Оценка эффективности воспитательной деятельности

10805

Т.В. Шамардина, канд. пед. наук, директор гимназии № 4, г. Оренбург

 Трудно количественно оценить эффективность воспитательной деятельности. Если для отслеживания результативности процесса обучения существует “отметка”, то результаты воспитательного процесса практически не осязаемы, подчас они проявляются в определенной ситуации школьной жизни. Как оценить эффективность воспитательной деятельности педагога? Как “проверить алгеброй гармонию”? Возможно ли это?

Для ответа на этот вопрос творческой группой гимназии была разработана система критериев оценки эффективности воспитательной деятельности педагога.

Рассматривая критерий как меру (степень) проявления признака, характеризующего эффективность воспитательной деятельности, мы выделили показатели для каждого критерия и определили уровневые характеристики: эффективный уровень, полуэффективный и неэффективный.

Определение эффективности воспитательной работы основано на оценке организации педагогом подключения ученика к участию в коллективной деятельности. Мы выделили три степени “включенности”: максимальная, средняя и минимальная, что позволило определить коэффициент эффективности воспитательной деятельности (Кэф). Для этого введены следующие обозначения:

КА – коэффициент полезного действия (отношение числа участников с максимальной степенью “включенности” к общему числу участников деятельности);

КВ – коэффициент потенциального действия (отношение числа участников со средней степенью “включенности” к общему числу участников деятельности);

КС – коэффициент бесполезного действия (отношение числа участников с минимальной степенью “включенности” к общему числу участников деятельности).

Математическое выражение для вычисления Кэф следующее:

Кэф = А + КВ - КС) ? 100%.

Безусловно, все попытки количественно отобразить воспитательный эффект могут быть подвергнуты сомнению и критике, но, как любая теория, они имеют право на существование, и жизнь покажет, насколько они верны.

Любая педагогическая деятельность посредством тех или иных методов должна быть направлена на определенного ученика, т. е. на личность, индивидуальность. Основная проблема педагога – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников, поэтому только профессионализм учителя, владение им методами, формами, способами и приемами воспитания являются необходимыми условиями успешного осуществления педагогической деятельности.

Различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности школьника, являются, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным “инструментом прикосновения к личности”, с помощью которого “включаются механизмы” самореализации личности. Не существует хорошего или плохого метода; результативность того или иного метода воспитания зависит от целей, задач, содержания и средств воспитания, от эффективности выбранных педагогом организационных форм, инструментовки методов воспитания и воздействия, от логики используемых педагогических приемов.

Воспитание начинается с создания для ребенка воспитывающей среды, введения в современную культуру. Работа педагогического коллектива нашей гимназии по конструированию и развитию воспитывающей среды проводится по следующим направлениям:

•    создание социокультурной среды развития ребенка;

•    педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

•    создание и развитие ученического коллектива как среды жизнедеятельности и самоактуализации ребенка;

•    содействие детскому движению в гимназии и вне ее;

•    сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей;

•    создание воспитывающей предметной среды.

Помимо оценки эффективности воспитательной деятельности необходимо изучать уровень воспитанности гимназиста. Для его оценки нами были выделены следующие критерии воспитанности: патриотизм, гражданственность, духовно-интеллектуальные качества, нравственность, эмоционально-эстетические чувства и др. При определении критериев эффективности педагогической деятельности мы исходили из того, что:

•    воспитанность человека характеризуется: знаниями о патриотизме, гражданственности, нравственности (пониманием того, что значит быть патриотом, гражданином, нравственным), стали ли эти знания потребностями личности (вошли ли в систему ее ценностных ориентаций, эмоционально-эстетических чувств и установок), а также его поведением, отражающим духовно-интеллектуальные качества, проявляемые в конкретных поступках и действиях;

•    в жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в личностных качествах: добросовестность, ответственность, самокритичность, чувство коллективизма и т. д.

Изучив знания ученика о соответствующих критериях воспитанности, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих качеств в конкретной деятельности, было выделено три уровня воспитанности ученика: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень воспитанности учащихся характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня воспитанности характерны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Критерии для оценки воспитанности, силы и устойчивости проявления требуемых качеств разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся.

Дети в младшем школьном возрасте (1–4-й классы) способны оценивать поступок в соответствии с правилами, установленными взрослыми. Они совершают нравственные поступки ради их одобрения. Требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы проявляются в форме поведения “надо”. При этом отметим, что “надо” означает для ребенка эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. В младшем школьном возрасте происходит развитие чувства долга, которое является основным моральным мотивом, побуждающим поведение ребенка. Дети способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Задача учителей заключается в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение перерастает в привычку. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: не задумывается над тем, чтобы уступить место старшему, поздороваться или сделать вид, что не заметил. Для воспитанного человека это само собой разумеется. В начальной школе должен быть достигнут такой уровень воспитанности, при котором ребенок поступает должным образом не только на людях, но и с самим собой. Важно научить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. Задача учителя также состоит в том, чтобы приучить детей к анализу своих поступков.

В подростковом возрасте (5–8-е классы) усиливается стремление к межличностному общению со сверстниками. Общение с ними является в этот период важнейшей школой самовоспитания. У подростков выражено стремление не только к самовоспитанию, но и самосовершенствованию: физическому, волевому, нравственному. В поведении доминирует ориентация на принципы других людей и на законы. Но без взрослых подростки часто не в состоянии найти правильные ответы на вопросы, которые их волнуют.

Как лучше всего помочь подростку в его самосовершенствовании? В процессе воспитания учителям необходимо побуждать подростка к самовоспитанию. Прежде всего следует поощрять и активно поддерживать их стремление к порядочности, доброте, верности в дружбе, готовность прийти на помощь. Большую роль здесь играет пример взрослых. В средних классах время на учебные и воспитательные мероприятия должно стать примерно одинаковым. У подростков должны быть сформированы личностные качества, определяющие их поступки:

•    адекватная самооценка;

•    осмысление собственной деятельности и поведения;

•    добровольная постановка самому себе целей и задач самосовершенствования;

•    самоконтроль – фиксация своего состояния и поведения для предотвращения нежелательных последствий.

Для формирования навыков самоконтроля и организационных способностей подростков необходимо “включать” их в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, умело стимулировать их активность, т. е. отношение к этой деятельности. Без организации такой работы и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно.

В 9–11-х классах (старший школьный возраст) самосовершенствование предполагает самоопределение личности, и эта проблема становится актуальной. Учащиеся должны сделать выбор дальнейшего жизненного пути. Акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится осмыслению жизненных и духовных ценностей. Старшеклассники активизируют свою деятельность, легче “включаются” в процесс самовоспитания, проявляют стремление управлять своим поведением, эмоциями, разумом в соответствии с соображениями своего самоуправляющего механизма – самосознания, выбирают оптимальный путь взаимодействия с окружающей средой. У них проявляется потребность в самопознании, саморегуляции и самореализации (самоактуализации) в форме интересов, ценностных ориентаций, социальных установок, целей жизни. У старшеклассников происходит духовный рост и выбор: двигаться вперед или отступать. Самореализация – это доверие к собственному “Я”, а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, способность принять ответственность за свои действия и решения.

Внеурочная деятельность должна удовлетворять их потребности в самопознании, саморегуляции и самореализации, самовыражении с помощью содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию. Любое мероприятие, любой поступок должны направляться и оцениваться с позиций соответствия высшим целям развития и совершенствования личности старшеклассника. Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы.

На основе длительных наблюдений, диагностических исследований, сбора и сопоставления всех материалов на психолого-педагогических консилиумах определяется уровень воспитанности ученика гимназии, полученные результаты заносятся в карты психолого-педагогического развития. Педагоги и психологи проводят индивидуальные консультации для самого ребенка и его родителей, определяют пути дальнейшего развития воспитанности гимназиста, получившего низкие баллы.

Наш опыт работы показал, что оценка уровня воспитанности является эффективным средством для стимулирования самопознания, выработки у ученика адекватной самооценки его самовоспитания и саморазвития. А по мнению В.А. Сухомлинского, “главной целью воспитания должно быть воспитание, побуждающее к самовоспитанию”.

Справочник классного руководителя. 2007. № 2


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль