Организация обучения детей на дому

151845

В соответствии с п. 2 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.

Согласно письму Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186[1] право на обучение на дому имеют дети с соматическими, хирургическими, кожными, неврологическими и психоневрологическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в т. ч. дети-инвалиды и учащиеся с ОВЗ.

Правовая основа организации обучения на дому

Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливают следующие нормативные документы:

  • постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях";
  • письмо Минобразования России от 28.02.2003 № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения".
    В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. 
    (Ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
  • письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)";
  • письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 № 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 № 6-300 "Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушениями слуха";
  • письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17-235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения";
  • письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы";
  • письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому".

Субъекты РФ могут разрабатывать и принимать свои документы, регламентирующие организацию обучения на дому. В Москве, например, такими документами являются положение об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения), утвержденное распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП (приложение 1) и постановление "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования"[2].

Организация обучения на дому

 Поскольку обучение ребенка на дому, как правило, приводит к изоляции от детского коллектива, что затрудняет его интеграцию в общество, в некоторых субъектах РФ для детей с нарушением здоровья используется такая модель организации образовательного процесса, как обучение на дому.

В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, необходимо включить следующие должности:

  • педиатр;
  • медицинская сестра;
  • реабилитолог;
  • психотерапевт;
  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

Содержание образования в рамках данной модели определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением (далее – ОУ) самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Минобрнауки России, в соответствии в государственными стандартами. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) ОУ соответствующего вида.

Образовательный процесс в условиях надомного обучения осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При этом часть занятий может проводиться дома, а часть – на дому.

Учебный план организации обучения на дому разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания.

Ниже представлен вариант базисного учебного плана надомного обучения (таблица).

 Базисный учебный план организации обучения на дому

Образовательные области и виды занятий

Недельная учебная нагрузка (ч) в классах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Языки и литература

5

5

5

5

3,5

5

4

5

3,5

4

4

Общественные дисциплины

1

1

1

1

1

1,5

1,5

Естественные науки

1

1

3

4

4

3

3,5

Математика

3

3

3

3

2,5

2

2

2

1,5

2

3

Технология

0,5

Всего

8

8

8

8

8

9

10

10

10

11

12

Обязательные коррекционные занятия

2

2

2

2

Обязательная нагрузка

10

10

10

10

8

9

10

10

10

11

12

Занятия по выбору

9

9

9

9

12

11

10

11

13

13

12

Итого

19

19

19

19

20

20

20

21

23

24

24

 Примечания:

1. Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям (четвертям, триместрам).

2. ОБЖ лучше интегрировать с окружающим миром.

3. Преподавание биологии, физики и химии должно носить экологизированный характер.

4. Регионоведческое направление может быть отражено в преподавании литературы, истории и географии.

Для организации обучения на дому ОУ должно подготовить ряд документов. В первую очередь необходимо провести заседание педагогического совета и принять соответствующее решение, оформив его протоколом.

Ведение документации при организации обучения на дому

В протоколе должны содержаться следующие положения:

"1. Предоставить возможность обучающимся в ______ учебном году получать образование в следующих формах: ________________________________.

                                                                           (экстернат, обучение на дому, заочное обучение и т. д.).

2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому следующих обучающихся: ____________________________________________________________.

(Ф.И.О. обучающихся)

3. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса в рамках обучения на дому возложить на ____________________________".

                                                                                    (должность и Ф.И.О. ответственного лица)

После принятия такого решения ответственное лицо разрабатывает, а руководитель ОУ утверждает положение об организации обучения на дому. Далее заместитель директора по учебно-воспитательной работе или другое ответственное лицо собирает с родителей (законных представителей) заявления об обучении на дому (приложение 2) и справки (копии) из медицинского учреждения (приложение 3), разрабатывает и согласовывает с родителями (законными представителями) обучающихся расписание занятий (приложение 4) и поурочное планирование (приложение 5), готовит учебно-методические комплекты (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ), план и справки по внутришкольному контролю. Затем руководитель ОУ издает приказы об индивидуальном обучении детей на дому на каждого обучающегося, копии которых вкладываются в классные журналы.

С 2010–2011 учебного года на основании п. 3 ст. 7 закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти г. Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, ОУ, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об организации обучения на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области образования.

Перед началом учебного года на каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся:

  • даты занятий в соответствии с расписанием;
  • содержание пройденного материала;
  • количество проведенных учебных часов;
  • текущие отметки.

На основании этих записей оплачивается труд педагогических работников, участвующих в обучении детей на дому.

В классном журнале на левой странице разворота в строке для отметок напротив фамилии обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: "образование на дому, приказ от ________ № ____". Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал. Сюда же вносятся сведения о переводе обучающегося в другой класс или о выпуске его из ОУ.

При частичной порче (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение. В случае невосполнимости данных комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве ОУ пять лет.

Скачать приказ об индивидуальном обучении на дому 


[1]      Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186  <О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы>.

 [2]      Постановление правительства г. Москвы от 25.09.2007 № 827-ПП “Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования”.

 [3]      Утверждено распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП.

 [4]      Справка печатается на бланке медицинского учреждения и заверяется его печатью.

С.И. Сабельникова,
зам. директора окружного методического центра
Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения).docx
  • Заявление об организации обучения на дому.docx
  • СПРАВКА о необходимости надомного обучения[.docx
  • РАСПИСАНИЕ уроков индивидуального обучения на дому.docx
  • ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.docx


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Конференция

  • 26-28 октября 2016
  • V Всероссийская Конференция руководителей образовательных организаций "Менеджер образования - 2016"
  • Тема конференции: «Управление ресурсами образовательной организации: оценка и контроль эффективности использования»
Программа
Школа Менеджера образования

Школа Менеджера образования


Опрос

В ООП по ФКГОС (7-9 классы) вы включили:

  • учебный план и рабочие программы 0%
  • учебный план, рабочие программы, материалы по воспитанию и оценочные материалы 0%
  • учебный план, рабочие программы, календарный учебный график, материалы по воспитанию и оценочные материалы 100%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: +7(495)775-58-22 (для Москвы); 8 800 775-58-22 (для остальных регионов)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7(495)937-90-82


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль