Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

3379
Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Управление качеством образования в школе - средство достижения цели образовательного процесса

Основа системы образования – образовательный процесс, а его результатом является образованность выпускника. С позиций федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», образовательный процесс - это мера достижения личностью определенного уровня развития свойств, соответствующих ее потребностям.

Общепринятая формулировка цели образовательного процесса в общем виде: получение каждым ребенком необходимого ему (но не ниже уровня, установленного ФГОС) образования, которое отвечает его склонностям, возможностям и интересам. Достижение поставленной цели невозможно без системы управления качеством образования в школе.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием общеобразовательной организации

  • продолжительнсть – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


В каждой организации эта общая цель уточняется в соответствии с ее спецификой и для каждого участника ОП. Изучение личных и личностных особенностей школьника возможно построение индивидуального маршрута развития ребенка в рамках обучения в общеобразовательной организации (далее - ОО).

Управление качеством образования в школе и планируемые результаты организации образовательного процесса

Конкретные цели, на достижение которых направлена деятельность ОО и будут представлять собой ожидаемые и предполагаемые результаты образовательного процесса. Их отбор определяется прежде всего запросами и ожиданиями общества, государства и самой личности. Качество предполагаемых результатов должно соответствовать требованиям, нормам, но и сами нормы должны отвечать развитию личности и общества в целом.
Результаты, которые будут общими для всех ОО, которые могут быть зафиксированы и измерены, представляются приблизительно так:

  • мотивация обучающихся к получению образования как одной из ведущих жизненных ценностей человека;
  • готовность обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности (сформированность общеучебных умений и навыков, способности видеть и находить решение практических задач);
  • высокий уровень познавательных интересов у обучающихся;
  • обученность школьников, включающая в себя системность, действенность и прочность знаний и умений;
  • сформированность у учащихся нравственных качеств;
  • готовность детей к самоопределению, созданию собственной семьи, межличностному общению с окружающими независимо от их принадлежности к национальностям и религиям;
  • сохранение, укрепление здоровья детей, их расположенность к здоровому образу жизни;
  • значимость престижа ОО для обучающегося, готовность способствовать его повышению.

Внутришкольные факторы, которые способствуют достижению планируемых результатов организации образовательного процесса через управление качеством образования в школе могут быть представлены несколькими блоками:

  • качество образовательного процесса (ОП) на учебных занятиях;
  • качество ОП в системе внеурочной деятельности учащихся;
  • качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения всех участников ОП;
  • уровень созданной адаптивной образовательной среды.

Условия достижения планируемых результатов через управление качеством образования в школе

Стартовой позицией в определении ведущих условий для достижения предполагаемых результатов является реализация в управлении организацией ОП гуманистического подхода (личностный подход, уважение, доверие каждому, обеспечение возможности для самореализации и т. д.), а также демократизация управления (делегирование полномочий подчиненным, коллегиальное принятие решений, ориентация педколлектива на успешность, предоставление возможности выбора и др.). Эти подходы должны лежать в основе как построения самого объекта, так и управления им, они являются фундаментом для построения всей системы управления качеством образования в школе.

На основании изучения работ В.В. Давыдова, Т.И. Шамовой, А.К. Марковой, И.С. Якиманской, Т.М. Давиденко, Н.Е. Щурковой и др., выделяем следующие показатели итоговых результатов организации образовательного процесса в ОО:

  • обученность;
  • обучаемость;
  • воспитанность;
  • воспитуемость;
  • развитость;
  • развиваемость;
  • самообучаемость;
  • саморазвитость;
  • самовоспитуемость;

Система условий, обеспечивающих управление качеством образования в школе, базируется на:

  • постоянном развитии профессиональной компетентности учителя;
  • мотивации всех участников образовательных отношений на повышение качества образовательного процесса (это касается не только обучающихся и педагогов, но и родителей);
  • делегирование обучающимся ответственности за качество своего образования. 
  • создание системы промежуточного самоконтроля учеником качества своих знаний, уровня развития собственных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных). При этом ребенок имеет возможность осуществлять это на каждом учебном занятии, и не только в его заключительной части, но и по ходу работы. Только после самооценки учеником своих достижений их оценивает учитель. Сам педагог тоже находится в ситуации необходимости постоянного отслеживания результатов своей деятельности и необходимости вносить в нее коррективы. В итоге ученик и учитель оценивают не только качество результата своей работы, но и процесса его достижения, определяют причины возникающих сложностей и намечают план дальнейших действий в направлении повышения эффективности своей деятельности;
  • осуществляемом в разной степени во всех компонентах образовательного процесса постоянное обновление. Управление организацией образовательного процесса тоже не должно быть косным, оно должно изменяться с учетом этих изменений;
  • наличие в ОО «копилки» опыта, где раскрывается конкретный опыт работы по достижению высоких показателей качества обучения;
  • учете в построении образовательного процесса индивидуальных особенностей каждого обучающегося: личностных, особенностей здоровья;
  • постоянной индивидуальная и коллективная самооценка не только результатов, но и самого образовательного процесса. Именно это составляет основу развития образовательного процесса и всей организации.

Все выделенные компоненты между собой тесно связаны: результаты детерминируются целью, факторами и условиями и в процессе ими корректируется. Результаты диктуются  факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и от полученных результатов, эти составляющие так же влияют друг на друга и взаимно корректируются.

Факторы успеха управления качеством образования в школе

В менеджменте эти факторы определены как критические факторы успеха, именно они формируют критерий-результат.
В школе это будут обучение и учение, а именно эффективность организации этих процессов.
В трудах  И.С. Якиманскойв современном образовательном процессе ведущим фактором развития личности ученика выступает учение. Образовательный процесс представляет собой целое, состоящее из учения и обучения. Обучение управляет учением. Цель его - создание условий для развития разных детей, т. е. адаптация обучения к учащимся с учетом их потребностей, возможностей, уровня подготовленности. И привычный «ученик» становится «обучающимся».

Учение – целенаправленная, самоуправляемая, отражательно преобразующая деятельность ученика по добыванию, переработке, усвоению знаний и способов решения той или иной задачи.

Обучение – это сознательно организованная (управляемая извне) деятельность ученика по усвоению знаний и способов решения той или иной задачи.

Руководитель ОО, методического объединения, педагоги должны досконально разобраться в сущности учения и обучения как процессов, построить систему требований, факторов успешного учения и обучения, то есть у них должны быть ответы на вопросы: Что влияет на процесс успешного обучения? Как помочь ученику научиться учиться?
Системный подход как взгляд на организацию, представляющую комплекс связанных между собой частей и элементов, позволяет представить ОО как педагогическую систему, включающую в себя:

  • «вход» - совокупность ресурсов, задействованных в организации образовательного процесса;
  • основной процесс (образовательный или педагогический) и обслуживающие процессы (работа библиотеки, столовой, психотерапевтической службы и т. д.);
  • «выход» - конечный результат (продукт деятельности ОО, система управления ОО, направленная на согласование, координацию частей системы, на выработку и достижение целей).

Согласно подходу Ю.А. Конаржевского педагогическая система представляет собой цепочку причинно-следственных связей2.
Факторы-причины, определяющие результат, лежат в основе организации образовательного процесса, в условиях его организации, в системе управления ею. Причины привычно ищутся в построении учебного занятия, процесса обучения, влияние условий почти не берется во внимание, не рассматриваются «издержки» управления, тогда как именно в управлении школой, в управлении образовательным процессом в целом и нужно искать факторы, которые определят качественный результат.
Для успешного управления любым процессом, в том числе и управления качеством образования в школе требуется понять, что влияет на его эффективность.
Безусловно, для получения планируемого результата, нужно определять, отслеживать и контролировать все ступени процесса, которые сами могут быть результатами более ранних процессов.

Пример.
Итоги обучения в начальной школе составляют основу результатов, которые будут показаны обучающимися в средней школе. Это подразумевает необходимость контроля результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального об-щего образования (далее - ООП), тесное сотрудничество между участниками педагогического процесса по обеспечению качества будущих образовательных результатов.
Качество результатов образовательного процесса на каждой ступени обучения детерминирует качество образования в ОО в целом. Управление качеством образования происходит на основе системы спрогнозированных процедур, мер, мероприятий для обеспечения соблюдения в ОО конкретных норм и требований к образовательному продукту (индивиду), процессу (требования ФГОС к условиям реализации ООП, результатам ее освоения).

Понятие «управление качеством образования в школе» 

Оно определяется прежде всего в контексте того, что объектом является само управление образовательным процессом.
В.М. Полонский в своих трудах под качеством образования выпускников понимает некоторый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники.

В работе С.Б. Шилова и В.А. Кальней качество образования описывается как социальная категория, формирующая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие запросам и ожиданиям в создании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности3.

В.П. Панасюк предлагает следующее определение: качество школьного образования - это такая совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. А также: качество образования - целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров ее функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам4.

В одних ОО под качеством образования понимается число обучающихся, завершивших отчетный период без троек, т. е. на «4» и «5», в других - качество обучения и всего воспитания, в третьих - степень развитости личности, в четвертых - количество выпускников, продолживших образование в ВУЗах.

Анализ предложенных определений показывает, что в одних трактовках качества образования авторы ориентированы на потребности личности и общества; вторые - на сформированность уровня знаний, умений, навыков и других социально значимых качеств обучающихся; третьи - на цели и результаты образования и т. д. Но в целом понятно, что определение понятия «качество образования» следует рассматривать всесторонне:

  • с позиций возможностей ОО (поставщика) предоставлять комплекс услуг в рамках реализации ФГОС;
  • позиций запросов и ожиданий личности и общества (потребителей), прогноза деятельности ОО в будущем.

Особенности управления качеством образования в школе

Прежде всего это процесс:

  • постановки целей образования (на всех уровнях) и определения путей и способов их достижения;
  • организации образовательного процесса и мотивации его участников на продуктивный труд;
  • контроля как процесса выявления отклонений от целей, мониторинга - способа отслеживания изменений в развитии;
  • регулирования и анализа результатов организации ОП.

Для достижения максимальной целостности системы управление качеством образования в школе необходимо обеспечить прочные взаимные связи между всеми ее компонентами. Это и есть содержание управления качеством образовательного процесса внутри школы.
Под образовательной системой зачастую понимается социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, которые вступают во взаимодействие между собой на основе сотрудничества, с окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями. Это взаимодействие направлено на формирование и развитие личности.
Мы склонны согласиться с мнением А.А. Бабетова, понимающим под образовательной системой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности5.

Функции заместителя директора по УВР в управлении качеством образования в школе

Мониторинг взаимосвязи внутри образовательной системы – это основная обязанность замдиректора по учебно-воспитательной работе (далее - УВР). При реализации своих функций заместитель директора по УВР решает следующие основные задачи:

  • Организует образовательный процесс, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, контролирует результаты работы педколлектива и результаты освоения учащимися ООП.
  • Организует текущее и перспективное планирование работы педколлектива, помогает педагогам готовить учебно-программную документацию, проведение уроков и внеурочных занятий.
  • Принимает участие в работе по подбору и расстановке педкадров, устанавливает их нагрузку, контролирует составление расписания уроков и внеурочных занятий.
  • Обеспечивает необходимые условия для повышения качества труда педагогических работников, их квалификации, организует проведение аттестации педагогов.
  • Осуществляет руководство работой педколлектива, организует систему методической работы, направленной на совершенствование содержания, форм и методов обучения, организует работу по методическому обеспечению учебного процесса, комплектования учебных кабинетов и лабораторий необходимой литературой, современными средствами обучения.
  • Производит анализ результатов учебной работы, организует изучение передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс, информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, новых педтехнологиях.
  • Организует прием и выпуск учащихся, осуществляет работу по организации подготовки и проведения контрольных работ, подготовки к участию в различных олимпиадах, фестивалях и конкурсах.
  • Организует работу по профориентации обучающихся.
  • Участвует в работе по подготовке заседаний педсовета ОО, организует и осуществляет контроль за выполнением его решений.
  • Организует работу системы деятельности ОО вне уроков.
  • Контролирует учебную нагрузку обучающихся и соблюдение требований, предъявляемых к организации ОП, правил и норм охраны труда.
  • Обеспечивает взаимосвязь между участниками образовательных отношений по вопросам организации обучения и воспитания детей.
  • Контролирует ведением учебной документации, отслеживает своевременную подготовку учетной и отчетной документации.

Содержанием деятельности замдиректора по УВР в управлении учебно-воспитательным процессом в школе в условиях перехода на ФГОС является создание условий для реализации требований образовательного стандарта и обеспечение эффективности необходимых для этого процессов.

В целях систематизации деятельности в новых условиях и для обеспечения реализации требований ФГОС, замдиректора по УВР важно следовать имеющемуся плану работы.

В приложении 1 мы представляем пример плана деятельности заместителя директора по УВР в начальной школе на учебный год. 

В приложении 2 дан пример годового плана деятельности заместителя директора по УВР в рамках контроля внутри школы.

Представленное планирование работы замдиректора по УВР позволяет поддерживать оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, результативности и технологичности образовательного процесса; способствует сохранению содержательного единства образовательного пространства ОО; помогает выстроить работу заместителя директора по УВР с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации ООП.
.

Приложение 1

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

Приложение 2

Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС

1 Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М., 2000. – Примеч. авт.

2 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. – Примеч. авт.

3 Шилова С.Б., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. – Примеч. авт.

4 Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. СПб, М., 2000. – Примеч. авт.

5 Бабетов А.А., Калужская М.В. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации «Управление школой на основе коммуникативных технологий». Екатеринбург, 2003. – Примеч. авт.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль