Консультативная работа с подростками

2130
Консультативная работа с подростками

Авторы:
Е.Г. Немировская, психолог-стажер ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой
А.В. Фокина, канд. психол. наук, доцент ГОУ ВПО МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой

Сегодня педагог-психолог занимает вполне определенное место в образовательной системе школы. Несмотря на значительную нагрузку и внушительный список должностных обязанностей, на наш взгляд, школьному педагогу-психологу стоит сосредоточиться на оказании психологической помощи детям и подросткам как приоритетном направлении работы.Примеры из практики консультативной работы
Ниже приведены истории девятиклассниц, которые в течение учебного года посещали педагога-психолога с периодичностью один  раз в неделю с перерывом на каникулы или незначительными перерывами по личной инициативе.

Необходимо подчеркнуть: во всех описанных случаях родители подростков не выразили готовность к сотрудничеству с педагогом-психологом.
За "точку отсчета" в каждом из случаев взято психологическое неблагополучие в конкретном жизненном аспекте или проблема, а также запрос на психологическую помощь. Под "неблагополучием" понимается не просто ситуация в школе или личной жизни, где требуется совет старшего, а наличие глубинных, системных трудностей, которые затрагивают значимые стороны жизни подростка и, к сожалению, не решаются в течение одной консультации.История первая
Девятиклассница Нина (имя вымышленное), 15 лет, обратилась к педагогу- психологу в начале учебного года с жалобами на сложную ситуацию в семье, от которой она страдала в повседневной жизни. На первых сеансах Нина рассказывала, что ее отец покончил с собой, когда она была в младенческом возрасте. Нина жила с матерью и одним из братьев – наркоманом. Старший брат проживал отдельно, страдал от алкогольной зависимости. Нина отмечала сильную эмоциональную связь матери со старшим братом, ревновала к нему мать и жаловалась на отсутствие подобного внимания к себе.

Нина хорошо училась по всем предметам, была авторитетной ученицей в классе, к ней обращались за помощью одноклассники. Однако мать не уделяла ей внимания, не оказывала желаемую поддержку, демонстрировала равнодушие к достижениям Нины в школе, при этом осуждала школьные  оценки ниже "пятерки", а также отсутствие рвения у дочери к домашнему хозяйству.

Нине фактически не выдавали карманных денег, она сама оценивала свой гардероб как "ужасный" и жаловалась на нехватку вещей первой необходимости, среди которых сменная обувь и некоторые книги по текущей учебной программе.

Основная жалоба Нины заключалась в несправедливом отношении старших братьев и матери к себе и накопленных обидах на них. Девушка самостоятельно сформулировала, что ей требуется такое внимание матери, которое та не способна дать.

Работа педагога-психолога в школе помогла выявить крайне неблагополучное психологическое состояние девушки и признаки депрессии, среди которых плаксивость, отсутствие жизненной энергии и ресурсов, необходимых для учебы и жизнедеятельности, ощущение безнадежности и "покинутости", отсутствие интереса к школьной жизни, сосредоточенность на актуальных переживаниях и неспособность переключаться с них.

В течение года с Ниной велась работа над обозначенными проблемами. Учитывая, что ее мать не принимала участия в работе и альтернатива покинуть дом не рассматривалась, внимание Нины было направлено на то, как улучшить собственное эмоциональное состояние в текущей ситуации. В процессе терапии был проработан ряд глубинных проблем, в т. ч. принятие членов семьи Нины такими, какие они есть, переживание всего спектра сопутствующих  чувств и работа над допущением подобных чувств, их осознанием и оценкой, а также поиск ресурсов и необходимость заботы
о себе.

К середине учебного года, спустя несколько месяцев после начала общения с педагогом-психологом, Нина стала иначе выглядеть – перестала сутулиться, подстриглась и покрасила волосы. Она нашла подработку по выходным, благодаря чему сумела обновить гардероб, а также стала посещать выставки и мероприятия, о которых давно мечтала.

В семье Нина начала потихоньку отстаивать свою позицию, защищать себя от нападок братьев и давления матери. Уговорила мать отпустить ее с ночевкой на празднование дня рождения одноклассницы и сама удивилась тому, как легко это произошло, ожидая жесткого сопротивления.
Это была первая подобная поездка в жизни девушки, которая принесла ей много положительных эмоций и впечатлений. Весной Нина влюбилась в мальчика из школы и ряд сессий в контексте работы педагога-психолога в школе были посвящены изучению этого чувства.

В конце учебного года Нина решила поступать в театральный колледж с тем, чтобы далее продолжить обучение в театральном
вузе на актерском отделении. Всего у Нины состоялось 22 встречи с педагогом-психологом.

Резюмируя, можно сказать, что работа на терапевтических сессиях позволила школьнице занять относительно стабильную и удовлетворяющую ее позицию в семье, обнаружить ресурсы для реализации актуальных для ее возраста задач обучения, профессионального самоопределения, обретения опыта построения качественно новых отношений.Об оценке результативности консультативной работы с подростком, компонентах консультативного процесса, а также вторую историю из практики школьного психолога читайте в статье "Консультативная работа с подростками" в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" №12/2013 г. >>

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Консультативная работа с подростками



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль