Положение об аккредитации образовательных учреждений

24836

30 ноября 2013 г. вступило в силу положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное  постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (далее – Положение об аккредитации – 2013).

Данный документ был принят в соответствии с ч. 28 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") взамен положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 (далее – Положение об аккредитации – 2011).

Ч. 2 ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет за государственной аккредитацией образовательной деятельности задачи подтверждать соответствие федеральным стандартам гособразования образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки учащихся:

  • в учреждениях сферы образования;
  • в учреждениях, которые осуществляют обучение;
  • индивидуальными предпринимателями, исключение составляют индивидуальные предприниматели, которые непосредственно осуществляют образовательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт – комплекс требований обязательных к исполнению к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.

Образовательная программа – спектр ключевых характеристик сферы образования, организационно-педагогических условий и в тех случаях, которые предусмотрены  законодательной базой, форм аттестации, представленных в форме учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, других составляющих, оценочных и методических материалов.

Кем проводится государственная аккредитация образовательного учреждения?

Согласно ч. 3 ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государственная аккредитация образовательного учреждения проводится федеральными органами, которые уполномочены контролировать и осуществлять надзор в сфере образования, а также органом исполнительной власти субъекта РФ, который осуществляет полномочия, переданные РФ.

Орган исполнительной власти, который контролирует сферу образования, – это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).В ее компетенции находится аккредитация образовательных учреждений, включая:

  • те, что ведут деятельность в сфере образования по программам высшего образования;
  • федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, осуществляющие программы среднего профобразования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • российских организаций сферы образования, которые расположены вне территории РФ, были созданы согласно международным договорам РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, которые осуществляют деятельность в сфере образования;
  • иностранных организаций, которые реализуют образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ.

Государственную аккредитацию образовательной деятельности других учреждений, включая образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, и которые находятся на территории субъектов РФ, включая детские сады и школы, осуществляют органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, которые реализуют переданные полномочия РФ.

Поскольку приобрели законную силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Положения об аккредитации – 2013 в процедуре госаккредитации произошли изменения:

  1. Общие требования к государственной аккредитации образовательной деятельности были ужесточены, аккредитационные органы получили больше полномочий, в том числе  возможность проводить внеплановые проверки по факту выявления аккредитационным органом нарушения требований нормативных актов при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.
  2. Процедуру госаккредитации могут проходить индивидуальные предприниматели, исключение составляют ИП, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере образования, не привлекая педработников.
  3. Установление нормы, согласно которой государственная аккредитация проводится исключительно в отношении образовательных программ и не проводится с целью подтверждения или изменения типа и (или) вида организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  4. Регламентация государственной аккредитации образовательных программ различных видов, в т. ч. образовательных программ, реализуемых духовными образовательными организациями.
  5. Процедура госаккредитации детальнее регламентирована, включая статус и работ экспертных групп.
  6. Повышение значимости общественной аккредитации учреждений и профессионально-общественной аккредитации программ существенно возросла, потому что их итоги учитываются при осуществлении госаккредитации.

Положение об аккредитации – 2013 регулирует ход госаккредитации в тех случаях, которые предусматривает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливается специфика государственной аккредитации в отношении:

  • программы образования, которая реализуется образовательной организацией;
  • программы, которая реализуется загранучреждением;
  • программы, которая осуществляется посредством сетевой формы;
  • программы, которая осуществляется посредством электронного обучения и дистанционных технологий;
  • профессиональной образовательной программы, в которой имеются сведения,  составляющие государственную тайну;
  • профессиональной образовательной программы в области информационной безопасности.

Государственная аккредитация образовательных учреждений - 2013

Положение об аккредитации – 2013 регламентируют обновленные правила подачи заявления на госаккредитацию. В заявлении следует указать наименование учреждения (полное и сокращенное), а также контактный телефон, адрес электронной почты и официальной сайта в сети интернет. Важно также отразить данные о направлении информации о ходе госаккредитации в адрес учреждения сферы образования. В документе могут приводиться данные о применении сетевых форм осуществления программ, реализации основных программ образования и применения электронного обучения и дистанционных технологий.

В Положении об аккредитации – 2013 по сравнению с Положением об аккредитации – 2011 был изменен список документов, необходимых для подачи вместе с заявлением о госаккредитации. Изменения предусматривают подачу:

  • копии документа о государственной регистрации учреждения, которое осуществляет деятельность в сфере образования, согласно с законодательством другой страны;
  • копии документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя (для ИП);
  • доверенности или другого документа, который подтвердит право уполномоченного лица учреждения, которое осуществляет деятельность в сфере образования, направить заявление и сопутствующие документы, выполнять действия от лица организации;
  • сведений о реализации учебных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки России;
  • копии договора о сетевой форме реализации учебных программ, заключенного согласно со ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии программ, которые были созданы и утверждены вместе с другими учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность, включая программы, реализуемые в сетевой форме;
  • копии договора о создании в образовательной организации, которая реализует программы  высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность;
  • копии договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно- исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
  • копии договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
  • сведений о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации.

Заявление и дополнительные документы, согласно Положению об аккредитации – 2013 (аналогично предыдущим требованиям) могут подаваться в бумажной или электронной формах. Положение об аккредитации – 2013 устанавливает новые требования, касающиеся деятельности аккредитационного органа. Среди них необходимо отметить следующие:

  • с момента поступления заявления и сопутствующих документов они должны быть приняты и зарегистрированы в течение одного рабочего дня;
  • заявление и сопутствующие документы проверяют с течение 10 рабочих дней, вместо 5, как это было ранее;
  • в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и сопутствующих документов на адрес учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, направляется уведомление о принятии к рассмотрению заявления и дополнительных документов или же уведомление вручается уполномоченному представителю; 
  • в этот же срок – десять дней – уведомление о несоответствии документов и заявления требованиям, которые установлены положениями о государственной аккредитации образовательных учреждений должно быть отправлено.

Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений – 2013 регламентированы порядок и форма создания распорядительных актов органа аккредитации о проведении экспертизы аккредитации. Следует указать состав представителей экспертной группы и экспертов. Акт размещают на официальном сайте аккредитационного органа в течение 3 рабочих дней с момента его издания.  

Кроме того, новым положением определен статус руководителя экспертной группы: по окончании проведения аккредитационной экспертизы он должен на основании отчетов об экспертизе подготовить заключение экспертной группы и в течение трех рабочих дней со дня окончания проведения экспертизы направить его и отчеты об экспертизе в аккредитационный орган.

Положение об аккредитации – 2013 в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет возможность участия в аккредитационной экспертизе не только экспертам – физическим лицам, но и экспертным организациям, соответствующим установленным требованиям.

Аккредитационный орган обязан вынести решение о государственной аккредитации образовательных учреждений или об отказе в ней в течение пяти дней. Новое положение предусматривает, что прекратить рассмотрение заявления и прилагаемых документов аккредитационным органом можно на основании решение суда об административном приостановлении деятельности или об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности, вступившем в силу во время процедуры госаккредитации. Свидетельства о государственной аккредитации, выданные организациям, осуществляющим образовательную деятельность, до 1 сентября 2013 г., должны быть переоформлены в срок до 1 января 2016 г.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль