Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

1848
Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

Знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери «Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения» известна всем. С этим трудно спорить, умение эффективно общаться с людьми - один из самых важных факторов успеха в любой сфере современной жизни. В трудах многих ученых-практиков (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.), от 15 до 60% младших школьников испытывают трудности в учении. Чаще всего это сложности, коммуникативного характера. Учебно-коммуникативные трудности,с которыми сталкиваются учащиеся начальной школы, описаны в работах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.


Коммуникативная компетенция – способность средствами языка решать актуальные для ученика бытовые, учебные, социальные задачи, умение пользоваться средствами языка для реализации целей общения. Считается, что школьник овладел коммуникативной компетенцией, если может реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях развития коммуникативной компетенции. Уровень владения ею определяется возрастом ребенка, этапом и целью обучения.


Согласно п. 19.4 ФГОС начального общего образования, утвержденному. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОСа начального общего образования», программа формирования УУД у учащихся на уровне начального общего образования включает в себя характеристики, типовые задачи формирования УУД, в т. ч. коммуникативых, обеспечивает связь УУД с содержанием учебных предметов.

Разработка методов и приемов формирования коммуникативных УУД на уроках, методик диагностики для оценки их сформированности является для педагогов серьезной проблемой. Эффективным способом развития коммуникативных УУД могут являться лингвистические этюды и речевые разминки, используемые учителями в ка­честве структурного элемента урока.

Согласно концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что развитие коммуникативных УУД становится приоритетной задачей школы, т. к. результативность и качество процесса общения в значительно зависят от уровня коммуникатив­ных умений субъектов общения.

Проблеме развития и формирования коммуникативных УУД на уроках учеников начальной школы посвящены исследования последних десятилетий, среди которых особенно значимы работы Р.В. Овчаровой, Е.А. Архиповой, Ю.В. Касаткиной, А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой. Основным средством формирования этих умений у школьников авторы считают коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффек­тивно применены в учебной и во внеурочной работе с учениками.

Психологи А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др. отмечают, что развитие коммуникативных умений учеников начальных классов - чрезвычайно актуальная проблема, т. к. уровень сформированности этих умений оказывает влияние не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности школьника в целом (ведь коммуникативные умения формируются и развиваются в процессе общения).

Актуальность работы по использованию лингвистических этюдов и речевых разминок для  формирования коммуникативных УУД на уроках

Потребность всех участников образовательного процесса в эффективных методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка обусловила актуальность работы по использованию лингвистических этюдов и речевых разминок в качестве структурного элемен­та урока и метода формирования коммуникативных УУД на уроках.

Особенностью включения лингвистических этюдов и речевых разминок в ход урока является то, что учащиеся овладевают языковым материалом в процессе активной речемыслительной деятельности. Это в свою очередь, актуализирует  такие важнейшие для обучения психологические качества, как внимание, память, мышление, и непосредственно влияет на формирование коммуникативных УУД на уроках и способствует социализации младших школьников.

Использовать в своей работе лингви­стические этюды и речевые разминки могут в первую очередь учителя начальных классов, а также воспитатели дошкольных образовательных учреждений, руководители кружков и детских объединений. Плюсы данного метода - его эффективность, универсальность, возможность применения на любом уроке начальной школы, для учеников любого возраста и любого уровня обученности.

Эффективность использования учителем лингвистических этюдов и речевых разминок в формировании коммуникативных УУД на уроках

Опыт работы показывает, что использование лингвистических этюдов и речевых разминок на уроках русского языка в ходе обучения позволяет учащимся:

  • повышать работоспособность;
  • формировать общеучебные умения и навыки;
  • контролировать собственную интеллектуальную деятельность;
  • развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;
  • формировать орфографические и пунктуационные навыки;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения.

    Построение структуры уроков русского языка с использованием лингвистиче­ских этюдов и речевых разминок позволяе осуществлять формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках, реализовать цели развития логического и абстрактного мышления,нахрдить решение практических задач по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, дать возможность ученику быть субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости.

    Для формирования коммуникативных УУД на уроках окружающего мира очень полезны речевые разминки, эффективнее всего их проводить в начале урока. Учитель может показать детям рисунок (или фотографию), например, ежика и предложить задать любые во­просы к этому рисунку и самим ответить на них.


    Речевое (коммуникативное) умение – способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков и приобретенных знаний. Речевое умение характеризуется продуктивностью, динамизмом, творческим характером, определенной психологической самостоятельностью: чтобы правильно и полноценно общаться, человек должен уметь ориентироваться в условиях общения и на основе этого строить свою речь.


    Так, дети могут спросить:

    • Можно ли в домашних условиях дер­жать ежика без вреда для него?
    • Где можно взять маленького ежонка? Купить в зоомагазине, в зоопарке или же на природе найти?
    • Ядовита ли для ежей газетная бумага?
    • Могут ли ежи мирно сосуществовать с другими домашними животными? И др.

    В процессе речевых разминок дети не только учатся задавать вопросы, но и получают полезную информацию об окружающем мире. Кроме того, для ученика умение правильно сформулировать вопрос - это хороший способ наладить контакт с учителем и получить обратную связь.

    Лингвистические этюды в форме мини-диалогов в  формировании коммуникативных УУД на уроках

    Важным упражнением для развития и формирования коммуникативных УУД на уроках у младших школьников является разыгрывание небольших диалоговых сценок, т. е. участие детей в ролевых мини-играх.

    Приведем примеры таких мини-диалогов.


    1.Этюд «Прошу, дай мне, пожалуйста»: нужно вежливо попросить у одноклассника (учителя) линейку, карандаш, ручку.

    2.Этюд «До свидания – здравствуйте!»: нужно потренироваться приветствовать учителя, одноклассников, библиотекаря и других сотрудников школы.

    3.Этюд «Иди сюда»: нужно попробовать вежливо позвать к себе одноклассника, незнакомого мальчика из другого класса, дежурного по этажу, старшеклассника.

    4.Этюд «Прошу – не надо»: нужно попробовать вежливо попросить приятеля говорить тише, перестать толкаться, перестать обзывать девочку.

    5.Этюд «В магазине»: нужно попросить «продавца» показать товар или отказаться от покупки, узнать, сколько стоит игрушка (булочка, шоколад и т.д.).

    6.Этюд «Не плачь»: нужно успокоить плачущего, подбодрить.

    7.Этюд «Давай дружить»: нужно предложить однокласснику дружбу.


    Ролевые игры качественно изменяют психическое развитие ребенка, воспроизводят реальные жизненные ситуации, социальные отношения людей. Такие мини-диалоги оказывают благотворное влияние на межличностные отношенияй учеников в классе, развивают социальные качества учащихся, умения сотрудничать и договариваться. Эти упражнения не требуют большого количества времени (не более 5 мин), но их желательно проводить систематически. Описание лингвистических этюдов, используемых нами для  формирования коммуникативных УУД на уроках представлено в приложении 1, речевых разминок - в приложении 2.

    Приложение 1

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Приложение 2

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Формирование коммуникативных УУД на уроках через лингвистические этюды

    Вложенные файлы

    Доступно только авторизованным пользователям
    • Документ №1.jpg
    • Документ №2.jpg
    • Документ №3.jpg
    • Документ №4.jpg
    • Документ №5.jpg
    • Документ №6.jpg
    • Документ №7.jpg
    • Документ №8.jpg


    Подписка на статьи

    Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

    Мероприятия


    Мероприятия

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение на подписку

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    Электронная система

    Справочная система «Образование»

    Вебинары

    Школа Менеджера образования




    © МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
    Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
    По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

    

    • Мы в соцсетях
    Материал только для зарегистрированных пользователей

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

    • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
    • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
    • шпаргалки для безошибочной работы;
    • вебинары и презентации от лучших экспертов.

    А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

    Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт
    Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Материал только для зарегистрированных пользователей

    Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт
    Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль