Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей

4375
В.Г. Боровик,советник управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора, заслуженный учитель РФ

Сегодня в стране более 800 тысяч детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Конвенцией ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей 20.11.89) установлено право детей, лишенных своего семейного окружения, на особую защиту и помощь со стороны государства.

Основными законодательными актами РФ, создающими правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, являются Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.12.96 № 159­ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (далее – Закон № 159­ФЗ), Федеральный закон от 24.07.98 № 124­ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, соответствующие законы субъектов РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями проводится работа по защите прав и законных интересов детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, анализ деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений по охране прав детей данной категории позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных недостатков и нарушений, наиболее типичные из которых описаны ниже.

В Закон № 159­ФЗ внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми полномочия по вопросам социальной поддержки детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к компетенции субъектов РФ.

В соответствии с изменившимися полномочиями органы государственной власти субъектов РФ должны разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие:

• размер и порядок возмещения средств, затрачиваемых на курсы по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждениях;

• порядок обеспечения выпускников образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой и обувью и размер единовременного денежного пособия;

• порядок обеспечения выпускников из числа детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений федерального подчинения) за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием;

• порядок проезда детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на городском, пригородном, внутрирайонном (в сельской местности) транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Кроме того, субъекты РФ должны принять нормативные правовые акты, устанавливающие нормы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, образовательных учреждениях для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Как известно, постановление Правительства РФ от 20.06.92 № 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, регулировавшее вопросы материального обеспечения детей данной категории утратило силу в 2005 г. Действие постановления Правительства РФ от 07.11.05 № 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию”» распространяется только на обучающихся, воспитанников федеральных образовательных учреждений.

Анализ результатов инспекционных проверок деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в 2006 г. показывает, что до сих пор в ряде субъектов РФ не приняты такие нормативные правовые акты, как:

• установление размера и порядка возмещения детям­-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, расходов на курсы по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

• порядок проезда детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на городском, пригородном, внутрирайонном (в сельской местности) транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

• в ряде субъектов РФ не проведена работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов, устанавливающих нормы материального обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем нет понимания в необходимости их принятия.

В то же время существующие региональные нормативные правовые акты по вопросам социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд недостатков:

• в отдельных субъектах РФ соответствующими нормативными правовыми актами право на обеспечение одеждой и обувью, единовременным денежным пособием установлено только для выпускников образовательных учреждений для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении субъекта РФ, что нарушает право на аналогичные виды социальной поддержки для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников муниципальных образовательных учреждений для детей данной категории;

• не нашли отражения в соответствующих региональных нормативных правовых актах такие вопросы, как:

– установление суммы расходов на культурно­массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника в процентном соотношении от расчетной стоимости содержания воспитанника в учреждении для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– обеспечение воспитанников образовательных учреждений для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежными средствами на их личные расходы.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, Семейным кодексом РФ возлагается на органы опеки и попечительства, каковыми согласно ст. 34 Гражданского кодекса РФ являются органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выполняют функции по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди наиболее распространенных нарушений здесь следует отметить нарушения, связанные с первичным учетом органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей, а также c ведением регионального банка данных о них:

• органами опеки и попечительства ряда субъектов РФ допущены нарушения ведения журналов первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, не всегда указывается дата выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, дата устройства такого ребенка;

• в значительной части субъектов РФ не соблюдаются сроки предоставления органами опеки и попечительства информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в государственный (региональный) банк данных о таких детях, установленные Семейным кодексом РФ и Правилами ведения государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (утв. постановлением Правительства РФ от 04.04.02 № 217 “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием”);

• региональными операторами банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не регулярно проводятся проверки органов опеки и попечительства на предмет соответствия количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей данной категории.

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства, исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей, избирают формы устройства таких детей.

К основным нарушениям в этой части, выявленным во время инспекционных проверок, относятся несоблюдение сроков устройства детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточная работа по подбору кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

Статьей 122 Семейного кодекса РФ на устройство ребенка, лишенного родительского попечения, отводится один месяц со дня поступления о нем сведений.

В значительной части субъектов РФ на начало очередного календарного года имелись дети, оставшиеся без попечения родителей, для которых не избрана форма устройства.

В целом, по данным государственной статистики в РФ, на начало 2005 г. неустроенными оставались 13, 4 тыс. детей (на начало 2004 г. – 12,9 тыс.).

Органами опеки и попечительства не всегда соблюдается срок (1 месяц) устройства детей данной категории. Решение вопроса устройства ребенка затягивается на срок от нескольких месяцев до 1 года.

Отмечены факты недостаточной работы органов опеки и попечительства по подбору кандидатов в усыновители (посторонних граждан), подтверждением чему является достаточно большое количество отмены в судебном порядке усыновлений. Всего в 2005 г., согласно статистическим данным, в России было отменено 150 усыновлений.

Практически в каждом субъекте РФ имеются случаи отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей ввиду их ненадлежащего выполнения. К сожалению, статистическая отчетность (форма № 103­рик) не предусматривает сбора сведений о подобных случаях, что не позволяет провести соответствующий анализ.

Дети­-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в соответствии со ст. 1 Закона № 159­ФЗ имеют право на полное государственное обеспечение на время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, на время обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (до 23 лет).

В ходе инспекционных проверок выявлены следующие нарушения:

• в детских домах и школах­интернатах для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительной части субъектов РФ не выполняются натуральные нормы потребления воспитанниками рыбы, творога, молока, овощей, фруктов, соков (в отдельных регионах до 50% от нормы). В данных учреждениях в большинстве регионов в несколько раз превышена норма потребления воспитанниками кондитерских изделий. Все это позволяет утверждать о крайне недостаточном внимании органов управления образованием, самих образовательных учреждений к проблеме организации питания детей;

• в значительной части субъектов РФ недостаточно выделяется бюджетных финансовых средств на приобретение воспитанникам детских домов и школ­-интернатов для детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одежды, обуви, мягкого инвентаря. Размер выделяемых средств в основном составляет треть от требуемого норматива;

• имеются случаи невыплаты детям­сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежного пособия при выпуске из детских домов и школ-­интернатов для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• в отдельных регионах в образовательных учреждениях начального профессионального образования размер полученной при выпуске детьми­сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, денежной компенсации на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования составил 16% от установленного в регионе норматива. В обращениях, поступающих в Федеральную службу, поднимается проблема, связанная с отказом учреждений высшего профессионального образования выплачивать выпускникам – лицам из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежную компенсацию на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования под предлогом достижения ими до выпуска возраста 23 лет.

Между тем, в соответствии со ст. 8 Закона № 159­ФЗ выпускники образовательных учреждений из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования имеют право на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием при выпуске. Эта норма действует и в случае достижения выпускником возраста более чем 23 года, если вышеуказанным правом он ранее не пользовался.

Среди нарушений и недостатков в организации деятельности детских домов и школ­интернатов для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отметить следующие:

• в нарушение Типового положения об образовательном учреждении для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 676), устанавливающего возраст помещения в детский дом ребенка 1,5 года, отмечено функционирование в детских домах групп, в которых воспитываются дети в возрасте до 1 года;

• повсеместно на недостаточном уровне проводится работа с образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства по защите имущественных прав воспитанников из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего числа воспитанников, имеющих право на получение алиментов со стороны своих бывших родителей, только около 25% воспитанников их получают;

• в нарушение Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы детских домов и школ­интернатов детей-­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Минздравом России 01.11.00) в данных учреждениях ряда субъектов РФ, несмотря на наличие воспитанников с хроническими заболеваниями желудочно-­кишечного тракта, печени, почек, для них не организовано щадящее питание;

• перечень документов в личных делах воспитанников не всегда соответствует требованиям п. 27 Типового положения об образовательном учреждении для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• набор помещений не во всех случаях соответствует требованиям Санитарных правил СП 2.4.990­00 от 01.11.00, в особенности это касается отсутствия необходимого количества изоляторов в медицинском блоке, комнат гигиены для девочек;

• в нарушение п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающего проведение два раза в год углубленного медицинского осмотра воспитанников, подобный осмотр в ряде субъектов РФ проводится один раз в год, в отдельных случаях даже один раз в несколько лет;

• статьей 55 Семейного кодекса РФ установлено право ребенка на общение с родственниками. Тем не менее, в значительном количестве детских домов и школ­-интернатов не созданы условия, обеспечивающие общение ребенка, оставшегося без попечения родителей, с родственниками: отсутствуют необходимые помещения (гостевые комнаты), воспитанники не всегда обеспечиваются конвертами для ведения переписки.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства ряда субъектов РФ не всегда обеспечивается своевременное обследование условий содержания ребенка, помещенного в приемную семью, переданного на усыновление (удочерение), под опеку. При проведении проверок в личных делах детей отсутствовали отчеты о результатах обследования условий содержания и воспитания ребенка в семье. Сами отчеты, как правило, носят формальный характер.

Подводя итоги, не хочется повторять о важности и необходимости защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поскольку в последние десять лет об этом говорилось достаточно много.

Позволю себе просто напомнить, что в наших руках судьбы сотен тысяч детей, лишенных самого главного – родительской любви. Какими вырастут эти дети, в первую очередь зависит от нас.

Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. № 8. С 67-76.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль