Взаимодействия детского сада и школы

3793
Взаимодействия детского сада и школы

Полагаясь на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, большинство  усилий направлено на обеспечение связи основных образовательных программ дошкольного, начального и основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. В связи с этим, в рамках обеспечения преемственности уровней образования педагогами разрабатываются программы взаимодействия детского сада и школы (ДОО и ОО). 

Введение федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре общеобразовательной программы дошкольных учреждений, условий ее исполнения, и принятие ФГОС – один из важных этапов, который определяет устройство взаимодействия детского сада и школы.

Программа взаимодействия детского сада и школы предполагает деятельность ОО в вопросах подготовки преемственности уровней образования согласно ФГОС.

Цели и задачи программы взаимодействия детского сада и школы

Учитывая то, что непрерывное образование обеспечивает связь и согласованность всех частей системы воспитания и обучения на каждом уровне образо­вания, решение проблемы преемственности педагогический коллектив ОО нашел в создании программы взаимодействия детского сада и школы, которая отразила эту связь и согласованность. Педагогами были определены цели и задачи.

Цели: создание одного образовательного пространства ДОО и ОО, удобных условий для развития личности ребенка, гарантия единых требований, условий и подходов в оказании оптимальной пе­дагогической помощи ребенку.

Задачи:

  • назначение единых взглядов педагогов дошкольного и школьного учреждений на воспитательный процесс;
  • предоставление психологической помощи семьям в преодолении проблем при поступлении ребенка в ОО;
  • производство общих целей и воспитательных задач, путем достижения намеченных результатов;
  • всестороннее просвещение родителей;
  • предоставление условий для удобного взаимодействия всех участников – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • формирование положительного отношения родителей к активной деятельности детей.

Взаимные отношения дошкольного и школьного учреждений при обучении детей направлены на сохранение здоровья, эмоционального состояния, развитие личностных способностей каждого ребенка.


Программа взаимодействия детского сада и школы направлена на разрешение следующих противоречий:

  • на теоретико-методологическом уровне: противоречие между потребностью в системе обеспечения взаимодействия детского сада и школы и наличием в педагогической науке нескольких невзаимосвязанных подходов к пониманию этого процесса;
  • процессуально-технологическом уровне: противоречие между необходимостью использования научно-методического и психолого-педагогического инструментария в качестве механизма формирования системы связи между детским садом и школой  и обеспечения качества учебного процесса и недостаточной разработанностью этих проблем в педагогической теории;
  • культурно-аксиологическом уровне: противоречие между необходимостью согласования в процессе взаимодействия детского сада и образовательного учреждения базовых ценностей субъектов образовательного процесса и ключевых, которые лежат в основе, и отсутствием механизма такого согласования.

Взаимодействия детского сада и школы, формы осуществления преемственности уровней образования

Принципы осуществления преемственности уровней образования могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, смыслом взаимодействия детского сада и школы. Перечислим основные формы в рамках трех направлений деятельности: рабо­та с детьми, взаимодействие с педагогами и сотрудничество с родителями.

Работа с детьми состоит из следующих форм осуществления преемственности:

  • подготовка экскурсий в школу для воспитанников детских садов;
  • посещение воспитанниками ДОО школьной библиотеки;
  • организация совместных выставок рисунков и поделок учеников ОО и воспитанников детских садов;
  • подготовка совместных праздников, театральных постановок и спортивных соревнований для дошкольников и первоклассников;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и первоклассниками;
  • участие воспитанников ДОО в образовательной деятельно­сти с учениками ОО, игровых программах, проектной деятельности;
  • посещение дошкольниками курса занятий, которые организованы при ОО (занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами).

Программа построена на следующих принципах: гуманизация, целостности, вариативности, культуросообразности, открытости, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, творческой активности личности и основных принципов дидактики.


Взаимодействие педагогов состоит из определенных форм осуществления преемственности:

  • совместные коллективные советы, круглые столы, се­минары, мастер-классы, психологические и коммуникативные тренинги для сотрудников детских садов и образовательных учреждений;
  • взаимодействие медицинских работников, педагогов-психологов всех образовательных учреждений;
  • проведение диагностики по формированию готовности воспитанников ДОО к обучению в ОО;
  • проведение открытых показов образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в ОО.

Сотрудничество с родителями состоит из определенных форм осуществления преемственности:

  • проведение совместных родительских собраний с педагогами дошкольного образования и учи­телями школ;
  • проведение круглых столов, педагогических гостиных, дискуссионных встреч, творческих мастерских для родителей воспитанников с участием педагогов ОО и ДОО;
  • проведение консультаций для родителей воспитанников с педагогами всех образовательных учреждений;
  • встречи родителей воспитанников ДОО с будущими учителями;
  • собрание родительских конференций, вечеров, образовательно-игровых тренингов, деловых игр, практикумов для родителей воспитанников ДОО на базе ОО;
  • подготовка к дню открытых дверей в ОО для родителей воспитанников ДОО;
  • оформление стендов и выставок для родителей воспитанников детских садов и уче­ников школ.

Виды преемственности в организации взаимодействия детского сада и школы

В организации взаимодействия детского сада и школы определены пять видов преемственности:

  • целевая;
  • психологическая;
  • содержательная;
  • управленческая;
  • технологическая.

Целевая содержит гармоничное отношение целей и задач воспитания и обучения на разных уровнях образования. Целью дошкольного образования служит общее развитие ребенка, учитывая его вероятные возможности и специфику детства. Целью начального общего образования служит продолжение общего развития детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навы­ков в чтении, письме, математике и становлением самостоятельной учебной деятельности.

Психологическая связь содержит совершенствование форм устройства образовательного процесса в детских садах и школах с учетом общих возрастных категорий детей. Психологическая составляющая направлена на помощь детям в преодолении психологических трудностей при переходе на следующий уровень образования.

Содержательная преемственность включает создание на каждом эта­пе базы для последующего изучения учебного материала за счет расширения и углубления тематики, путем использования принципа концентричности в подготовке, содержания учебных программ и межпредметных связей. Она проходит через построение взаимосвязи между основными общеобразовательными программами дошкольного образования и начального общего образования.

Управленческая преемственность содержит наличие единых подхо­дов и общей системы руководства деятельностью детских садов и школ в рамках органи­зации преемственности уровней образования.

Технологическая преемственность - связь форм, средств, при­емов и методов воспитания и обучения. Она обеспе­чивает:

  • создание новых методик, технологий и средств обучения;
  • разработку общих принципов устройства образовательного процесса в подготовительных группах детских садов и начальных классах школ на основе лич­ностно-ориентированного подхода к обучению.

При этом необходимо отметить, что учебный процесс в ОО должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предмет­но-практической деятельности, так как руководство деятельностью первокласс­ников должно происходить с использованием методов и приемов дошколь­ного воспитания.

Алгоритм работы по устройству связи взаимодействия детского сада и школы представлен в приложении 1. (Ознакомиться>>)

Описание этапов и механизмов исполнения программы взаимодействия детского сада и школы дано в приложении 2. (Ознакомиться>>)

Кроме того, педагогами создаются материалы и документы, которые регулируют организа­цию преемственности уровней образования:

  • договор о сотрудничестве между ОО и ДОО (пример оформления договора представлен в приложении 3); (Ознакомиться>>)
  • план взаимодействия ОО и ДОО (пример плана представлен в приложении 4); (Ознакомиться>>)
  • план организации преемственности образовательного процесса в ОО и ДОО (пример плана представлен в приложении 5). (Ознакомиться>>)

По итогам выполнения программы планируется достижение результатов:

  • согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего образователь­ного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его интеллектуальных и коммуникативных умений, инициативности и любознательности;
  • разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принци­пов создания предметно-развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов;
  • согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков детей на разных этапах обучения;
  • создание согласованных учебных планов и программ в дошкольном и начальном общем образовании;
  • создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.

Итогом сотрудничества педагогов ОО и ДОО, родителей воспитанников и учащихся должно быть развитие таких качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций и необходимы для обучения в школе.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль