Конспект "Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе"

3320
Конспект

Автор: Коротаева Елена (Москва)

Актуально ли это? Физика и художественная литература, наука и искусство ... Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта? Обращение ученых к литературе и искусству не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна. В связи с этим известный социолог Г.Н. Волков писал: "Библиографы любят умиляться по поводу того, что великие ученые ... "находили время" играть на скрипке либо писать стихи и музыку. Но искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпрепровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности "гимнастика ума", тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации.

Наука и искусство так тесно связаны между собой, как легкие и сердце. Л.Н. Толстой

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. МицкевичЦель: Найти описание физических явлений в художественной литературе, устном народном творчестве и поэзии, сформировать устойчивый интерес воспитателей к физике и желание использовать материалы занимательной физики в своей работе, создавать дидактический материал к занятиям.Задачи:
1. Изучать художественную литературу, выделяя описание физических явлений.
2.Группировать выбранные примеры в соответствии с разделами физики (например: механические явления, тепловые явления ).
3.Уметь подбирать дидактический материал.Предварительная работа:
1.Поиск литературы.
2.Подготовка карточек, эмблем.
3. Домашнее задание.

Домашнее задание -  придумать название и девиз команд, подобрать несколько пословиц и поговорок с физической тематикой.
Подборка стихотворений, загадок, отрывков из художественных произведений на заданную тему.
Подготовка: Магнитофонная запись со спокойной музыкой, листы цветной бумаги (по кол-ву команд) для оригами, цветные карандаши, альбомные листы, предметы для опытов: лупа, магнит, стекло, воздушный шар и др. предметы.
Участвуют две команды. (Названия и приветствие выбираются по желанию).

Теоретическая часть:
1 задание: Командам раздаются карточки с отрывками из сказок ("Дядя Федор, пес и кот", "Незнайка и его друзья", "Старик Хоттабыч") (См. приложение 1)
 – Из каких сказок эти отрывки? Найдите в этих отрывках физические явления?
2 задание: Домашнее задание. Подберите несколько пословиц и поговорок, связанных с физическими явлениями и постарайтесь их объяснить.
3 задание:  – Назвать как можно больше физических явлений, которые описываются в литературных произведениях?. (туман, ветер, радуга, лед, вода, гроза, молния, листопад, дождь, град, северное сияние, снегопад, рисунки на окнах зимой, и т.п.) 4 задание: (См. приложение № 2)
 - Конкурс загадок о физических явлениях, предметах Конкурс капитанов: Смастерить из бумаги поделку, связанную с физикой и объяснить эту связь. (например: кораблик, самолет и т.п.)
Самолет построим сами
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Матросская шапка, веревка в руке,
Веду я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: "Прокати, капитан!"
Практическая часть: 5 задание: Из предложенных каждой команде стихотворений, выбрать физическое явление (радуга, дождь), и сначала графически его изобразить на листе бумаге, а потом предложить инсценировать это явление. (Причем каждая команда не должна знать ответа на стихотворение)
1. - Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка!
2.Дождик лей, лей, лей, чтобы было веселей! ? - Догадайтесь. Что это?

6 задание: Из предложенных предметов выбрать предметы для опыта. А теперь представьте, что вы на занятии, как Вы представите этот опыт детям? Выполненные задания оцениваются в баллах. 3 балла - задание выполнено; 2 балла - задание выполнено, но без объяснений 1 балл - задание выполнено не точно. У чьей команды баллов больше - та и выиграла. Команда-победитель получает призы (эмблема).

Приложения   

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект Физика в поэзии, устном народном творчестве и в художественной литературе



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль