Особенности имущественной гражданско-правовой ответственности образовательного учреждения

19473

  • Виды и особенности имущественной гражданско-правовой ответственности
  • Субсидиарная ответственность учредителя
  • Ограничения ответственности образовательных учреждений
  • Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью обучающихся и работников
  • Особенности ответственности за вред вследствие недостатков оказываемых платных образовательных услуг
  • Материальная ответственность перед работниками учреждения по трудовому законодательству

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) тема имущественной ответственности образовательного учреждения (далее – ОУ) становится особенно актуальной. Это обусловлено переходом многих государственных и муниципальных ОУ в статус автономного учреждения. В отличие от административной, налоговой и бюджетной ответственности юридических лиц, где меры ответственности имеют характер наказания (санкции) за допущенное нарушение, имущественная ответственность по гражданскому законодательству носит компенсационный характер и призвана возместить убытки, причиненные нарушением гражданских прав другого лица, например, вернуть долг или возместить вред внедоговорного характера – материальный, моральный.

Основной формой имущественной ответственности является взыскание по суду с ответчика (должника) денежных сумм. Законодательством предусмотрены и иные виды возмещения причиненного нарушением гражданских прав убытка или вреда, например, обязание ответчика совершить определенные действия, опубликовать опровержение и т. п. Однако во всех случаях присужденное возмещение является компенсацией и уплачивается (присуждается) только в пользу лица, гражданские права которого были нарушены, а не в бюджет государства. Поэтому имущественную ответственность можно также рассматривать, как обязательство перед другим лицом по возмещению нарушенных гражданских прав этого лица, возникшее вследствие неисполнения договора или причинения вреда.

Имущественная ответственность ОУ достаточно разнообразна и регулируется, главным образом, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Образовательное учреждение может быть привлечено, например, к имущественной ответственности в связи с оказанием платных образовательных услуг или иных платных услуг, предусмотренных уставом. В таком случае лицо, обучающееся на платной основе, признается "потребителем", а ответственность учреждения регулируется дополнительно нормами Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", который также относится к гражданскому законодательству. В связи с расширением самостоятельности бюджетных учреждений Законом № 83-ФЗ и предоставлением им широких прав по осуществлению платной деятельности, приносящей доход, ответственность перед потребителями услуг приобретает большее практическое значение для образовательных учреждений, нежели это было до сих пор.

Однако имущественная ответственность образовательного учреждения, которая имеет компенсационный характер, не исчерпывается гражданско-правовой ответственностью. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) предусматривает материальную ответственность учреждения (как работодателя) перед его работниками: за невыплату заработной платы; задержку выдачи трудовой книжки; моральный вред, причиненный работнику вследствие нарушения его трудовых прав, и т. д. Основания и правила привлечения к материальной и имущественной ответственности по ТК РФ и ГК РФ во многом аналогичны.

наверх

Виды и особенности имущественной гражданско-правовой ответственности

Имущественная ответственность ОУ может наступить как в результате неисполнения условий договоров (например, неоплата товаров, коммунальных услуг), так и в результате событий, не связанных с договорами (например, в связи с повреждением или уничтожением имущества другого лица, причинением морального вреда или вреда здоровью обучающемуся, работнику либо стороннему лицу). Гражданское законодательство предусматривает несколько оснований возникновения имущественной ответственности, которые могут быть положены в основу ее классификации.

В первую очередь –это ответственность, возникающая вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. Данный вид ответственности наиболее часто возникает в практике работы ОУ, например, в связи с неуплатой коммунальных платежей по договорам электро-, тепло- и водоснабжения.

Не менее значима в практике работы ОУ ответственность вследствие причинения вреда здоровью граждан, морального вреда или вреда имуществу, чести, достоинству, деловой репутации других лиц, в т. ч. обучающихся.

Значительно реже в практике ОУ встречается предусмотренная ГК РФ имущественная ответственность вследствие "неосновательного обогащения", под которым понимается приобретение или сбережение имущества (в т. ч. денежных средств) за счет другого лица без законных на то оснований, например, при отсутствии договора. Нормы законодательства об ответственности "за неосновательное обогащение" на практике применяются в случаях, когда необходимо получить оплату по недействительному договору.

Наконец, последний вид имущественной ответственности, достаточно редко применяемый сейчас, однако постепенно приобретающий актуальность, – это имущественная ответственность за неправомерное использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат другим лицам, например, использование в учебном процессе компьютерных программ или авторских произведений без лицензии правообладателя.

В случаях, когда имущественная ответственность распределяется между несколькими лицами, например, между ОУ и его учредителем, гражданское законодательство выделяет "субсидиарную" (дополнительную)и "солидарную" ответственность (без разграничения сумм между лицами, совместно привлекаемыми к ответственности).

В зависимости от установленных пределов ответственности в гражданском законодательстве используются также понятия полной (в размере всей суммы обязательства или всего имеющегося имущества) и ограниченной (т. е. в установленных законом пределах) ответственности.

Для правильного понимания норм законодательства, регулирующих имущественную ответственность, необходимо знать особенности лексики, используемой в гражданском законодательстве. Термин "гражданское право" применялся во времена Римской империи для обозначения частного права, которое распространялось на имущественные отношения только граждан Рима и не предоставлялось рабам и иностранцам. Современное же гражданское право распространяется на имущественные отношения между гражданами, организациями – юридическими лицами и органами власти и управления, за исключением тех имущественных отношений, которые основаны на властном подчинении одной стороны другой и регулируются административным, налоговым, бюджетным законодательством. В гражданском законодательстве отличаются от бытового понимания термины "кредитор" и "должник". Должником называется всякое лицо, обязанное произвести оплату, передать вещь, имущественное право или выполнить работу, совершить другие определенные действия либо воздержаться от определенных действий в пользу кредитора, под которым понимается также любое лицо, которое имеет право требовать от должника выполнения перечисленных действий. Термин "имущество" понимается в широком смысле, включая не только вещи в материализованной форме, но и деньги, ценные бумаги, имущественные права требования (дебиторская задолженность). Однако нередко в законодательных нормах, в зависимости от контекста и смысла их формулировки, "имущество" понимается и в узком смысле как материальные объекты в отличие от денежных средств. Это, например, "особо ценное движимое имущество", на которое не может обращаться взыскание по долгам учреждения и т. п.

Характерной особенностью имущественной ответственности является применение презумпции виновности лица, нарушившего договорное обязательство либо причинившего вред. Это означает, что такое лицо считается виновным изначально и до тех пор, пока не докажет в суде обратное. Более того, в следующих случаях: причинение вреда источником повышенной опасности (например, автомобилем, находящимся на балансе ОУ); нарушение договорных обязательств при ведении предпринимательской деятельности (например, при оказании платных услуг); причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации других лиц (путем распространения о них порочащих сведений), – имущественная ответственность наступает независимо от наличия вины, и соответствующее возмещение может быть взыскано судом при полном отсутствии вины привлекаемого к ответственности лица.

Такие законодательные установления ГК РФ представляют собой отход от общего принципа виновной ответственности, они не применимы в других областях законодательства (административное, дисциплинарное, налоговое, бюджетное, уголовное) и в этом смысле являются исключением в российской правовой системе.

наверх

Субсидиарная ответственность учредителя

В случаях, когда должник не может за счет принадлежащего ему имущества (денежных средств) в полном объеме исполнить обязательство, возникшее, например, вследствие причинения вреда либо неисполнения договора, гражданское законодательство предусматривает возможность для кредитора потребовать погашения долга с другого лица. Такое лицо, несущее дополнительную имущественную ответственность за основного должника, называется субсидиарным ответчиком.

Порядок привлечения к субсидиарной ответственности предусмотрен ст. 399 ГК РФ. Он предполагает предъявление первоначального требования о возмещении убытков или вреда к основному должнику (основному ответчику), и только в случае выявления невозможности удовлетворения требования основным должником становится возможным предъявление этого же требования к субсидиарному ответчику.

Субсидиарная ответственность может возникнуть исключительно в тех случаях, которые предусмотрены в федеральных законах. Например, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет, обладающий частичной дееспособностью, несет имущественную ответственность за свои действия и обязан возместить за счет своих доходов, иного принадлежащего ему на праве собственности имущества вред, причиненный имуществу ОУ.

Однако в этом возрасте несовершеннолетние часто не располагают достаточными для возмещения вреда средствами, поэтому закон предусматривает субсидиарную ответственность родителей, которые в таких случаях обязаны возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажут, что вред возник не по их вине, например в связи с неправильным воспитанием ребенка. Как видно из требований закона, в данном случае применяется презумпция вины родителей, которые должны будут доказать, что они правильно воспитывали ребенка. Если им не удастся этого доказать, то они понесут имущественную ответственность, дополнительно к ответственности ребенка, потому что вина их изначально предполагается.

До вступления в силу Закона № 83-ФЗ похожая схема субсидиарной ответственности (за исключением условия о вине субсидиарного ответчика) применялась в отношении учреждений и их учредителей. То есть, в случае отсутствия у бюджетного ОУ достаточных денежных средств на счете для исполнения обязательства, возникшего из договора или из-за причинения вреда, собственник имущества учреждения (де-юре – это его учредитель) ранее мог быть привлечен в качестве дополнительного ответчика к ответственности по данному обязательству.

Законом № 83-ФЗ внесены изменения в ст. 120 ГК РФ, отменяющие субсидиарную ответственность учредителей бюджетных учреждений по обязательствам, возникающим у бюджетных учреждений после 1 января 2011 г. Для автономных же учреждений субсидиарная ответственность учредителя не предусматривалась вовсе. Таким образом, в настоящее время субсидиарная ответственность учредителя сохраняется только в отношении частных (негосударственных) ОУ и казенных (государственных и муниципальных) ОУ. Образовательные учреждения должны будут нести имущественную ответственность в пределах всего имущества, находящегося у них на праве оперативного управления, за исключением имущества, перечисленного в ст. 120 ГК РФ.

наверх

Ограничения ответственности образовательных учреждений

Анализ новых норм ст. 120 ГК РФ показывает, что "иммунитетом" от взыскания по долгам законодатель наделяет несколько разное имущество для бюджетных и автономных учреждений. Так, если эти учреждения не несут ответственности особо ценным движимым имуществом, то относительно ответственности недвижимым имуществом между ними существуют различия.

В частности, бюджетное учреждение не несет имущественную ответственность всем находящимся у него недвижимым имуществом (зданиями, сооружениями) независимо от источника его приобретения, а автономное учреждение – только тем недвижимым имуществом, которое было передано ему учредителем либо приобретено (построено) за счет средств, выделенных на эти цели учредителем.

Следовательно, если автономное учреждение построило здания или сооружения за счет своих доходов, то такое недвижимое имущество может быть арестовано и продано в порядке привлечения его к имущественной ответственности. В связи с этим возникает вопрос, может ли автономное учреждение нести ответственность недвижимым имуществом, построенным на "долевых" началах, т. е. как за счет собственных доходов, так и за счет бюджетных ассигнований на это строительство. Ответа на этот вопрос действующее законодательство не содержит. И в принципе судебный пристав может в целях погашения долга наложить арест и продать на торгах здания и сооружения, принадлежащие автономному учреждению, даже если их строительство частично финансировалось учредителем.

При этом внесенными изменениями твердо установлено общее правило – учредитель больше не несет никакой субсидиарной ответственности по долгам автономных и бюджетных учреждений, а указанное в законе недвижимое и особо ценное движимое имущество таких учреждений не подлежит продаже в уплату долга. Банкротство учреждений всех видов и типов также запрещено.

Таким образом, имущественная ответственность бюджетных и автономных ОУ ограничивается имеющимися на их счетах денежными средствами и принадлежащим им имуществом, которое не относится к недвижимости и не включено в список особо ценного движимого имущества.

В случае недостаточности денежных средств и указанного имущества для погашения долга, долговое обязательство останется невыполненным на неопределенное время до тех пор, пока путем списания поступающих на банковский счет учреждения денежных средств не удастся погасить долг. При этом учреждение теоретически должно продолжать работу на базе имущества, на которое не может быть обращено взыскание (недвижимого и особо ценного движимого). Именно такая конструкция погашения долговых обязательств заложена сейчас в законодательстве.

Однако возникает вопрос: реально ли продолжение деятельности бюджетного и автономного ОУ в условиях, когда его банковский счет арестован и все поступающие на счет средства списываются банком на депозитный счет службы судебных приставов для погашения долга? Очевидно, что нет. Блокировка счета не дает возможности платить зарплату, оплачивать питание учащихся, производить другие текущие платежи. И учредителю в любом случае (несмотря на формальное отсутствие у него субсидиарной ответственности) придется искать способ погашения долга. При этом ликвидация учреждения не "спасает" учредителя от необходимости погашения долга за учреждение, поскольку влечет за собой наступление субсидиарной ответственности по этим же долгам в силу п. 6 ст. 63 ГК РФ.

В тех случаях, когда ответственность возникла в связи с невозможностью оплатить коммунальные услуги (наиболее частые случаи привлечения ОУ к имущественной ответственности по суду), причиной задолженности является "недофинансирование" учреждения его учредителем. Следовательно, в этом есть вина учредителя, который в нарушение своих бюджетных обязательств не перевел учреждению предусмотренную субсидией сумму на содержание недвижимого имущества, и учреждение вправе предъявить к учредителю требование о предоставлении (взыскании) недостающей суммы, в т. ч. по суду.

По долгам казенных ОУ и частных (не­государственных) ОУ сохраняется субси­диарная ответственность их учредителя и ранее установленный порядок привлечения учредителя к такой ответственности.

В целом, следует отметить, что риски ОУ в связи с неисполнением договорных обязательств (неплатежами) нельзя признать существенными для любых типов учреждений, в т. ч. автономных. Исключения могут составлять кредитные договоры по займам денежных средств на организацию предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, поскольку здесь гарантии успеха "предприятия" отсутствуют. Более серьезными в части имущественной ответственности ОУ представляются риски причинения вреда жизни и здоровью граждан.

наверх

Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью обучающихся и работников

Для государственных и муниципальных ОУ риск привлечения к имущественной ответственности вследствие причинения вреда жизни или здоровью обучающимся и работающим в них гражданам весьма высок. В настоящее время в соответствии с гражданским законодательством ОУ отвечает не только за причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников вследствие нарушения или неправильной организации деятельности в самом учреждении (из-за отсутствия надлежащей работы по охране труда, созданию безопасных условий обучения и воспитания), но и за вред, причиненный действиями работника учреждения и действиями малолетнего обучающегося (до 14 лет) другим работникам или обучающимся.

При этом малолетний ребенок не деликтоспособен, т. е. не может нести ответственности. С виновного работника убытки, причиненные его действиями учреждению, как правило, невозможно взыскать в полном размере в силу установленных ограничений их ответственности перед работодателем (по общему правилу – не более среднемесячного заработка, высчитываемого частями (до 20% заработка в месяц)).

Между тем судебная практика показывает, что взыскиваемые для возмещения вреда здоровью суммы достигают крупных размеров. В частности, при возмещении вреда несовершеннолетним обучающимся суды взыскивают все расходы, связанные с лечением. К ним могут быть отнесены затраты: на приобретение лекарств; оказание платных лечебных процедур; оплату проезда и лечение в санатории; обеспечение постороннего ухода за ребенком; возмещение утраченного заработка родителя в связи с уходом за ребенком; репетиторов, приглашенных родителями в связи с невозможностью посещения школы и др. Кроме того, потерпевшие, как правило, заявляют дополнительные требования о возмещении морального вреда, под которым в данном случае понимаются физические и нравственные страдания, как самих родителей, так и ребенка. То есть родитель может заявить исковое требование о возмещении морального вреда ему, и второе аналогичное требование (как законный представитель) – о возмещении морального вреда ребенку. Доказательствами физических страданий являются медицинские документы, а нравственные переживания определяются судом исходя из обстоятельств дела. По судебным делам, связанным с травмами детей в школах, суммы первоначального иска, как известно, составляли в среднем около 70–80 тыс. руб.

Если вред здоровью ребенка повлечет за собой утрату трудоспособности (полную или частичную), то после достижения ребенком трудоспособного возраста может быть заявлено еще одно исковое требование о назначении ежемесячных платежей, компенсирующих неполученный заработок или часть заработка, которые он мог бы получать, будучи полностью трудоспособным. Нередко такие ежемесячные платежи приходится платить в течение всей жизни потерпевшего.

Аналогичную ответственность несет ОУ и в случае причинения вреда здоровью работника во время нахождения его на работе или по дороге на работу и с работы: возмещаются и затраты на лечение, и моральный вред, и утраченная трудоспособность.

В случае наступления смерти человека в указанных ситуациях имущественная ответственность состоит в обязанности возместить расходы, связанные с погребением, и моральный вред родственникам погибшего. Причем, судя по судебной практике, суммы взыскиваемого судами морального вреда в настоящее время быстро увеличиваются в размерах. Если же погиб работник, являющийся кормильцем, то для учреждения наступают еще более серьезные финансовые последствия в связи с назначением регулярных платежей по случаю потери кормильца определенным категориям членов семьи погибшего.

наверх

Особенности ответственности за вред вследствие недостатков оказываемых платных образовательных услуг

Принятие Закона № 83-ФЗ, сутью которого является предоставление государственным и муниципальным учреждениям самостоятельности в расходовании не только бюджетных ассигнований, но и доходов учреждения, усилит заинтересованность учреждений в увеличении объема оказываемых ими платных образовательных и иных услуг гражданам. При этом если бесплатное (за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ) обучение граждан не считается потреблением услуг "для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", то получение гражданином любых платных услуг де-юре превращает его в потребителя. На такие услуги в полном объеме распространяется законодательство о защите прав потребителей, предусматривающее ответственность исполнителя перед потребителем за качество и сроки оказания услуги.

Ответственность ОУ, как исполнителя, в общем виде определяется ГК РФ и Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителя". Здесь важно отметить, что ответственность за недостатки, выявленные при оказании услуг, наступает независимо от наличия или отсутствия вины исполнителя.

Образовательные услуги отличаются от других, более простых услуг высокой специфичностью, обусловленной сложностью и отсутствием правовой разработанности базового отношения "учитель – ученик". Особенности ответственности за недостатки образовательных услуг более детально прописаны в подзаконном акте – Правилах оказания платных образовательных услуг (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505.

Из сопоставления законодательных норм об ответственности исполнителя и норм упомянутых Правил видно, что составители Правил упустили важный, потенциально значимый и предусмотренный законом вид ответственности образовательного учреждения – ответственность за моральный вред, причиненный недостатками оказания образовательной услуги. Законодательство определяет моральный вред как физические или нравственные страдания. Однако в случае недостатков образовательной услуги речь может идти только о нравственных страданиях, которые определяются судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Такими обстоятельствами
могут быть: негативные последствия некачественной образовательной услуги, которые вызвали переживания потерпевшего; обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных им страданий, например, ситуации, в которых потребитель пережил унижение своего достоинства или ущерб деловой репутации вследствие получения им некачественных образовательных услуг.

Возмещение морального вреда в данном случае может быть взыскано с ОУ при наличии вины исполнителя (в отличие от имущественного вреда, который подлежит возмещению независимо от вины исполнителя). Однако вина исполнителя предполагается изначально (презюмируется), поэтому в случае судебного иска о возмещении морального вреда вследствие получения некачественной образовательной услуги образовательному учреждению придется доказывать отсутствие своей вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом, и компенсация взыскивается независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Таким образом, ответственность за некачественные платные образовательные услуги в Правилах указана не в полном объеме, и это обстоятельство следует учитывать при организации учреждением платных образовательных услуг.

наверх

Материальная ответственность перед работниками учреждения по трудовому законодательству

Схожая и во многом совпадающая с гражданско-правовой ответственность образовательного учреждения может наступить по нормам ТК РФ перед его работниками. В трудовом законодательстве она называется "материальной ответственностью", а термин "вред" заменен термином "ущерб", имеющим более узкое значение и не включающим все убытки, в частности, возмещение расходов на лечение школьника.

В принципе, ответственность, предусмотренная ТК РФ, представляет собой частные случаи имущественной ответственности применительно к отношениям "работник – работодатель" по гражданскому законодательству. ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя, как за нарушение его договорных обязательств по трудовому договору (задержка выплаты заработной платы, незаконное отстранение от работы и др.), так и за "внедоговорный вред" (моральный вред, ущерб имуществу работника, незаконное лишение возможности трудиться, в т. ч. из-за неправильной записи в трудовую книжку, невыполнения решения о восстановлении на работе и т. п.).

При этом материальная ответственность работодателя характеризуется некоторыми особенностями. Так, например, ТК РФ установлен досудебный порядок рассмотрения требований работника о возмещении имущественного ущерба: требование о возмещении сначала заявляется работодателю (в нашем случае представителю работодателя – руководителю учреждения). Если работник не согласен с решением работодателя, то он получает право обратиться в суд с соответствующим иском*.

Старший научный сотрудник Центра
правовых прикладных разработок Института
развития образования ФГОУ ВПО НИУ ГУ –
Высшая школа экономики А.И. Вавилов



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль