Методическая работа в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития воспитанников

10024

Ю.В. Пчелкина, старший воспитатель ГОУ ­“Детский сад № 521” г. Москвы

При выборе приоритета в развитии воспитанников была проанализирована организация воспитательно­-образовательной ра­боты в учреждении. Особое внимание уделялось решению таких вопросов, как:

  • повышение квалификации педагогического состава ДОУ;

  • выбор программ, их взаимосвязь и возможность реализации на практике;

  • обеспечение методической литературой, специальными пособиями и наглядным материалом;

  • наличие предметно-­развивающего пространства, позволяющего формировать интеллектуальный потенциал;

  • участие администрации в осуществлении приоритета интеллектуального развития;

  • взаимодействие детского сада со сторонними организациями (музеями, театрами, досугово-­развивающими центрами и т. д.);

  • активное участие родителей и детей в поддержании приоритета.

Цели и задачи приоритетного направления развития

Определяя основную цель работы нашего образовательного учреждения как всестороннее развитие личности ребенка, мы придаем особое значение развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка: его способности активно познавать и творчески преобразовывать мир, проявлять свое отношение к нему, быть ответственным за свои действия и суждения.

Исходя из цели приоритетного развития, были сформулированы задачи воспитательно­-образовательной деятельности:

  • развитие познавательных способностей ребенка как основы интеллекта;
  • формирование эмоционального мира ребенка. Обеспечение эмоционального благополучия, по возможности, как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях;
  • воспитание ребенка на основе традиционных нравственных ценностей;
  • формирование гармонично развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, укрепление физического и нравственного здоровья;
  • обеспечение каждого воспитанника достаточным для его возрастного периода набором знаний об окружающем мире;
  • формирование навыков и умений, необходимых ребенку для дальнейшего обучения в школе.

наверх

Деятельность педагогов по реализации ­приоритетного ­направления

Педагогическим коллективом детского сада были определены направления работы, позволяющие формировать и развивать интеллектуальный потенциал воспитанников:

  • создание картотеки дидактических игр по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
  • разработка и внедрение игр­-занятий с детьми младшего возраста по развитию моторики, которые можно представить при прохождении аттестации воспитателей ДОУ на первую категорию;
  • экологическое развитие воспитанников (создание экологиче­ской тропинки детского сада, посещение Биологического музея им. Тимирязева, элементарные опыты и наблюдения в природе и др.);
  • экспериментальная работа в рамках деятельностного метода;
  • поиск эффективных средств и методов по включению английского языка в программу обучения;
  • возможность проведения в ДОУ музыкальных праздников на английском языке.

наверх

Виды дошкольных образовательных ­учреждений

Типовым положением о дошкольном образовательном учреж­дении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 677, определены следующие виды дошкольных ­образовательных учреждений:

  • детский сад;
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуальное, художественно­эстетическое, физическое и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приори­тетным осуществлением санитарно-­гигиенических, ­профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребенка – детский сад с осуществлением деятельности по физическому и психическому развитию, коррекции и оздоровлению воспитанников.

Для обеспечения единства эмоционального и познавательного развития детей занятия проводятся в форме игр, викторин, различных досугов как в подгруппах, так и индивидуально. Такое взаимодействие педагогов с воспитанниками положительно воздействует на эмоции детей, стимулирует развитие познавательных способностей, любо­знательности, творчества, поскольку позитивный эмоциональный фон занятия повышает уровень усвоения материала.

В 2001 г. детский сад начал экспериментальную ра­боту по теме ­“Деятельностной подход в построении непрерывного математического образования на ступени дошкольной подготовки”. Основная цель – ­апробация учебно­­-методического комплекта “Игралочка” по математике для детей младшего дошкольного ­возраста на деятель­ностной ­основе и разработка ­методических рекомендаций, конспектов и игровых ­пособий по реализации по­знавательной деятельности. Научное руководство проектом осуществляется ­Центром системно­-деятель­ностной педагогики.

С целью успешной социализации детей и адаптации их к условиям жизни в современном обществе в группах специально оборудованы игровые зоны. На праздники и до­суговые мероприятия приглашаются родители. Организуются встречи воспитанников с сотруд­никами ГИБДД, пожарной инспекции. Стало хорошей традицией посещать с экскурсиями Московский зоопарк и Биологический музей им. Тимирязева, приглашать в детский сад театральные труппы.

Учитывая необходимость в укреплении физического здоровья детей, в детском саду проводятся комплексные оздоровительные меро­приятия, что позволяет чередовать интеллектуальную и физическую активность.

C 2006 г. на базе детского сада была открыта экспериментальная пло­щадка “Разработка и апробация механизма внедрения в практику результатов экспериментальной работы” по теме “Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе”, основная задача которой – создание на базе детского сада регионального информационно­методического центра по программе “Школа 2000…”. Психологам-­экспериментаторам предстоит доработать, апробировать и внедрить мониторинг додеятельностных способностей детей ­дошкольного возраста.

Работа по организации приоритета интеллектуального развития предполагает три направления: работа с детьми, педагогами, родителями.

наверх

Работа с детьми включает:

  • занятия по математике и ознакомлению с окружающим миром на основе деятельност­ного метода;
  • занятия по обучению старших дошкольников грамоте по программе Н.В. Дуровой;
  • подгрупповые занятия, досуги и игры на английском языке как втором языке образования;
  • упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы во всех возрастных группах;
  • интегрированные досуги и праздники (музыкальная деятельность + английский язык);
  • использование конструкторов ЛЕГО и бумажной пластики (оригами) на занятиях по конструированию;
  • экологические занятия, опыты, наблюдения;
  • игры­-занятия с детьми младшей группы по развитию моторики.

наверх

Работа с педагогами предусматривает:

  • семинары по проблемам приоритетного направления, проводимые в детском саду;
  • анализ работы воспитателей и педагогов по реализации приоритетного направления;
  • методические объединения округа, города по проблемам интеллектуального развития детей дошкольного возраста (показы занятий и досугов, организация консультаций и семинаров);
  • диагностика интеллектуального развития детей различных возрастных групп;
  • разработка методических пакетов по интеграции программ.

наверх

В рамках реализации приоритетного направления для родителей организуются:

  • открытые показы занятий;
  • праздники и досуги по приоритетному направлению (интеграционные праздники);
  • индивидуальные консультации педагогов, так называемая педагогическая гостиная;
  • педагогические консультации и беседы по проблемам развития детей;
  • психологические лектории по развитию детей.

Большое внимание в детском саду уделяется созданию современной предметно-развивающей среды. Созданы маркеры игрового пространства, для каждой возрастной группы подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей и активизирующие умственные способно­сти детей.

Итоги работы по приоритетному направлению

Итогами работы по осуществлению приоритетного направления интеллектуального развития воспитанников ГОУ “Детский сад № 521” явились следующие достижения:

  • статус приоритета интеллектуального развития подтвержден в 1999, 2001, 2006 гг.;
  • детский сад – победитель конкурса “Интеллектуальный марафон” в 2000 г., дипломант – в 2006 г.;
  • 67% выпускников детского сада поступают в специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков;
  • педагоги повысили свою квалификацию, 62% педагогов имеют первую категорию;
  • выделены дополнительные штатные единицы.

Ключевые слова:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль