Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования в школе

1477
Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования в школе

Идея о запуске инклюзивного образования в школе принадлежит замечательному советскому психологу Л.С. Выготскому. В 1930-е годы он в числе первых подтвердил необходимость такого подхода для успешной практики социаль­ной компенсации физического дефекта, имеющегося у ребенка. 

Инклюзивное образование в России на данный момент находится на этапе формирования, но при всем при этом уже является ведущей тенденцией совре­менного этапа развития системы образования.


«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».

Жан Ванье


Цель инклюзивного образования в школе - не заменить систему специального обучения, а методично изменять систему образования путем слияния двух подсистем - специальной и общей, тем самым воспитывая в людях и в обществе в целом гуманность. 

Сопоставление инклюзивного образования в школе и интеграции 

Инклюзивное образование в школе (включенное,совместное обучение) - процесс грядущих перемен в общем образовании, основанный на том, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) имеют полное право получать качественное современное обучение наравне с их здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование развивает методологию, признающую что все дети индивидуальны и имеют различные потребности. Подход к обучению должен быть максимально гибким, чтобы удовлетворить эти запросы. В инклюзии выигрывают все дети, а не только воспитанники с ограничениями по здоровью. 

Сопоставим понятия «интеграция» и «инклюзия» (табл. 1, 2).

Таблица 1

Сопоставление понятий «интеграция» и «инклюзия»

Интеграция Инклюзия
1. Внимание направлено на проблемы детей с ОВЗ 1. Внимание направлено на всех детей детского сада, школы, вуза и т.д.
2. Необходимое требование - изменение субъекта (воспитанника с проблемами в развитии) 2. Изменяются детский сад, школа, вуз
3. Преимущество от этого процесса получают только дети с ОВЗ 3. Преимущества получают все дети
4. Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка 4. Неформальная поддержка и экспертиза воспитателя детского сада, учителя массового класса, педагога вуза
5. Возможно использование специальных методов обучения и терапии 5. Качественное обучение и воспитание всех детей
6. Ассимиляция 6. Трансформация

Проводя анализ этих двух таблиц, напрашивается вывод о том, что интегративном подходе воспитанник с ОВЗ приспосабливается к системе образования, которая сама по себе остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования подстраивается под потребности ребенка. 

Таблица 2

Организация системы образования при интеграции и инклюзии*

Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования в школе

Основы и принципы инклюзивного образования в школе 

Инклюзивное образование в школе - это право каждого взрослого человека и ребенка, независимо от половозрастного признака, способностей, народной принадлежности, вероисповедания, наличия определенных нарушений в развитии или их отсутствия, принимать участие в жизни современного общества и вносить личный вклад в его совершенствование. Нужно отметить, что в фундамент инклюзивного обучения заложены особенные принципы, согласно которым любое ущемление прав детей исключено, а для воспитанников с ОВЗ создаются особые условия. Каждый воспитанник имеет равные возможности для получения высококачественного образования, а между сверстниками царит взаимное уважение и равноправие. 

Плюсы инклюзивного образования в школе: 

  • создание в обычной общеобразовательной школе особых условий для обучения детишек с ОВЗ; 
  • создание образовательных условий, гибких и адаптивных; 
  • совместное обучение и нахождение в классах особых и обычных детей, оказание детям необходимой квалифицированной поддержки педагога-психолога; 
  • подготовка учеников, родителей, педагогического состава школы к приня­тию детей с ОВЗ и создание максимально комфортных условий для всех воспитанников; 
  • формирование в сообществе, будь то класс, группа или школа навыков толерантности, милосердия, взаимного уважения.

Минусы: В идеале минусов и не должно быть, поскольку инклюзивное образование в школе направлено на улучшение качества жизни всех без исключения детей, в особенности это касается воспитанников из социально уязвимых групп. 

Обоснование необходимости инклюзивного образования в школе: 

  • обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
  • фактом является то, что опека детей в школах-интернатах далеко не всегда отвечает истинным интересам воспитанников; 
  • анализ данных говорит о том, что социальные сервисы улучшаются за счет того, что становятся более гибкими и адаптивными; 
  • в тех случаях, где возможности ограничены, результат может быть достигаемым без добавочного привлечения ресурсов, если отношение и образ действий участников образовательного процесса поддерживают методологию инклюзии.

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного об­разования.  


Ключевые принципы инклюзивного образования в школе: 

  1. Дети посещают детский сад и школу в непосредственной близости от дома; 
  2. Программы раннего вмешательства реализуются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному («комбинированному») детскому саду, школе. Все дети с ограничениями по здоровью должны иметь право на получении путевки в детский сад. 
  3. Методика разработана для поддержки в обучении воспитанников с разными способностями таким образом – улучшается качество получения знаний всех без исключения детей; 
  4. Все дети участвуют в совместных мероприятиях - конкурсах, представлениях, экскурсиях; 
  5. Индивидуальное обучение поддерживается сплоченной работой педагогов, родителей, а также всех тех, кто мог бы оказать помощь и поддержку; 
  6. Инклюзивное образование, если оно основывается на правильной идеологии, помогает предотвратить дискриминацию в отношении воспитанников и поддерживает особых детей в их праве быть полноценными членами коллектива и общества в целом.  


Отметим, что инклюзивное образование в школе стало одобряться еще и потому что на смену «медицинской» модели пришла модель «социальная», которая гласит:  

  • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
  • причина инвалидности - это существующие в обществе стереотипы и предрассудки, физические и организационные препятствия.  

При социальной модели ребенок с ОВЗ не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, барьеры и препятствия в обучении особого ребенка созда­ет само общество и несовершенство нашей системы, которая не соотвествует различным потребностям учащихся. 

Междисциплинарное взаимодействие - условие успешной инклюзии

Для успешного осуществления инклюзивного образования в школе и реализации социального подхода тре­буются изменения самой системы обра­зования.

Обучение по принципу инклюзии становится принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, действующих как единая команда. 

Представим пять основных принципов командной работы:

  1. Признание метода инклюзии как психолого-педагогической идеологии и стратегии.
  2. Интерес специалиста к смежным предметам, готовность к переменам, новаторству; 
  3. Уважение ко всем участникам команды, доброжелательность, искренность, готовность в любую минуту оказать необходимую поддержку и помощь; 
  4. Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результат общей работы.
  5. Четкое распределение ролей членов команды, соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.

Выполнение этих нескольких принципов позволит более комплексно и эффективно решать проблемы воспитанника и его семьи. 

Параметры эффективности такого междисциплинарного взаи­модействия:

  • учет уровня развития воспитанника, его способностей ресурсных возможностей; 
  • задачи социализации и адаптации воспитанника решаются в приоритетном порядке; 
  • учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды;
  • адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужно­го специалиста в нужный момент»;
  • участие родителей в адаптации и социализации школьника, их тесное сотрудничество со специалистами. 


Целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса


Каковы же условия эффективного решения междисциплинар­ного взаимодействия? Перечислим.

Единство инклюзивного образования - от детского садика до школы. Условия благополучного решения этой задачи:

  • знание этапов, закономерностей развития на каждом шаге образования и в различном возрасте;
  • понимание педагогических и психологических задач для каждого возраста; 
  • учитывать специфику психического развития детей с ОВЗ, знание и понимание механизма и причин таких особенностей; 
  • знание клинических проявлений того или иного заболевания, готовность к возможным исходам и вариантам развития событий, готовность оказать помощь медикаментозно; 
  • учет образовательных задач внутри каждой ступени образования;
  • знание этапов и закономерностей развития взаимодействия между детьми в различном возрасте.

Последовательное «погружение» учебной организации в формирование инклюзивного пространства. Успешность междис­циплинарного сопровождения будет определяться:

  • проведением различных тренингов, командных сборов, групповых обсуждений, индивидуальных консультаций и т.д.; 
  • работой в специализирующихся мастерских; группах взаимоподдержки, супервизорских группах и т. д.

Содержание процесса инклюзивного образования в школе. Успешность действий междисциплинарного сопровождения будет опреде­ляться:

  • созданием эффективной команды специалистов, определяющей «содержа­тельное поле» инклюзии;
  • адекватной образовательной средой в отношении воспитанника с ОВЗ и комплектации детских групп и классов;
  • разработкой последовательности и объема помощи особому ребенку;
  • разумным преобразованием учебных программ, выстраиванием последовательности и глубины подачи материала с учетом способностей воспитанников; 
  • поддержкой педагогов при помощи методической литературы, повышением квалификации учителей и других специалистов, работающих в единой команде. 
  • работой с родителями, их психологической поддержкой. 

* Развитие инклюзивного образования. Сборник материалов / сост. С. Прушинский, Ю. Симонова.: Перспектива, 2007.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль