Игровое дидактическое пособие "Далекая седая старина"

7588

В России всегда большое внимание уделялось приобщению детей к народной культуре, формированию у них патриотических чувств. Коллективом Центра образования № 1679 г. Москвы разработано игровое дидактическое пособие, которое ставит своей задачей ознакомить детей с историей, культурой и традициями родной страны.

Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотические чувства? Потому что чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. Но как у маленького ребенка развить интерес к истории родной страны? Главное – сделать процесс ознакомления понятным и увлекательным.

“Баю­-бай” Баю-­бай, баю-­бай.
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшку не буди.
Мой Ванюшка будет спать,
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
Вырастет побольше.

Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло русской печки, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша, шестом колодца­журавля поднять ведро воды, запрячь лошадь в телегу.
В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий.

 Основные элементы игрового пособия

 Чтобы сделать процесс ознакомления с историей Родины интересным и увлекательным, в Центре образования № 1679 г. Москвы создали специальное игровое пособие “Далекая седая старина”1. Это пособие предназначено детям от четырех до семи лет, и его цель – дать ребенку начальное представление о богатстве национальной культуры.

“Как у нашего кота” Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Основным элементом пособия является деревянная изба, изготовленная из сосны. Почетное место в избе занимает глиняная печь. В старину говорили: “Без печи нет избы”. Печь устроена таким образом, что у нее внутри может гореть свеча (свеча должна гореть строго под присмотром педагога). Мягкое мерцание свечи успокаивает и снимает напряжение. От огня печь нагревается, и дети могут ощутить ее тепло прикосновением рук. Через новые ощущения дети понимают значение печи для людей.

“Ой ты, печка­-сударыня”

Ой ты, печка-­сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Атмосферу старины помогает воссоздать домашняя утварь прошедших времен: большой деревянный стол, лавки (широкие, прикрепленные к стенам) и скамейка (узкая, переносная), колыбелька для малыша, сундук с одеждой, ухват и кочерга, рукомойник и ушат, деревянная и глиняная посуда, прялка, коромысло с двумя ведрами, корыто, топоры, детские санки и лошадка­качалка, расписная балалайка, матрешка и многое другое.

Возле избы – двор, огороженный плетнем, там гуляют домашние животные: лошадь, петух и курица с цыплятами. Там же находятся колодец­журавль, телега – летом, а сани – зимой. Изба “оживает”, когда в ней появляется “семья” кукол в русской народной одежде: дедушка и бабушка, батюшка и матушка, Машенька и Ванюшка и их верные друзья – пес и кот.

Особый колорит избе придают изделия, выполненные из различных натуральных тканей: льна и хлопка, шерсти и шелка. Стеганые одеяла, мягкие подушки и половички создают в избе атмосферу домашнего уюта. Детям очень нравится старинная русская одежда для кукол: кафтаны и шапки, душегреи, платки и передники. Переодевая кукол, дети не только знакомятся с особенностями одежды тех времен, но и, завязывая пояса, платки, выполняют действия, которые способствуют развитию мелкой моторики. А сочетание натуральных, экологически чистых материалов (дерева, глины и тканей) делает игру детей безопасной для здоровья.

 Методическая поддержка игрового пособия

С течением времени интерес детей к игре не ослабевает, а напротив, усиливается. Это происходит еще и потому, что в пособие входят более ста предметов интерьера избы. Появляются они в группе постепенно. Каждая новая вещь становится для детей неожиданностью, сюрпризом, и их интерес к игре не угасает, а процесс игры становится еще более увлекательным.

Воспитателями разработаны специальные занятия по ознакомлению с историей, культурой, бытом русского народа, малыми жанрами русского фольклора, занятия по развитию речи. Темой занятия могут также стать различные загадки, потешки, пословицы и поговорки, которые можно инсценировать с помощью фигурок и предметов.

О жизни в старину могут многое рассказать потешки, которые так нравятся маленьким детям. Пользуясь рукомойником, покачивая колыбельку, поглаживая котика, стуча игрушечным топориком, дети с удовольствием будут повторять за вами потешки и колыбельные песенки.

Не секрет, что опыт, мудрость, знания людей, живших задолго до нас, пришли к нам с пословицами и поговорками. Дети лучше поймут их смысл в процессе игры. Для этого на тему той или иной пословицы или поговорки с использованием кукол и предметов наглядно­дидактического пособия педагог разыгрывает сценку, создает динамическую картинку (приложение).

Этапы работы с динамическими картинками таковы:

  • беседа по “картине” (диалог детей и воспитателя);
  • самостоятельный рассказ (монолог ребенка);
  • динамика развития сюжета: переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно­ролевую игру.

“Водичка, водичка…”

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Составляя рассказ по сюжету, вовлекая детей в интересную игру, размышляя и анализируя, проще сделать понятной для ребенка народную мудрость, заключенную в пословице или поговорке. Кроме того, такая игра способствует развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора.

Важно, что такой кукольный театр имеет большое психотерапевтическое значение. Во время разыгрывания сценки дети примеряют к себе те или иные роли. Размышляя над происходящим, решая те или иные проблемные ситуации, дети по­иному начинают видеть решение многих своих личных проблем.

После занятия воспитатель не должен сам расставлять по местам все предметы, потому что, продолжая игру самостоятельно, дети еще раз, вместе, переживают ту или иную ситуацию, и их игровая деятельность переходит в новое русло, получает новое развитие. Интерес к игре только возрастает.

Итак, периодически добавляя в игру новые предметы, насыщая ее интересным содержанием, мы развиваем познавательную и игровую активность детей, развиваем любовь к родной культуре.

Целью этого процесса является не только реставрация прошлого, не только увлечение бытом народа, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебно­воспитательный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, формированию его эмоционально­-личностной и мотивационно­-волевой сфер развития, а также играет значимую роль в становлении межличностных отношений. Такая игра становится уникальным воспитательным и развивающим процессом.

 Приложение

Описание некоторых динамических картинок

 “Хочешь есть калачи – не сиди на печи!”

Подготовка: c использованием кукол и домашней утвари в избе создается следующая обстановка: бабушка замешивает тесто, батюшка растапливает печь, Машенька сидит на печи, а матушка журит ее.

Этапы работы:

  1. Беседа по “картине” (диалог детей и воспитателя). Наводящие вопросы: “Что делают бабушка, батюшка? Почему матушка зовет дочку Машеньку спуститься с печи? Что она ей говорит? (“Хочешь есть калачи – не сиди на печи!”).
  2. Самостоятельный рассказ (монолог ребенка). Воспитатель просит: “Расскажите, что происходит в избе?”.
  3. Динамика развития сюжета. Воспитатель спрашивает: “Как вы думаете, что произойдет дальше? Покажите” (переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно­ролевую игру).

“Землю солнце красит, а человека – труд”

Подготовка: используя кукол и домашнюю утварь, во дворе создается следующая обстановка: дедушка чинит плетень, матушка несет ведро воды, Машенька кормит кур, батюшка сидит на лавочке (нога на ногу), а бабушка журит его за безделье.

Этапы работы:

  1. Беседа по “картине” (диалог детей и воспитателя). Наводящие вопросы: “Что делают дедушка, матушка, Машенька? Что делает батюшка? Как вы думаете, что говорит ему бабушка?” (“Землю солнце красит, а человека – труд”.).
  2. Самостоятельный рассказ (монолог ребенка). Воспитатель просит: “Расскажите, что происходит во дворе?”.
  3. Динамика развития сюжета. Воспитатель спрашивает: “Как вы думаете, что произойдет дальше? Покажите” (переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно­ролевую игру).

“Жадность – всякому горю начало”

Подготовка: используя кукол и домашнюю утварь, во дворе создается следующая обстановка: Ванюшка стоит посреди двора, за спиной у него лошадка­качалка; Машенька смотрит на Ванюшку и плачет, дедушка гладит Машеньку по голове и что­то говорит Ванюшке.

Этапы работы:

  1. Беседа по “картине” (диалог детей и воспитателя). Наводящие вопросы: “Почему плачет Машенька? Что говорит дедушка внуку?” (“Жадность – всякому горю начало”).
  2. Самостоятельный рассказ (монолог ребенка). Воспитатель просит: “Расскажите, что происходит во дворе?”.
  3. Динамика развития сюжета. Воспитатель спрашивает: “Как вы думаете, что произойдет дальше? Покажите” (переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно­ролевую игру).

“Где песня льется, там счастливо живется”

Подготовка: используя кукол и домашнюю утварь, во дворе создается следующая обстановка: на лавочке у избы сидят батюшка, дедушка и бабушка, у батюшки – балалайка, посреди двора танцуют матушка, Машенька и Ванюшка.

Этапы работы:

  1. Беседа по “картине” (диалог детей и воспитателя). Наводящие вопросы: “Что делает батюшка? Что делают бабушка и дедушка? Что делают матушка, Машенька и Ванюшка? Как вы думаете, какое настроение у хозяев избы? Почему они играют, поют, танцуют?” (“Где песня льется, там счастливо живется”).
  2. Самостоятельный рассказ (монолог ребенка). Воспитатель просит: “Расскажите, что происходит во дворе?”
  3. Динамика развития сюжета. Воспитатель спрашивает: “Как вы думаете, что произойдет дальше? Покажите (переставляя кукол, передвигая предметы, дети придумывают продолжение истории, которая впоследствии переходит в самодеятельную сюжетно­ролевую игру)”.  

Автор: Ю.А. Акимова, воспитатель дошкольного отделения Центра образования № 1679 г. Москвы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль