Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

1838
Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», предъявляет требования к трем видам результатов учащихся (предметным, метапредметным и личностным), которые успешно освоили основную программу начального общего образования (далее - ООП).

Метапредметные результаты, включающие в себя освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия (далее - УУД) выделены в особую группу. В системе современного образования вопрос о системе оценивания УУД сохраняет свою актуальность. Создаются различные инструменты и методы оценивания:

  • комплексные проверочные работы;
  • индивидуальные и коллективные проекты;
  • практические задачи;
  • образовательные события и др.

Представляем способы составления проектных задач, примеры задач и экс-пертные листы оценивания УУД учащихся, разработанные в МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярска (далее - ОО) и реализованные совместно со студентами КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».

Решение проектных задач в системе оценивания УУД

Понятие «проектная задача» появилось сравнительно недавно, его предложил А.Б. Воронцов1. В его работах утверждается, что проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, и перенос способов работы из основной школы в начальную не будет эффективным.

Некоторым предварением работы над проектами могут являться проектные задачи. По мнению А.Б. Воронцова проектная задача направлена на применение школьниками целой совокупности способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, которые по форме и содержанию приближаются к реальным.

Такая задача не привязана к отдельному учебному предмету.
Результатом решения проектных задач всегда будет какой-то реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный обучающимися. Этот продукт не является неотъемлемым от самой задачи и живет своей собственной жизнью. Проектные задачи бывают предметными и межпредметными, выполняются в равновозрастной, так и разновозрастных группах.

Главное условие - возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию и создание в результате совместной деятельности реального продукта. Решение проектных задач предлагается учащимся предпочтительно в группах, а не индивидуально.

Мы в практике работы в ОО используем межпредметные проектные задачи, которые, на наш взгляд, являются действенным инструментом оценивания регулятивных и коммуникативных УУД.

Способы решения проектных задач

На аналитических семинарах, посвященных разработке системы оценивания результатов освоения учащимися ООП, нами были сформулированы рекомендации для педагогов по составлению и решению проектных задач.

Представляем их в виде инструкции:

  • Выберите сюжетную линию, идею, в рамках которой ученикам предлагается решение проектных задач. Идея должна быть сообразна возрасту уча¬щихся и их интересам, быть социально значимой.
  • Подберите 5-6 таких заданий, которые предполагают использование разных видов деятельности: интеллектуальной, продуктивной, творческой.
  • Содержание заданий подберите так, чтобы учитывались возможности участия каждого ребенка в работе группы.
  • Объем заданий заведомо представьте большим, невыполнимым за малое количество времени. Тогда для успешного выполнения заданий потребуется распределения обязанностей среди группы учеников.
  • Подбирайте задания так, чтобы они соответствовали разному предметно-му содержанию (используйте материал учебных предметов «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Литературное чтение»), но не обговаривайте особенности предметного содержания в тексте самой задачи.
  • Ответьте себе на следующие вопросы: Что нового в своей жизни сделают, создадут ваши ученики? Какие способы деятельности учащиеся «перенесут» из содержания уроков? Какие УУД будут формироваться и оцениваться вами?

В приложениях 1-3 представлено описание проектных задач для учащихся 3-х классов по темам:

  • «День рождения буквы Ё»;
  • «Всемирный день охраны природы»;
  • «Олимпиада в Сочи».

При выполнении детьми данных заданий необходимо наблюдать за ходом работы учащихся, фиксировать проявления у них регулятивных и коммуникативных УУД.

Все задания носят творческий характер, то или иное участие в их выполнении может принять и хорошо успевающий, и слабоуспевающий ученик 3-го класса, в ходе работы у каждого ребенка появится возможность проявить себя.

Ответы на задания могут быть разными, поэтому в приложениях отсутствуют примеры решения проектных задач.

Экспертные листы для оценивания формирования УУД в процессе решения проектных задач

Данные проектные задачи были опробованы в ОО в качестве инструмента оценивания УУД. У каждого учащегося при решении проектных задач оценивается продукт, т. е. выполненное задание и процесс выполнения задания. Последнее осуществляется в форме наблюдения за работой учащихся и дает информацию о формировании УУД.

В работах А.Б. Воронцова были предложены экспертные листы, которые заполняет учитель в процессе наблюдения за деятельностью учащихся. Мы предлагаем свою разработку экспертного листа для оценивания УУД младших школьников. Данные листы заполняются экспертами (как правило, за одной группой закреплено два эксперта) на каждого учащегося.

Примерный вариант экспертного листа для оценивания УУД младших школьников представлен в приложении 42. Далее составляется сводная таблица учета уровня сформированности УУД.
Примерный вариант сводной таблицы учета сформированности УУД представлен в приложении 5.

В данной таблице отражается реальная картина сфор-мированности УУД как по каждому учащемуся, так и по классу в целом. На основании данных таблицы строится диаграмма, на которой отражаются все представленные в таблице умения. При последующей организации проектного задания аналогично заполняется таблица, и данные соотносятся с предыдущими, выстраивается сравнительная диаграмма.

Все это позволяет отражать как уровни сформированности УУД, так и динамику их становления в отноше-нии каждого учащегося.
По нашему мнению, такие задачи для выявления динамики формирования УУД достаточно использовать 2-3 раза в год. Решение проектных задач могут стать способом оценивания УУД учащихся в начальной школе только при условии их систематического применения.

Приложение 1

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Приложение 2

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Приложение 3

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Приложение 4

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Приложение 5

Решение проектных задач в системе оценивания универсальных учебных действий

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg
  • Документ №10.jpg
  • Документ №11.jpg
  • Документ №12.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль