Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы

1221
Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Автор: С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Социальная реклама играет важную роль в профилактике и нейтрализации зависимого поведения подростков и может применяться в двух качествах: как образец поведения, агитация пассивного зрителя и слушателя и как социально-учебный проект, представляющий собой альтернативный вид деятельности, служащий раскрытию творческого потенциала учащегося. В статье раскрываются вопросы использования социальной рекламы в образовательном процессе, что необходимо для конструктивной самореализации и адекватной социализации подростков в общеобразовательной школе.

<...>Зависимое поведение в подростковой среде
Подростковый период – наиболее нестабильное время развития личности. Часто его называют переходным возрастом: детское состояние человека
трансформируется во взрослое. Подросток переживает взросление. Меняется его деятельность, взгляд на окружающий мир и на самого себя, формируется собственная точка зрения по различным вопросам. У подростка пробуждается стремление к независимости и самостоятельности, зачастую сопровождающееся глубоким отрицанием наставничества и помощи взрослых. Данному процессу сопутствуют бурные изменения  эмоционально-волевой сферы. На фоне такой кардинальной перестройки личности возникновение аддиктивного поведения очень вероятно, чрезвычайно опасно, и результаты его непредсказуемы.

Особенно, если оно провоцируется или подкрепляется некоторыми установками подростковой субкультуры, которые насаждаются молодежной компанией, неформальным объединением, группой по интересам и т. д. Молодежное объединение в большинстве случаев проецирует на своих членов определенные формы поведения, которые, обыкновенно, и являются видами аддиктивного поведения. При этом в подростковом и юношеском возрасте
авторитет субкультуры непререкаем, а влияние значительно. Безусловно, подростковой средой может оказаться спортивная секция, театральная студия, технический кружок и т. п. В таком случае подросток окажется в более комфортной с социально-психологической точки зрения среде, где формирование зависимого поведения либо не произойдет вовсе, либо будет крайне затруднено.

Именно поэтому весомое значение приобретает профилактика аддиктивного поведения у подростков.Использование социальной рекламы в образовательном процессе
Безусловно, огромную роль в формировании зависимого поведения играет социальное окружение, в том числе общество в целом.
Поведение, отклоняющееся от нормы, может быть сформировано в семье, неформальной молодежной группе. Но воздействуя на те или иные
социальные факторы, можно откорректировать нежелательное поведение подростка. Важным инструментом положительного влияния признается информирование: проведение лекций, уроков, бесед, чтение и обсуждение специальной литературы, просмотр соответствующих видео- и телефильмов. Информационный подход может быть задействован как для улучшения состояния отдельной личности, так и для воздействия на целую группу подростков с зависимым поведением.

Социальная реклама применяется:

  • для привлечения внимания к острым социальным проблемам;
  • для пропаганды здорового образа жизни;
  • в деле охраны окружающей среды;
  • для популяризации необходимости четкого соблюдения правил дорожного движения и т. д.

Оказывать влияние можно и на общество в целом, поощряя положительные поведенческие составляющие и позитивно настроенное конструктивное мышление. Одновременно необходимо создавать отрицательный образ проявлений аддиктивного поведения. Большую практическую помощь в данной работе оказывает создание и широкое применение социальной рекламы.

Социальная реклама направлена на изменение моделей общественного поведения и служит для привлечения внимания к проблемам социума. Поэтому ее следует отличать от государственной и политической. Чаще всего социальная реклама применяется для борьбы с негативными проявлениями общественной жизни, такими, например, как наркомания, алкоголизм, преступность, аморальное поведение и проч.

Следует отметить, что социальная реклама на протяжении многих лет применяется для профилактики аддиктивного поведения. Поскольку она имеет широкий спектр воздействия на разные целевые аудитории, в том числе на подростков, то применение ее в образовательных организациях необходимо, весьма эффективно и полезно.Использование социальной рекламы в образовательном процессе представлено двумя основными компонентами:
1. Непосредственно применение социальной рекламы.
2. Создание социальной рекламы учащимися.

Первый компонент применения, бесспорно, имеет насущную необходимость. Уже на начальной ступени обучения школьник должен быть готов к осознанию, а возможно, и к решению тех или иных социальных проблем. Их можно представлять в виде образов – предупреждения, обучения, исследования, послушания. Следует отметить, что социальная реклама в данном случае может объяснять очевидное преимущество положительного управляемого поведения и, конечно, будет формировать подобный образ, прививая ребенку «правильные» социальные нормы и установки.

В старшей школе социальная реклама должна применяться с целью максимально возможной «вне негативной» социальной адаптации, включая этико-правовую культуру, толерантность, умение общаться и находить друзей, вести здоровый образ жизни. Второй компонент применения социальной рекламы в образовательном процессе играет еще более важную роль. Вовлечение учащихся в создание социальной рекламы предполагает более высокую степень социализации подростков. В этом случае дети становятся активными участниками творческой деятельности по ее созданию, таким образом глубоко осознавая различные социальные проблемы и хорошо усваивая положительные примеры поведения в социуме.

В настоящее время отмечается повышение интереса к ежегодному Национальному конкурсу социальной рекламы "Новое пространство России". Большинство его участников – школьники, и это говорит о все более глубоком проникновении социальной рекламы в образовательный процесс.

Социальная реклама – эффективный механизм формирования личности школьника и результативное средство профилактики девиантных форм поведения подростков.Об организация работы по созданию и применению рекламы, формах рекламного проекта, алгоритме работы в начальной и старшей школе читайте в статье, размещенной в журнале "Cправочник педагога-психолога. Школа"

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Профилактика зависимого поведения посредством социальной рекламы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль