Перспективы создания управляющего совета образовательного учреждения

4760

Одним из основных направлений модернизации образования является повышение роли всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, а также представителей гражданского общества. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная Правительством РФ 29.12.2001 (разд. 2.6)*, предполагает: обеспечение открытости образования, активизацию всех субъектов образовательного процесса и их взаимодействие, расширение участия представителей общественности в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Эти цели должны быть достигнуты благодаря использованию реальных механизмов общественного участия в развитии образования. Требования государственной политики в полной мере относятся как к дошкольному, так и к общему (среднему) образованию.

Закрытость образовательной системы от внешнего влияния, слабая способность адекватно реагировать на потребности современного общества приводят к усилению отчуждения общества от образования, его стагнации, низкой экономической и управленческой эффективности деятельности. Существующие в образовательных учреждениях (далее – ОУ) органы общественного самоуправления (советы, родительские комитеты) обладают, как правило, совещательным голосом и не являются действительными участниками управленческого процесса. Все вопросы, касающиеся управления, решаются администрацией учреждения и, в первую очередь, с учетом ее текущих интересов, при этом органы самоуправления выступают фактически в качестве необходимой "декорации".

Между тем опыт показывает, что развитие общественной составляющей в управлении образованием помогает привлечь в ОУ дополнительные ресурсы, обеспечить их развитие, внимательнее относиться к актуальным запросам семьи и общества.

Механизмы включения общественности в управление ОУ уже давно совершенствуются на уровне школьного образования и особенно в регионах, реализующих региональные комплексные проекты модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование". К сожалению, этого нельзя сказать о дошкольном образовании, которое по-прежнему остается во многом "замкнутым" на своих проблемах.

Однако специфика учреждений дошкольного образования не позволяет во всем объеме воспользоваться применяемыми в школах моделями Управляющих Советов. Дело в том, что Управляющие Советы имеют расширенный состав и включают в себя не только работников и родителей обучающихся (воспитанников), но и заинтересованных в развитии конкретного ОУ бизнесменов, представителей общественности, коммерческих организаций, государственных и местных органов власти и управления (кроме органов управления образованием).

Наиболее разработанной формой привлечения общественности к участию в управлении ОУ в настоящее время является создание советов образовательных учреждений, наделенных управленческими (властными) полномочиями. Советы с управленческими полномочиями, как правило, называют Управляющими Советами. Их принципиальное отличие от традиционных советов и других органов самоуправления ОУ состоит в том, что Управляющие Советы наделены определенными полномочиями управляющего совета школы: решать вопросы в соответствии с Уставом и Положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями.

Сегодня федеральной правовой основой для создания Управляющего Совета в ОУ являются законодательные нормы, закрепленные в ст. 2, 13, 32, 33 и 35 Закона РФ от 10.07.92 № 3266­1 "Об образовании" (далее – Закон). Несмотря на то, что термин "управляющий" не используется в Законе для наименования совета, перечисленные статьи Закона предоставляют образовательным учреждениям право:

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ), например, может быть либо традиционный Совет с совещательными функциями, либо Управляющий Совет с управленческими полномочиями по усмотрению ДОУ и учредителя.

Юридически участие учредителя в создании Управляющего Совета обусловлено тем, что Закон требует "указать" в уставе ОУ структуру, порядок формирования органов управления, их компетенцию и порядок организации их деятельности (п. 7 "б" ч. 1 ст. 13 Закона). Несмотря на то, что в соответствии с п. 2 ч. 12 и ч. 9 ст. 32 Закона устав принимается собранием коллектива учреждения, право принимать "иные локальные акты" и утверждать устав (и изменения в нем) принадлежит учредителю (п. 2 ст. 13 Закона).

Федеральное законодательство, в частности, содержит следующие правила (нормы):

  • ч. 6 ст. 2 Закона закрепляет в качестве принципа правового регулирования (принципа государственной политики) в сфере образования демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений;
  • согласно п. 1 ст. 35 Закона управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения;
  • п. 2 ст. 35 Закона установлено, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления;
  • вышеназванный пункт Закона предусматривает для ОУ форму самоуправления – управляющий совет образовательного учреждения, а также другие формы самоуправления;
  • в п. 5 ст. 35 Закона указано на возможность разграничения полномочий между Советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения. Данное разграничение определяется уставом. Отметим, что другие органы самоуправления, с которыми можно разграничить полномочия руководителя, в п. 5 ст. 35 не упоминаются;
  • п. 3 ст. 33 Закона устанавливает правило о том, что учредитель представляет необходимые документы в регистрационные органы для государственной регистрации ОУ. По общей норме, принятой законодательством о государственной регистрации юридических лиц, в число представляемых документов входит устав. Изменения и дополнения, вносимые в устав, также подлежат регистрации;
  • п. 3 ст. 13 Закона разрешается при необходимости регламентации сторон (вопросов) деятельности образовательного учреждения, указанных в ст. 13 Закона, принимать "иные локальные акты". Такие локальные акты подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу. Следовательно, на них распространяется такой же порядок регистрации, как и для устава. Это означает, что такие локальные акты подлежат утверждению учредителем.

Из перечисленных ранее норм Закона можно сделать вывод о том, что Совет образовательного учреждения с полномочиями управляющего органа (Управляющий Совет) создается путем внесения изменений в устав учреждения и принятия локальных нормативных актов учреждения, регламентирующих формирование и деятельность Совета. И изменения в уставе, и локальные нормативные акты требуют утверждения учредителем ОУ. Таким образом, все необходимое юридическое оформление создания и функционирования Управляющего Совета осуществляется на местном уровне локальными (местными) нормативными актами.

Управление образовательным учреждением не может быть эффективным без разделения локальных нормативных актов ОУ. Их можно подразделить на обязательные (наличие которых требует закон) и факультативные (которые принимаются по усмотрению учреждения в связи с необходимостью внутреннего правового урегулирования тех или иных вопросов, отношений в коллективе учреждения).

Обязательную локальную нормативную базу Управляющего Совета образовательного учреждения составляют следующие правовые документы:

  • устав ОУ;
  • договор ОУ с учредителем (органом управления, уполномоченным выполнять функции учредителя).

Факультативную нормативную базу Управляющего Совета образовательного учреждения образуют такие локальные акты, как:

  • Положение о Совете образовательного учреждения;
  • Положение о выборах в Совет образовательного учреждения;
  • Положение о кооптации в состав Совета образовательного учреждения.

Нормативной базой для организации внутренней деятельности Управляющего Совета ОУ являются документы, разрабатываемые и принимаемые самим Управляющим Советом. Это могут быть:

  • Регламент работы Управляющего Совета;
  • положения о комиссиях и комитетах Управляющего Совета.

При распределении функций и полномочий между директором ОУ и создаваемым в учреждении Управляющим Советом следует руководствоваться простым правилом: воспитанием и обучением, методическими вопросами и непосредственным управлением учреждением (менеджментом) должны заниматься специалисты, имеющие профессиональное образование в этих областях. Члены Управляющего Совета, как правило, названными качествами не обладают. Следовательно, в компетенцию Управляющего Совета нельзя включать такие вопросы.

А вот в вопросах, касающихся определения режима работы ОУ, направлений его развития, видов дополнительного образования детей, оздоровления, а также оценки качества пребывания учащихся и воспитанников в ОУ и работы образовательного учреждения в целом, всегда лучше разбираются педагогически "необразованные" члены Управляющего Совета. Эти вопросы категорически нельзя доверять заинтересованным специалистам, которые, как показывает практика, чаще ставят превыше всего свои интересы, иногда даже сами не сознавая того. Специалист часто узко мыслит и склонен считать свою специальность самой важной.

Эксперт информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования", ст. науч. сотр. Государственного университета – Высшей школы экономикиА.И. Вавилов

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль