Особенности оплаты труда работников детского сада

8972

Сотрудница сельского детского сада проработала 13 лет в должности воспитателя и 15 лет – заведующей детским садом (всего 28 лет). Правильно ли, что управление Пенсионного фонда РФ исключило из стажа, дающего права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности заведующей детсадом с 01.11.99?

Согласно подп. “в” п. 8 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» (далее – Правила), утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781, должности директора и заместителя директора образовательных учреждений, указанные в списке (п. 2 раздела “Наименование учреждений”), давали право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 01.11.99. После 1 ноября 1999 г. работа в этих должностях не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Верховном Суде РФ уже рассматривалось заявление заведующей дошкольным образовательным учреждением (далее – ДОУ) о признании недействующим подп. “в” п. 8 вышеуказанных Правил. Решением Верховного Суда РФ от 21.05.03 № ГКПИ03­439 это заявление оставлено без удовлетворения. Суд указал, что Правила сохранили работу в должности заведующей ДОУ, в частности детским садом, за период до 1 ноября 1999 г. для зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При подготовке оспариваемого нормативного правового акта учитывалось мнение Минобразования России о характере работы, выполняемой заведующей ДОУ, и должностные обязанности руководителя (заведующего) учреждением образования согласно тарифно­квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, не предусматривающие осуществление данными лицами педагогической деятельности.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению.

Норма, о которой идет речь, была также предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В запросе Автозаводского районного суда Нижнего Новгорода оспаривалась конституционность подп. “в” п. 8 Правил, согласно которому работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) ДОУ, других образовательных учреждений для детей и учреждений дополнительного образования детей (п. 1.8, 1.12 и 2 раздела “Наименование учреждений”, утв. тем же постановлением Правительства РФ, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”) засчитывается в указанный специальный стаж только за период до 1 ноября 1999 г.

В Определении Конституционного Суда РФ от 20.10.05 № 392­О указано, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.02 № 781 утвердило вышеназванные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия “педагогическая деятельность” и “учреждения для детей”, гарантируя тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство РФ полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

С 1 ноября 1999 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.09.99 № 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей”, согласно п. 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463, а периоды работы после этой даты – в соответствии с утвержденными новыми Списком и Правилами, в п. 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая ДОУ, в выслугу лет не засчитывается. Данные предписания, по сути, нашли отражение и в оспариваемой норме.

С принятием постановления Правительства РФ от 22.09.99 № 1067 работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 г. не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Конституционный Суд РФ указал, что основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности руководителей (заместителей руководителей) ДОУ применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционных требований.

Следовательно, время работы в должности заведующей ДОУ может быть засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лишь за период до 1 ноября 1999 г.

Педагог работает музыкальным руководителем с 1983 г. по настоящее время в одном и том же детском саду. На основании решения учредителя детский сад в 1993 г. был преобразован в муниципальный детский дошкольный учебно­-воспитательный центр. А в 1998 г. снова был переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида. Правомерно ли, что Пенсионный фонд не включил педагогу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с 1993 по 1998 г., когда детский сад был учебно-воспитательным центром?

Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, и правила исчисления этой пенсии. В Списке не предусмотрено такого наименования учреждений для детей, как “детский дошкольный учебно-воспитательный центр”, поскольку это наименование не является нормативным наименованием образовательного учреждения. Таким образом, органы, осуществляющие назначение пенсии, обоснованно отказывают работникам в досрочном назначении трудовой пенсии.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления как учредители образовательных учреждений иногда дают образовательным учреждениям ненормативные наименования, игнорируя при этом Закон РФ “Об образовании” и постановление Правительства РФ о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.

Закон РФ “Об образовании” (п. 5 ст. 12) устанавливает, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Типовые положения предусматривают конкретные наименования видов образовательных учреждений и Список должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. По требованию пенсионных органов эти наименования воспроизводятся в строгом соответствии. Если трудовая деятельность работника проходила в учреждении, наименование которого отсутствует в Списке, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, отказывают в зачете указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. В связи с этим вопрос о зачете указанных периодов в специальный стаж педагогическим работникам приходится решать в судебном порядке.

Учитывая, что наименование “детский дошкольный учебно-воспитательный центр” не является нормативным, право на досрочное назначение трудовой пенсии может быть установлено судом.

Обращаем ваше внимание на п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 № 25 “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии”. В нем разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (п. 1 ст. 27 и подп. 7–13 п. 1 ст. 28 этого Закона), период его работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать одно обстоятельство. Дело в том, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом. При этом следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характер, специфика и условия производимой истцом работы, выполняемые им функциональные обязанности по занимаемым должностям и профессиям, нагрузка с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).

Может ли применяться п. 6.1.2 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, являющихся приложением к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.01 № 20­58­96/20­5/7 о повышении ставок заработной платы и должностных окладов на 15–20% за работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, к работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах для часто болеющих детей?

Данный документ утратил силу в связи с изданием письма Минобрнауки России № АФ­947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.04 № 96.

Федеральными законами от 04.08.03 № 95­ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», от 06.10.03 № 131­ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.), от 20.08.04 № 120­ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений”, от 22.08.04 № 122­ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления отнесены вопросы установления размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений. Они разрабатывают соответствующие тарифные системы оплаты труда работников и порядок их применения.

Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений были разработаны в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда, применяемыми по состоянию на 31 декабря 2004 г. при исчислении заработной платы работников федеральных государственных образовательных учреждений, государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы, в связи с передачей полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений соответственно органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Однако рекомендации не могут носить обязательный характер. Подробнее можно узнать о действующей системе оплаты труда работников и порядке ее применения, ознакомившись с соответствующими нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Медсестра, работавшая в районной больнице с 1974 по 1978 г., в 1978 г. была переведена старшей медсестрой в детский сад, где и работает по настоящее время. Имеет ли она право на досрочное назначение трудовой пенсии, если на 1 апреля 1999 г. стаж ее работы составил 25 лет?

Медицинские сестры, работающие в ДОУ, являются медицинскими работниками. Однако работа в этой должности не учитывается при досрочном назначении пенсии ни медицинским, ни педагогическим работникам.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается лишь работа в должностях и учреждениях, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781.

Работа в должности медицинской сестры в ДОУ не включена в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, поскольку такое наименование должности отсутствует в Списке.

Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (подп. 11 п. 1 ст. 28) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Однако в приведенном примере речь идет о сотруднице, которая работает в должности медицинской сестры в ДОУ, а не в учреждении здравоохранения. Поэтому право на включение указанного периода работы в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии в связи с деятельностью по охране здоровья граждан, она не имеет.

Правомерен ли отказ в коммунальных льготах медсестре детского сада, проживающей в сельской местности, на том основании, что ее должность отсутствует в законе о коммунальных льготах, изданном в 2005 г. в Новосибирской области?

Федеральным законом от 22.08.04 № 122­ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» льготы для медицинских работников в сельской местности были отменены.

Закон РСФСР “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” (ст. 63) в ред. Федерального закона № 122­ФЗ определяет, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

В настоящее время федеральным законодательством (п. 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании”) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Таким образом, в настоящее время меры социальной поддержки лиц, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, определяются законодательными актами субъектов РФ.

Какой продолжительности отпуск у медицинской сестры детского сада?

Отпуск медицинских работников образовательных учреждений складывается из ежегодного основного – 28 календарных дней (в соответствии со ст. 115 Трудового кодекса РФ) – и ежегодного дополнительного отпуска, определяемого согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П­22 с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в него в отношении медицинских работников постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.06.88 № 370/П­6). Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для медицинских работников зависит от типа образовательного учреждения, в котором работает медицинский работник.

В п. 174 раздела 40 “Здравоохранение” указанного Списка продолжительность дополнительного отпуска для среднего медицинского персонала установлена в количестве 12 рабочих дней. При предоставлении отпуска рабочие дни переводятся в календарные дни.

С.Б. Хмельков,
гл. специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2006. № 12. С 56-64.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль