Квалификационные характеристики должностей работников образования

57606
Квалификационные характеристики должностей работников образования

Приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"»[1] и от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"»[2] (далее – приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н) утверждены Квалификационные характеристики должностей работников образования (далее – КХ должностей работников образования) и Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (далее – КХ должностей работников вузов).

При этом следует напомнить, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, в т. ч. общеотраслевые квалификационные характеристики должностей служащих, предусмотренные в разделе I, утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. и доп.).

Во исполнение ст. 57, 143 Трудового кодекса РФ[3] (далее – ТК РФ) постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" установлено, что Единый квалификационный справочник должностей работников образования - руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) состоит из квалификационных характеристик  руководителей ОУ, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, содержание которого дополнено двумя разделами, относящимися к сфере образования.

Разработкой ЕКС занимается Минздравсоцразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по управлению, регулированию и координации деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9[4] утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Приказы Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н и от 11.01.2011 № 1н изданы взамен, соответственно, приказов Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593 (признан утратившим силу приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 762) и от 30.10.2009 № 858 (признан утратившим силу приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 2).

Основанием для отмены вышеназванных приказов Минздравсоцразвития России, которыми были утверждены разделы ЕКС соответственно по должностям работников образования и должностям руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, явилось то, что они в установленном порядке не были направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Необходимость в государственной регистрации приказов, утверждающих квалификационные характеристики должностей работников по видам экономической деятельности, была установлена Минюстом России после осуществления их правовой экспертизы, проведенной по запросу Общероссийского Профсоюза образования, поскольку они содержат нормативные предписания, определяющие должностные обязанности работников и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации соответствующих работников.

Например, для аттестации педагогических работников с целью подтверждения их соответствия занимаемой должности квалификационные характеристики по занимаемой должности служат основанием для формирования на педагогического работника соответствующего представления работодателя, которое должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку его профессиональных и деловых качеств, а также результатов его профессиональной деятельности. Если на основе такого представления педагогический работник будет признан не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, то это может стать основанием для его увольнения по подп. "б" п. 3 ст. 81 ТК РФ[5].

Требования к квалификации, предусмотренные квалификационной характеристикой, могут служить также и основанием для отказа претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора, если уровень квалификации работника не будет им соответствовать.

Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает и из ст. 57 ТК РФ[6]

Она предусматривает, что, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Статус, особенности и сфера применения квалификационных характеристик

Квалификационные характеристики должностей работников образования и должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, как и другие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в ЕКС, являются обязательными для применения в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом.

Квалификационные характеристики должностей работников образования состоят из четырех разделов: I – "Общие положения"; II – "Должности руководителей"; III – "Должности педагогических работников"; IV – "Должности учебно-вспомогательного персонала".

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования так же состоят из четырех разделов: I – "Общие положения"; II – "Должности руководителей"; III – "Должности профессорско-преподавательского состава"; IV – "Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала".

Раздел "Общие положения" квалификационных характеристик

В разделах "Общие положения" КХ должностей работников образования и КХ должностей работников вузов установлено, что требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. В указанных разделах предусмотрено также, что:

  • квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников;
  • при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Так, например, в должностной инструкции работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений (далее – ОУ) высшего профессионального образования и ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должностные обязанности могут конкретизироваться в пределах установленной продолжительности рабочего времени, составляющей 36 ч в неделю:

  • объем преподавательской работы (объем учебной нагрузки);
  • обязанности в зависимости от профиля кафедры, связанные с осуществлением научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.

При этом объем преподавательской работы каждого преподавателя в пределах установленной продолжительности рабочего времени определяется ОУ в зависимости от квалификации работника образовательного учреждения и профиля кафедры и не может превышать в учебном году: 900 ч – в ОУ высшего профессионального образования и 800 ч – в ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

В должностной инструкции педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели должностные обязанности конкретизируются с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.

Кроме того, необходимо учитывать, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например: в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; в случае отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменения режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

Основания для уточнения перечня работ по должностям работников образования

При уточнении перечня работ, характерных для той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям ОУ следует руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, которое утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени в каникулярный период, не совпадающий с ежегодными оплачиваемыми отпусками работников, а также в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям эти периоды для педагогических и иных работников являются рабочим временем. Однако в эти периоды объективно изменяется характер их работы и, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Так, педагогические работники привлекаются к педагогической, методической, а также к организационной работе, связанной с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.

При этом учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период или в случае отмены учебных занятий для таких детей по независящим от учителя причинам привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов, установленного им для индивидуального обучения таких детей до начала каникул (отмены занятий), с сохранением заработной платы.

Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий, как это установлено п. 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности, могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов ОУ, в которых одновременно уточняются выполняемые работниками обязанности и график работы.

Уточнение перечня работ (обязанностей) допускается также согласно п. 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусматривается:

  • либо одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч в неделю для каждого воспитателя;
  • либо работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам;
  • либо выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и иными локальными актами.

Основанием для уточнения перечня работ, обязанностей педагогических работников могут также служить положения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений"[7]. Так, в целях обеспечения для отдельных учителей гарантий выплаты ставки заработной платы в полном размере предусматриваются случаи их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. Об отсутствии возможности обеспечения учителей полной учебной нагрузкой и о догрузке их другой педагогической работой учителя должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

К таким учителям относятся:

  • учителя 1–4-х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
  • учителя 1–4-х классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющие достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
  • учителя русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
  • учителя физической культуры сельских общеобразовательных учреждений;
  • учителя иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Порядок приема на работу лиц, не отвечающих требованиям квалификационных характеристик

В определенных случаях при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделах "Общие положения" КХ должностей работников образования и КХ должностей работников вузов.

Так, п. 9 раздела "Общие положения" КХ должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Абзацем первым п. 11 раздела "Общие положения" КХ должностей работников вузовустановлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Принимая во внимание, что назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии, работодатель создает аттестационную комиссию для обеспечения реализации данного порядка.Ее роль может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в соответствии со ст. 70 ТК РФ.

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия до истечения его срока расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Разделы II–IV Квалификационных характеристик должностей работников образования

Прежде всего, следует отметить, что разделы II–IV КХ должностей работников образования сформированы из квалификационных характеристик должностей, соответственно, руководителей структурных подразделений, педагогических работников и работников учебно-вспомогательного персонала, включенных в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования"[8].

Кроме того, раздел II "Должности руководителей" помимо квалификационных характеристик должностей руководителей структурных подразделений (заведующие, начальники, директора, осуществляющие руководство учебно-консультационными пунктами, отделениями, отделами, секциями, лабораториями, кабинетами, интернатами при школе, общежитиями и другими структурными подразделениями) содержит квалификационные характеристики и таких должностей руководителей ОУ (директор, заведующий, начальник и их заместители), которые не формируются в профессиональные квалификационные группы (в отличие от должностей руководителей структурных подразделений).

Необходимо особо подчеркнуть, что при разработке нормативных правовых актов регионального и муниципального уровня (в т. ч. по вопросам оплаты труда работников ОУ) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе осуществлять регулирование по следующим вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов исполнительной власти:

  • формирование профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие;
  • утверждение квалификационных характеристик должностей служащих и профессий рабочих;
  • отнесение должностей работников к иной категории служащих, например, отнесение к категории педагогических работников массажистов, хормейстеров, художественных руководителей, аккомпаниаторов, инструкторов по лечебной физкультуре, спортсменов-инструкторов, а к категории руководителей третьего уровня (руководители структурных подразделений) – старших воспитателей, входящих в ПКГ "Педагогические работники";
  • отнесение к категории специалистов или учебно-вспомогательного персонала шеф-поваров, заведующих хозяйством, заведующих складом, заместителей заведующих, заместителей директоров по хозяйственной работе, относящихся в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и долж­ностей служащих к категории руководителей;
  • установление иных требований к квалификации по должностям руководителей, специалистов и других служащих по сравнению с требованиями к квалификации работников, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей работников, утвержденными в установленном порядке;
  • использование ненормативных наименований должностей работников (например, применение в общеобразовательных учреждениях наименования должности "педагог-валиолог", а в учреждениях начального или среднего профессионального образования – наименования должности "старший преподаватель", не предусмотренное профессиональной квалификационной группой должностей педагогических работников и для которой отсутствует квалификационная характеристика).

Разделы II–IV Квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Указанные разделы КХ должностей руководителей и специалистов вузов сформированы на основе квалификационных характеристик должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений, а также должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, включенных в профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования".

Кроме того, раздел II "Должности руководителей" наряду с квалификационными характеристиками должностей руководителей структурных подразделений предусматривает квалификационные характеристики таких должностей, как ректор, директор, их заместителей (проректор, заместитель директора), а также квалификационную характеристику должности президент, которые в профессиональные квалификационные группы не формируются.

Разделом IV "Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала" предусмотрена квалификационная характеристика специалиста по учебно-методической работе. Необходимо обратить особое внимание на то, что утверждение квалификационной характеристики должности с таким наименованием не является переименованием должности "методист" в должность "специалист по учебно-методической работе" (на практике в некоторых вузах безосновательно происходило такое переименование).

Квалификационная характеристика должности "методист", включая должность "старший методист", утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н и по-прежнему может применяться в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" установление структуры и штатного расписания относится к компетенции ОУ.

Если ОУ считает целесообразным заменить одну должность на другую, то такие изменения осуществляются путем исключения одной и внесения в штатное расписание другой должности с соблюдением порядка и процедуры, предусмотренной при сокращении численности или штата работников учреж­дения.

При этом необходимо иметь в виду, что должность методиста в образовательном учреждении, в т. ч. в вузе, относится к должностям педагогических работников. В связи с этим работник, занимающий указанную должность, имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени (36 ч в неделю) и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, составляющий 56 календарных дней, как это предусмотрено п. 6 приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" (с изм. и доп.).

Что касается специалистов по учебно-методической работе, то по этой должности сокращенной продолжительности рабочего времени, а также удлиненной продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска нормативно не установлено.

Новации в требованиях к знаниям и квалификации работников образования, а также в определении их должностных обязанностей

Представляется важным, что при государственной регистрации в Минюсте России приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н из раздела I "Общие положения" КХ должностей работников образования были исключены требования, определяющие основные составляющие компетентности работников образования:профессиональная, информационная, коммуникативная и правовая компетентности. Кроме того, по конкретным должностям руководителей и педагогических работников, по которым в разделе "Должен знать" предусматривались требования, связанные со знанием методов формирования основных составляющих компетентности, они также были исключены.

Исключение из квалификационных характеристик указанных выше положений основывалось на том, что квалификационные характеристики должны содержать только общие требования, которые могут предъявляться к работникам при назначении их на должность, а также при аттестации, связанной с установлением соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что по сравнению с тарифно-квалификационными характеристиками, применявшимися до 2009 г., раздел "Должностные обязанности" КХ должностей работников образования конкретизирует и дополняет перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность.

Например, содержание должностных обязанностей учителя дополнилось функциями, связанными:

  • с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • разработкой рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
  • поддержкой разнообразных видов деятельности обучающихся, развитием их познавательных интересов, способностей, организацией самостоятельной деятельности обучающихся, в т. ч. исследовательской;
  • реализацией проблемного обучения, осуществлением связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, а также другими обязанностями.

Однако, как и прежде,функции, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ,заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, с руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и некоторыми другими видами работ, в прямые должностные обязанности учителей, а также преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования не входят,т. к. выполняются не всеми учителями и преподавателями. Перечисленные обязанности могут возлагаться на указанных работников только с их письменного согласия и за дополнительную оплату,поскольку они связаны с дополнительными трудовыми затратами.

За указанные дополнительные трудозатраты, связанные с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных,положены выплаты компенсационного характера,предусмотренные подп. 5.2.7 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009–2011 годы (зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 19.06.2009, регистрационный № 127/09-11).

Вместе с тем квалификационными характеристиками предусматриваются функции, которые должны выполняться всеми педагогическими работниками независимо от наименования должности:

  • участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
  • использование компьютерных технологий, в т. ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
  • осуществление связи с родителями (лицами, их заменяющими);
  • выполнение правил по охране труда и пожарной безопасности.

При этом обязанности по использованию компьютерных технологий, текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности исполняются педагогическими работниками при наличии технической возможности и свободного доступа к автоматизированному рабочему месту, в т. ч. подключенному к сети Интернет.

Дополнены также требования к знаниям работников образования. Предусмотрено,к примеру, что работники должны знать современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.

Уточнения внесены и в требования к квалификации руководящих и педагогических работников, содержащиеся в разделе "Требования к квалификации" квалификационных характеристик.

Квалификационные характеристики должностей работников образования теперь не содержат дифференцированных требований к их квалификации, учитываемой при оплате труда, поскольку в отличие от тарифно-квалификационных характеристик применение квалификационных характеристик не связано с установлением размеров оплаты труда по разрядам ЕТС.

Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы. Так, к лицам, претендующим на должности руководителей ОУ и их заместителей, предъявляются требования о наличии либо:

  • высшего профессионального образования по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стажа работы на педагогических должностях не менее 5 лет;
  • высшего профессионального образования и дополнительной профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

К должностям педагогических работников (за исключением тьюторов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов, инструкторов-методистов) предъявляются квалификационные требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, т. е. по-прежнему лица, имеющие среднее профессиональное образование, вправе занимать должности учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников, кроме перечисленных выше должностей.

В то же время, квалификационные характеристики большей части должностей педагогических работников содержат теперь требования к наличию профессиональной подготовки по направлению "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении,что в ранее действовавших тарифно-квалификационных характеристиках предусматривалось лишь по должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.

Необходимо учитывать, что предъявление к квалификации руководящих и педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т. ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что его отсутствие у работников может стать причиной для их увольнения (в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации), если это не подтверждено результатами аттестации.

Что касается приема на работу в ОУ лиц, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образованиепо определенному направлению профессиональной подготовки, то и в этом случае прямого запрета не установлено. Как уже указывалось выше, п. 9 раздела "Общие положения" КХ должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

При этом следует учитывать, что применять это положение необходимо с учетом п. 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,утвержденного постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9[9] (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н).

В соответствии с указанным п. 8 лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Из новой редакции данного пункта следует, что при решении вопросов назначения на должность лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, такое условие п. 9 раздела "Общие положения" КХ должностей работников образования, как "в порядке исключения", не должно применяться.

Новации в требованиях к квалификации специалистов высшего и дополнительного профессионального образования

При проведении в Минюсте России государственной регистрации приказа Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н было предложено уточнить требования к квалификации специалистов по должностям "доцент" и "профессор", предусмотрев следующие требования:

  • по должности доцента – высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);
  • по должности профессора – высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет или ученое звание профессора.

Следует обратить внимание также на то, что квалификационные требования по указанным должностям работников, имеющих ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) или ученое звание профессора, не содержат дополнительных требований о наличии стажа научно-педагогической работы, поскольку в соответствии с Положением о порядке присвоения ученых званий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 (с изм. и доп.), наличие стажа научно-педагогической (педагогической) работы в вузах или учреждениях повышения квалификации является одним из условий при присвоении ученых званий доцента или профессора.

Вместе с тем уточнение квалификационных требований по должностям "доцент" и "профессор" не означает, что отсутствие у претендентов на указанные должности требуемой квалификации может являться прямым основанием для отказа в приеме документов, необходимых для прохождения конкурса на замещение указанных должностей, либо для отказа в заключении трудового договора, либо для признания работника не соответствующим занимаемой должности при прохождении аттестации.

Возможность занимать должности доцента или профессора для лиц, у которых отсутствует установленный квалификационными характеристиками уровень квалификации работника школы, предусмотрена абзацем вторым п. 11 раздела "Общие положения" КХ должностей работников вузов.

Так, предусмотрено, что надолжности доцента или профессора могут быть приняты лица без ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности ОУ высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, и избранные в установленном порядке по конкурсу на замещение соответствующей должности либо без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности – при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.

Ко всем остальным работникам, уровень квалификации которых не соответствует установленным требованиям, но претендующим на соответствующие должности, применяется абзац первый п. 11 раздела "Общие положения" КХ должностей работников вузов, согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов, других служащих, а также профессий рабочих

Разделы ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" не содержат квалификационные характеристики должностей работников, занятых в образовательных учреждениях, но относящихся к общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, а также к должностям служащих, свойственным другим видам экономической деятельности:

  • медицинские работники;
  • работники культуры (художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и т. п.) и др.

При разработке должностных инструкций по должностям служащих и инструкций по выполнению трудовых обязанностей по профессиям рабочих следует руководствоваться квалификационными характеристиками и тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными в установленном порядке для соответствующих должностей служащих и профессий рабочих, с уточнением перечня работ, которые свойственны на соответствующей должности, в т. ч. в конкретных организационно-педагогических условиях. Так, п. 4.4 Положения об особенностях режима рабочего времени установлено, что режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

По должностям медицинских работников следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"».

Следует также иметь в виду, что в настоящее время в Минюсте России находится на государственной регистрации приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"», который необходимо будет применять в образовательных учреждениях, чьи штатные расписания предусматривают должности художественных руководителей, дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, работников библиотек и других работников сферы культуры, искусства и кинематографии.

Секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования Ж.П. Осипцова,

Эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования В.Н. Понкратова

[1]       Зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2010, регистрационный № 18638, вступил в силу с 31.10.2010; см. с. 34. – Примеч. ред.

[2]       Зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2011, регистрационный № 20237, вступил в силу с 24.05.2011; полный текст документа размещен на официальном сайте Минобрнауки России. – Примеч. ред.

[3]       См. с. 28, 30. – Примеч. ред. 

[4]       См. с. 73. – Примеч. ред.

[5]       См. с. 77. – Примеч. ред.

[6]       См. с. 28. – Примеч. ред.

[7]       Минобрнауки России издан приказ от 24.12.2010 № 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", зарегистрированный в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный № 19709. В соответствии с п. 2 указанного приказа он вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191, которое до настоящего времени не принято.

[8]       См. с. 75. – Примеч. ред. 

[9]       См. с. 73. – Примеч. ред.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Требования к педагогическим должностям в соответствии с ЕКС работников образования.pdf


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль