Гражданско-правовое образование и обеспечение соблюдения прав ребенка в образовательном учреждении

6405

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать умение жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

В конце 2009 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка (далее – Конвенция) по существу является “великой хартией вольности” для детей и “мировой конституцией” прав ребенка, т. е. важнейшим из документов, гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”.

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его полного соответствия установлениям Конвенции и ответственность за несоблюдение всех ее требований перед международным сообществом.

Права детей в России регулируют следующие основные законы:

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
  • “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, утвержденные Верховным Советом РФ от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 25.11.2009);
  • Закон РФ “Об образовании” от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 10.11.2009);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон от 21.12.1996 № 559-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (ред. от 22.08.2004);
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить программа “Дети России”. Таким образом, государство признает необходимость оказания дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития. И главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной культуры, где права человека и права ребенка являются базовой ценностью.

Освоение обществом новых культурных образцов – процесс не одномоментный. Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы, где в образовательные программы вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности.

Каким должно быть образовательное учреждение, стремящееся формировать у детей культуру прав человека, прав ребенка?

В таком образовательном учреждении:

1) основные структуры и практическая деятельность будут концентрировать внимание на воспитании ценностей таких прав человека, как: свобода, терпимость, справедливость;

2) будут уважаться права человека и фундаментальные свободы всех участников образовательного процесса (учащихся, преподавателей, родителей) и технического персонала, признавая, что они обладают правами и основными свободами как представители человечества;

3) все равноправны в указанных правах и свободах, соответственно, никто не должен дискриминировать кого-либо по признаку расы, религиозной принадлежности, социального положения или рода. Никто не должен быть предметом насилия или нечеловеческого обращения или наказания, а любому наказанию должен предшествовать надлежащий процесс и справедливое слушание;

4) каждый участник образовательного процесса будет иметь право свободы мнения и выражения его, а также право на мирные собрания и объединения. А учащиеся могут формировать группы и объединяться в них по вопросам, касающимся уважения свобод и прав человека;

5) образование будет:

– направлено на полное развитие личности человека (умственное, физическое, интеллектуальное и эмоциональное), а также на приобретение навыков ручного труда;

– содействовать пониманию, терпимости и дружбе между людьми разных национальностей, этнических и религиозных групп;

– помогать учащимся в приобретении умений и навыков, необходимых для создания мирных социальных изменений;

6) будет признаваться, что вместе с правами и свободами каждый имеет обязан­ности, несет ответственность перед обществом и обязан уважать права и свободы других;

7) осознают, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны и что в отношениях между правами и свободами одного и правами и свободами другого могут возникнуть спорные вопросы;

8) будет осваиваться культура продуктивного и позитивного разрешения конфликта с предусмотренными для этого соответствующими процедурами.

Ответственным за совершенствование правил школьной жизни и правовое просвещение, наряду с классным руководителем, должен выступать уполномоченный по правам участников образовательного процесса образовательного учреждения (далее – Уполномоченный).

Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных школьных органов. В своей деятельности он: руководствуется международными актами по правам человека, Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании”, Уставом школы; независим и не подотчетен каким-либо школьным органам и должностным лицам.

Начало обучения правам человека посредством организации учебных занятий и участия в реальной жизненной практике можно приурочить к Дню принятия Конвенции о правах ребенка (20 ноября).

Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний об основных, естественных, неотъемлемых и универсальных правах человека и ребенка, Академия повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров рекомендует ежегодно проводить во всех образовательных учреждениях страны урок “Права ребенка” с целью:

  • ознакомления учащихся с основополагающими международными документами о правах человека и правах ребенка;
  • формирования уважительного отношения к правам и свободам человека;
  • закрепления знаний, без которых невозможно построение демократического правового государства и современной России.

В помощь преподавателям школ в этой организации подготовлены методические рекомендации “О проведении Дня Прав ребенка в образовательных учреждениях”.

Единая система гражданско-правового образования предполагает разумное сочетание теоретических занятий и практико-ориен­тированной деятельности учащихся во вне­урочное время. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Участие старшеклассников в работе советов школ, развитие ученического самоуправления, деятельность общественных объединений и организаций детей, разно­образные клубы учащихся, встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, представителями исполнительной и законодательной властей – все это и многое другое создает условия и может стать основой воспитания гражданина и патриота своей страны.

Особое значение в этой связи приобретает предстоящее празднование в нашей стране 65-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Подспорьем в этой важной воспитательной работе педагогическому коллективу образовательного учреждения послужат письма Минобразования России от 02.04.2002 № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении” и от 01.03.2002 № 30-51-131/16 «О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”», Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ “О днях воинской славы и памятных датах России”.

Т.В. Болотина,
зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПК и ППКРО, национальный координатор по гражданскому образованию в Совете Европы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль