Методическая работа в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития воспитанников

10014

Ю.В. Пчелкина, старший воспитатель ГОУ ­“Детский сад № 521” г. Москвы

При выборе приоритета в развитии воспитанников была проанализирована организация воспитательно­-образовательной ра­боты в учреждении. Особое внимание уделялось решению таких вопросов, как:

  • повышение квалификации педагогического состава ДОУ;

  • выбор программ, их взаимосвязь и возможность реализации на практике;

  • обеспечение методической литературой, специальными пособиями и наглядным материалом;

  • наличие предметно-­развивающего пространства, позволяющего формировать интеллектуальный потенциал;

  • участие администрации в осуществлении приоритета интеллектуального развития;

  • взаимодействие детского сада со сторонними организациями (музеями, театрами, досугово-­развивающими центрами и т. д.);

  • активное участие родителей и детей в поддержании приоритета.

Цели и задачи приоритетного направления развития

Определяя основную цель работы нашего образовательного учреждения как всестороннее развитие личности ребенка, мы придаем особое значение развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка: его способности активно познавать и творчески преобразовывать мир, проявлять свое отношение к нему, быть ответственным за свои действия и суждения.

Исходя из цели приоритетного развития, были сформулированы задачи воспитательно­-образовательной деятельности:

  • развитие познавательных способностей ребенка как основы интеллекта;
  • формирование эмоционального мира ребенка. Обеспечение эмоционального благополучия, по возможности, как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях;
  • воспитание ребенка на основе традиционных нравственных ценностей;
  • формирование гармонично развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, укрепление физического и нравственного здоровья;
  • обеспечение каждого воспитанника достаточным для его возрастного периода набором знаний об окружающем мире;
  • формирование навыков и умений, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе.

наверх

Деятельность педагогов по реализации ­приоритетного ­направления

Педагогическим коллективом детского сада были определены направления работы, позволяющие формировать и развивать интеллектуальный потенциал воспитанников:

  • создание картотеки дидактических игр по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
  • разработка и внедрение игр­-занятий с детьми младшего возраста по развитию моторики, которые можно представить при прохождении аттестации воспитателей ДОУ на первую категорию;
  • экологическое развитие воспитанников (создание экологиче­ской тропинки детского сада, посещение Биологического музея им. Тимирязева, элементарные опыты и наблюдения в природе и др.);
  • экспериментальная работа в рамках деятельностного метода;
  • поиск эффективных средств и методов по включению английского языка в программу обучения;
  • возможность проведения в ДОУ музыкальных праздников на английском языке.

наверх

Виды дошкольных образовательных ­учреждений

Типовым положением о дошкольном образовательном учреж­дении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677, определены следующие виды дошкольных ­образовательных учреждений:

  • детский сад;
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуальное, художественно­эстетическое, физическое и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приори­тетным осуществлением санитарно-­гигиенических, ­профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребенка – детский сад с осуществлением деятельности по физическому и психическому развитию, коррекции и оздоровлению воспитанников.

Для обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей занятия проводятся в форме игр, викторин, различных досугов как в подгруппах, так и индивидуально. Такое взаимодействие педагогов с воспитанниками положительно воздействует на эмоции детей, стимулирует развитие познавательных способностей, любо­знательности, творчества, поскольку позитивный эмоциональный фон занятия повышает уровень усвоения материала.

В 2001 г. детский сад начал экспериментальную ра­боту по теме ­“Деятельностной подход в построении непрерывного математического образования на ступени дошкольной подготовки”. Основная цель – ­апробация учебно­­-методического комплекта “Игралочка” по математике для детей младшего дошкольного ­возраста на деятель­ностной ­основе и разработка ­методических рекомендаций, конспектов и игровых ­пособий по реализации по­знавательной деятельности. Научное руководство проектом осуществляется ­Центром системно­-деятель­ностной педагогики.

С целью успешной социализации детей и адаптации их к условиям жизни в современном обществе в группах специально оборудованы игровые зоны. На праздники и до­суговые мероприятия приглашаются родители. Организуются встречи воспитанников с сотруд­никами ГИБДД, пожарной инспекции. Стало хорошей традицией посещать с экскурсиями Московский зоопарк и Биологический музей им. Тимирязева, приглашать в детский сад театральные труппы.

Учитывая необходимость в укреплении физического здоровья детей, в детском саду проводятся комплексные оздоровительные меро­приятия, что позволяет чередовать интеллектуальную и физическую активность.

C 2006 г. на базе детского сада была открыта экспериментальная пло­щадка “Разработка и апробация механизма внедрения в практику результатов экспериментальной работы” по теме “Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе”, основная задача которой – создание на базе детского сада регионального информационно­методического центра по программе “Школа 2000…”. Психологам-­экспериментаторам предстоит доработать, апробировать и внедрить мониторинг додеятельностных способностей детей ­дошкольного возраста.

Работа по организации приоритета интеллектуального развития предполагает три направления: работа с детьми, педагогами, родителями.

наверх

Работа с детьми включает:

  • занятия по математике и ознакомлению с окружающим миром на основе деятельност­ного метода;
  • занятия по обучению старших дошкольников грамоте по программе Н.В. Дуровой;
  • подгрупповые занятия, досуги и игры на английском языке как втором языке образования;
  • упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы во всех возрастных группах;
  • интегрированные досуги и праздники (музыкальная деятельность + английский язык);
  • использование конструкторов ЛЕГО и бумажной пластики (оригами) на занятиях по конструированию;
  • экологические занятия, опыты, наблюдения;
  • игры­-занятия с детьми младшей группы по развитию моторики.

наверх

Работа с педагогами предусматривает:

  • семинары по проблемам приоритетного направления, проводимые в детском саду;
  • анализ работы воспитателей и педагогов по реализации приоритетного направления;
  • методические объединения округа, города по проблемам интеллектуального развития детей дошкольного возраста (показы занятий и досугов, организация консультаций и семинаров);
  • диагностика интеллектуального развития детей различных возрастных групп;
  • разработка методических пакетов по интеграции программ.

наверх

В рамках реализации приоритетного направления для родителей организуются:

  • открытые показы занятий;
  • праздники и досуги по приоритетному направлению (интеграционные праздники);
  • индивидуальные консультации педагогов, так называемая педагогическая гостиная;
  • педагогические консультации и беседы по проблемам развития детей;
  • психологические лектории по развитию детей.

Большое внимание в детском саду уделяется созданию современной предметно-развивающей среды. Созданы маркеры игрового пространства, для каждой возрастной группы подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей и активизирующие умственные способно­сти детей.

Итоги работы по приоритетному направлению

Итогами работы по осуществлению приоритетного направления интеллектуального развития воспитанников ГОУ “Детский сад № 521” явились следующие достижения:

  • статус приоритета интеллектуального развития подтвержден в 1999, 2001, 2006 гг.;
  • детский сад – победитель конкурса “Интеллектуальный марафон” в 2000 г., дипломант – в 2006 г.;
  • 67% выпускников детского сада поступают в специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков;
  • педагоги повысили свою квалификацию, 62% педагогов имеют первую категорию;
  • выделены дополнительные штатные единицы.

Ключевые слова:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль