, также к благотворительности можно привлекать выпускников. Кроме того, особый контингент представляют родители­предприниматели, работу с ними можно вести не столько как с родителями, а в большей степени – как с предпринимателями. При желании как к благотворителям можно обратиться к кому угодно. Самое главное следует помнить, что благотворители могут определять цели, на которые пойдут их пожертвования, а также вправе получить отчет об их использовании.

Благополучателями выступают – учащиеся, учителя, администрация школы (если благотворители не против, чтобы одной из целей своей благотворительности сделать материальное поощрение администрации школы, никто не может запретить директору получать деньги из благотворительных пожертвований).

Благотворительной организацией может быть уже существующий благотворительный фонд, благотворительный фонд, созданный при школе, или другая организация, созданная в формах, предусмотренных законом. Благотворительный фонд занимается не только финансовым посредничеством между благотворителями и благополучателями, но и решает содержательные вопросы благотворительного процесса.

В конце финансового года благотворительный фонд должен предоставить отчет о расходовании благотворительных взносов. По правилам он должен предоставить его не благополучателям (школе), а благотворителям (родителям). Однако в образовательном учреждении сложилась практика, при которой документы касающиеся движения благотворительных пожертвований собираются администрацией школы и не доводятся до родителей­благотворителей.

Такой подход и приводит к обвинениям в адрес школы. Необходимо доводить до благотворителей сведения о том, куда потрачены их пожертвования.

Для этого у директора должна быть смета доходов и расходов на будущий год (приложение 1), утвержденная или общим родительским собранием, или родительским комитетом.

После завершения финансового года руководитель образовательного учреждения должен предоставить родителям отчет о расходовании их средств (приложение 2). Этот отчет делает для образовательного учреждения благотворительный фонд.

Регулирует взаимоотношения между всеми участниками благотворительного процесса попечительский совет образовательного учреждения (сейчас по­явились такие термины, как управляющий совет, контролирующий совет, но смысл их деятельности практически один и тот же).

Попечительский совет принимает участие в формировании сметы расходов и доходов, разработке внутришкольных благотворительных программ.

Попечительский совет может работать по двум формам: с образованием юридического лица (некоммерческая организация, благотворительный фонд) или без этого – как общественная организация. (Деятельность юридического лица – это отдельная тема обсуждения, которой мы не будем сегодня касаться.)

Рассмотрим работу попечительского совета в виде общественной организации, которая базируется, в первую очередь, на Законе РФ “Об образовании”. Так, в соответствии со ст. 35 этого Закона:

“1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреж­дениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения”.

Таким образом, Закон РФ “Об образовании” говорит о попечительском совете как об одной из форм самоуправления школы. Порядок выборов и компетенция попечительского совета регулируется уставом образовательного учреждения.

Регулируют деятельность попечительского совета и региональные нормативные документы. Рассмотрим ст. 13 “Формы поддержки государственных образовательных учреждений” закона г. Москвы от 20.06.01 № 25 “О развитии образования в городе Москве”:

“1. В целях развития государственно­общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений, образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет и (или) фонд попечителей.

2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.

В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.

Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим законом, определяются уставом и (или) положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.

Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе”.

Таким образом, для создания попечительского совета в устав образовательного учреждения необходимо внести дополнения, регулирующие его деятельность. В главе устава, посвященной работе попечительского совета, должны быть отражены порядок формирования и управления совета, его функции, срок работы.

Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.99 № 1379, недостаточно полно освещает работу попечительского совета

Можно разработать более полное Положение о попечительском совете, на основе которого администрация образовательного учреждения разработает собственный локальный акт. Положение принимается на общем собрании образовательного учреждения или на совете образовательного учреждения и оформляется протоколом.

Приложение 1

Смета доходов и расходов (финансовый план) попечительского совета образовательного учреждения №_______ на 2006 г.

Статьи доходов и расходов

 

Всего на год

 

В т. ч. по кварталам

 

1 квартал

 

2 квартал

 

3 квартал

 

4 квартал

 

Доходы 

1. Целевые поступления на выполнение программы “Образование”

 

1 000 000

 

300 000

 

300 000

 

100 000

 

300 000

 

Расходы 

1. Единовременная благотворительная помощь сотрудникам ГОУ № _____

 

700 000

 

210 000

 

210 000

 

70 000

 

210 000

 

2. Приобретение оргтехники

 

100 000

 

30 000

 

30 000

 

 

40 000

 

3. Ремонт кабинетов №_____

 

100 000

 

 

 

100 000

 

 

4.

 

50 000

 

 

 

 

 

5. Непредвиденные расходы

 

50 000

 

 

 

 

 

Итого

 

1 000 000

 

240 000

 

240 000

 

170 000

 

250 000

 

 

Председатель попечительского совета                       Подпись             (Инициалы, фамилия)

Директор ГОУ №____                                                  Подпись             (Инициалы, фамилия)

 

Приложение 2

Отчет о расходовании средств поступивших на субсчет образовательного учреждения №_____ в благотворительном фонде “Синергия” по целевой благотворительной программе “Образование” за 2006 г.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Статьи доходов и расходов

 

Всего по плану на 2006 г.

 

Фактически
за 2006 г.

 

Отклонение от плана

 

 + в рублях

 

 + в%

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Доходы

1. Целевые поступления на выполнение программы “Образование”

 

1 000 000

 

1 200 000

 

200 000

 

20%

 

Итого доходов

Расходы

1. Единовременная благотворительная помощь сотрудникам ГОУ №_____

 

700 000

 

700 000

 

 

 

2. Приобретение оргтехники

 

100 000

 

120 000

 

20 000

 

20%

 

3. Ремонт кабинетов №_____

 

100 000

 

150 000

 

50 000

 

50%

 

4. Ремонт кабинетов №_____

 

50 000

 

50 000

 

 

 

5. Ремонт кабинетов №_____

50 000

 

50 000

 

 

 

Итого расходов

1 000 000

 

1 070 000

 

70 000

 

7%

 

Остаток, переходящий на следующий год

130 000

 

 

 

 

Председатель попечительского совета                    Подпись             (Инициалы, фамилия)

Директор ГОУ №____                                               Подпись             (Инициалы, фамилия)

 

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2006. № 2 . С. 26-35



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль