Организация обучения детей на дому

153308

В соответствии с п. 2 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Согласно письму Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186[1] право на обучение на дому имеют дети с соматическими, хирургическими, кожными, неврологическими и психоневрологическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в т. ч. дети-инвалиды и учащиеся с ОВЗ.

Правовая основа организации обучения на дому

Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливают следующие нормативные документы:

  • постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
  • письмо Минобразования России от 28.02.2003 № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения".
    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. 
    (Ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
  • письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";
  • письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 № 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 № 6-300 "Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушениями слуха";
  • письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17-235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения";
  • письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
  • письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому".

Субъекты РФ могут разрабатывать и принимать свои документы, регламентирующие организацию обучения на дому. В Москве, например, такими документами являются положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утвержденное распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП (приложение 1) и постановление "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования"[2].

Организация обучения на дому

 Поскольку обучение на дому, как правило, приводит к изоляции от детского коллектива, что затрудняет его интеграцию в общество, в некоторых субъектах РФ для детей с нарушением здоровья используется такая модель организации образовательного процесса, как обучение на дому.

В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, необходимо включить следующие должности:

  • педиатр;
  • медицинская сестра;
  • реабилитолог;
  • психотерапевт;
  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

Содержание образования в рамках данной модели определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением (далее – ОУ) самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Минобрнауки России, в соответствии в государственными стандартами. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) ОУ соответствующего вида.

Образовательный процесс в условиях надомного обучения осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При этом часть занятий может проводиться дома, а часть – на дому.

Учебный план организации обучения на дому разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания.

Ниже представлен вариант базисного учебного плана надомного обучения (таблица).

 Базисный учебный план организации обучения на дому

Образовательные области и виды занятий

Недельная учебная нагрузка (ч) в классах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Языки и литература

5

5

5

5

3,5

5

4

5

3,5

4

4

Общественные дисциплины

1

1

1

1

1

1,5

1,5

Естественные науки

1

1

3

4

4

3

3,5

Математика

3

3

3

3

2,5

2

2

2

1,5

2

3

Технология

0,5

Всего

8

8

8

8

8

9

10

10

10

11

12

Обязательные коррекционные занятия

2

2

2

2

Обязательная нагрузка

10

10

10

10

8

9

10

10

10

11

12

Занятия по выбору

9

9

9

9

12

11

10

11

13

13

12

Итого

19

19

19

19

20

20

20

21

23

24

24

 Примечания:

1. Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям (четвертям, триместрам).

2. ОБЖ лучше интегрировать с окружающим миром.

3. Преподавание биологии, физики и химии должно носить экологизированный характер.

4. Регионоведческое направление может быть отражено в преподавании литературы, истории и географии.

Для организации обучения на дому ОУ должно подготовить ряд документов. В первую очередь необходимо провести заседание педагогического совета и принять соответствующее решение, оформив его протоколом.

Ведение документации при организации обучения на дому

В протоколе должны содержаться следующие положения:

"1. Предоставить возможность обучающимся в ______ учебном году получать образование в следующих формах: ________________________________.

                                                                           (экстернат, обучение на дому, заочное обучение и т. д.).

2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому следующих обучающихся: ____________________________________________________________.

(Ф.И.О. обучающихся)

3. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса в рамках обучения на дому возложить на ____________________________".

                                                                                    (должность и Ф.И.О. ответственного лица)

После принятия такого решения ответственное лицо разрабатывает, а руководитель ОУ утверждает положение об организации обучения на дому. Далее заместитель директора по учебно-воспитательной работе или другое ответственное лицо собирает с родителей (законных представителей) заявления об обучении на дому (приложение 2) и справки (копии) из медицинского учреждения (приложение 3), разрабатывает и согласовывает с родителями (законными представителями) обучающихся расписание занятий (приложение 4) и поурочное планирование (приложение 5), готовит учебно-методические комплекты (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ), план и справки по внутришкольному контролю. Затем руководитель ОУ издает приказы об индивидуальном обучении детей на дому на каждого обучающегося, копии которых вкладываются в классные журналы.

С 2010–2011 учебного года на основании п. 3 ст. 7 закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти г. Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, ОУ, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об организации обучения на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области образования.

Перед началом учебного года на каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся:

  • даты занятий в соответствии с расписанием;
  • содержание пройденного материала;
  • количество проведенных учебных часов;
  • текущие отметки.

На основании этих записей оплачивается труд педагогических работников, участвующих в обучении детей на дому.

В классном журнале на левой странице разворота в строке для отметок напротив фамилии обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: "образование на дому, приказ от ________ № ____". Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал. Сюда же вносятся сведения о переводе обучающегося в другой класс или о выпуске его из ОУ.

При частичной порче (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение. В случае невосполнимости данных комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве ОУ пять лет.

Скачать приказ об индивидуальном обучении на дому 


[1]      Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186  <О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы>.

 [2]      Постановление правительства г. Москвы от 25.09.2007 № 827-ПП “Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования”.

 [3]      Утверждено распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП.

 [4]      Справка печатается на бланке медицинского учреждения и заверяется его печатью.

С.И. Сабельникова,
зам. директора окружного методического центра
Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения).docx
  • Заявление об организации обучения на дому.docx
  • СПРАВКА о необходимости надомного обучения[.docx
  • РАСПИСАНИЕ уроков индивидуального обучения на дому.docx
  • ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.docx


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинар

  • 30.09.2016-08.12.2016
  • 5 вебинаров «Управление школой» (абонемент)
  • Серия вебинаров для руководителя общеобразовательной организации.
  • К участию приглашены ведущие эксперты, разработчики законов и стандартов, авторы профессиональной литературы, практики.

Программа
Школа Менеджера образования

Школа Менеджера образования

  • Online-вебинар «Рабочая программа в детском саду: подходы к разработке»
    16 сентября 2016 г.

    Программа вебинара
  • Online-вебинар «Государственное (муниципальное) задание: проблемы финобеспечения и подготовка к 2017 году»
    30 сентября 2016 г.

    Программа вебинара

Опрос

Есть ли внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в Вашей школе?

  • В нашей школе есть Положение о ВСОКО и я его читал(а) 16.67%
  • Положение о ВСОКО доступно на сайте школы 2.78%
  • Я участвовал(а) в разработке Положения о ВСОКО 33.33%
  • В школе есть заместитель по качеству образования, который занимается ВСОКО 8.33%
  • В школе есть центр оценки качества, его сотрудники занимаются ВСОКО 8.33%
  • В нашей школе нет ВСОКО 22.22%
  • Я не знаю, что такое ВСОКО 8.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-48-22 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль