Выпускное сочинение как форма государственной итоговой аттестации в школе

2085
Выпускное сочинение как форма государственной итоговой аттестации в школе

Проведение итогового сочинения в школе

Принятие на уровне Правительства РФ решения о том, что результаты итогового выпускного сочинения в общеобразовательных организациях должны учитываться наряду с результатами единого государственного экзамена при приеме в учреждения высшего образования, начиная с 2014/15 уч. г., требует основательного пересмотра позиций на всех уровнях образовательной системы: как в плане подготовки учителей русского языка и литературы, так и относительно работы руководителей образовательных организаций, – на предмет их готовности реализовывать на практике новые требования в рамках государственной итоговой аттестации в школе.

В последнее время очевидной становится необходимость сделать образовательную систему более гуманитарной. Основные постулаты государственной политики в данной сфере связаны с провозглашением общедоступного качественного образования, которое нацелено на воспитание личности, способной рефлексировать и свободной высказывать собственное аргументированное мнение. Духовно-нравственные понятия при таком подходе являются не только признаками успешного выпускника, но и показателями эффективной деятельности педагогического сообщества. С этой точки зрения о проведении итогового сочинения можно говорить как об оптимальной форме достижения поставленных целей.

В традиционном Послании Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. данной позиции уделяется большое внимание. В.В. Путин справедливо заметил, что 2014 г. - год Культуры - "призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, вопросам патриотизма, нравственности и морали... Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования... Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить".

Преобразования, которые сегодня затрагивают все без исключения сферы общественной жизни, требуют ускорить совершенствование образовательного пространства в контексте определения специфики государственной итоговой аттестации выпускника школы, соотнесенной с интересами и потребностями личности, социума и государства. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию отнюдь не случайно заострил внимание на том, что "уже дано поручение, начиная со следующего учебного года, предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение". В данном случае очевидна ссылка на подписанный В.В. Путиным 17 ноября 2013 г. перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству, состоявшегося 02.10.2013 г.

Определение места выпускного сочинения в системе государственной итоговой аттестации в школе

Введение сочинения как формы государственной итоговой аттестации, механизмы этой процедуры, а также риски и возможности, связанные с ней, взаимодействие с системой единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) обсуждались на Общественном совете при Минобрнауки России 17 декабря 2013 г. Наиболее важным на данный момент оказался вопрос определения места выпускного сочинения в системе государственной итоговой аттестации. Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ, сообщил, что в настоящий момент находятся на рассмотрении три варианта формы, в которой сочинение может быть введено в систему государственной итоговой аттестации в школе:

•    в соответствии с первым вариантом сочинение рассматривается как новая форма промежуточной и итоговой аттестации учащихся, которая станет допуском к ЕГЭ;

•    во втором варианте возможно изменение формы сочинения в ЕГЭ;

•    третий возможный вариант – защита индивидуального проекта в форме сочинения.

По словам Дмитрия Ливанова, суть третьего варианта заключается в том, что ученики выпускного класса в течение нескольких месяцев будут выполнять индивидуальный проект по теме, связанной с русским языком и литературой, а затем оформят итоги проекта в виде сочинения и должны будут пройти его публичную защиту. Таким образом, по результатам проведения итогового сочинения будут проверены как умение учащихся в письменной форме излагать мысли, так и навыки выступления на публике.

Каждая из указанных позиций может быть прокомментирована с учетом всех возникающих рисковых полей. Во-первых, промежуточная аттестация в начальной школе и основной школе обязательна в современном образовательном процессе. В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» она проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (далее – ОО). Соответственно ОО вправе выбирать формы промежуточной аттестации, зафиксировав их локальным нормативным актом.

Поэтому для проведения выпускного сочинения и его включения в программу в качестве обязательной формы аттестации необходимо предварительно регламентировать этот вопрос на нормативно-правовом уровне, внося соответствующие изменения в законодательные акты. Во-вторых, поле риска связано с неоднозначностью терминологии. Свободное употребление термина «единый государственный экзамен» без явного указания учебного предмета «Русский язык» или «Литература», выделенных в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г. (далее – ФКГОС) в рамках образовательной области «Филология», затрудняет определение места сочинения в системе государственной итоговой аттестации в школе.

В таком случае весьма полезной оказывается формулировка В.В. Путина, структурировавшего поручение следующим образом: «Принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учета при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».

Соответственно, рассмотрение проведения итогового сочинения как способа оценки качества гуманитарного (филологического) образования напрямую связано с введением, реализацией и функционированием федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО). Поручение Президента Правительству РФ абсолютно логично включается в систему инновационных процессов, регламентирующих развитие современной образовательной парадигмы, и актуализирует значимость определенных положений ФГОС СОО в части требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы, выявленным в процессе государственной итоговой аттестации в школе.

Изменения и риски в связи с проведением итогового сочинения

Выделение интегрированного учебного предмета «Русский язык и литература» в предметной области «Филология» ФГОС СОО требует переосмысления принципа преподавания филологических дисциплин, изменений как в модели, так и в системе организации существующих ЕГЭ по русскому языку и литературе, модификации всей системы работы учителя-словесника и ОО в целом. Необходимость индивидуального проекта, представляющего собой особую форму организации деятельности учащихся (исследование или проект), прописывается в тексте ФГОС СОО в качестве обязательной предметной области.

В таком смысле государственная итоговая аттестация выпуснкника в школе в форме сочинения является вполне логичной и закономерной. Единственный риск, который при этом возникает, связан с определением индивидуальных предпочтений каждого учащегося: для гуманитария разработка и защита проекта по русскому языку и литературе напрямую сопряжена с его профилизацией. Более сложная ситуация возникает в случае выбора обучающимся нефилологической предметной области в качестве приоритетной.

Хотя, безусловно, некоторая страховка в тексте ФГОС СОО обозначена: «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».

Очевидно, что это перспектива последующих исследований. Таким образом, с проведением итогового сочинения может быть связана естественнонаучная проблематика, например, по результатам выполненного учеником мини-исследования. Переход на ФГОС СОО в обязательном режиме для всех ОО датирован 2020 г. Соответственно, введение с 2015 г. сочинения в формате защиты индивидуального проекта может рассматриваться как своего рода пропедевтика последующих системных инноваций, причем инициированных на государственном уровне.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль