Особенности нового порядка аккредитации образовательных учреждений

7630

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 522 утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (далее – Положение).

С принятием указанного документа утратило силу Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации различных видов образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 22.05.1998 № 1327.

Новое Положение устанавливает порядок государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно­правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы.

Следует обратить внимание на то, что новым Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций не предусмотрена государственная аккредитация программ профессиональной подготовки.

До принятия этого Положения программы профессиональной подготовки подлежали государственной аккредитации.

Приказом Минобрнауки России от 28.12.2006 № 340 "Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации" установлено, что свидетельство об уровне квалификации является документом государственного образца.

По итогам обучения по программам профессиональной подготовки выпускникам могут выдаваться свидетельства об уровне квалификации.

Известно, что в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" неаккредитованное образовательное учреждение, имеющее лицензию, выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. При этом форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Но есть ли механизм реализации подп. 1.5 п. 1 приказа Минобрнауки России от 28.12.2006 № 340? Как выпускник, прошедший аттестацию по профессии, может получить свидетельство об уровне квалификации государственного образца?

На эти вопросы должно будет ответить в ближайшее время Министерство образования и науки Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения установлено, что целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории).

Однако следует учесть, что аккредитационный орган устанавливает категорию только дошкольным образовательным учреждениям и образовательным учреждениям дополнительного образования детей, остальным же образовательным учреждениям устанавливает только тип и вид.

Руководителям федеральных образовательных учреждений среднего профессионального образования необходимо обратить внимание на п. 5 Положения, в соответствии с которым уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) проводит государственную аккредитацию ссузов, реализующих подготовку специалистов по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 252 "О перечне специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования".

Эти образовательные учреждения проходят процедуру государственной аккредитации на федеральном уровне по всем реализуемым образовательным программам, указанным в их лицензиях на право ведения образовательной деятельности.

Государственную аккредитацию филиалов российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, проводит или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, или аккредитационный орган субъекта РФ (в соответствии с их компетенцией) по заявлению о проведении государственной аккредитации, представленному образовательным учреждением, согласованному с учредителем.

Следовательно, если государственную аккредитацию образовательного учреждения уполномочен проводить аккредитационный орган субъекта РФ, то он проводит и государственную аккредитацию его филиала независимо от места его нахождения.

Государственная аккредитация филиалов образовательных учреждений независимо от их места нахождения проводится во взаимодействии с аккредитационными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие филиалы (пп. 8 и 13 Положения).

Актуальным для многих федеральных государственных учреждений является п. 11 Положения, т. к. некоторые из них проходили государственную аккредитацию на федеральном уровне в соответствии со ст. 33 Закона РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199­ФЗ.

Актуален он и для многих других образовательных учреждений, проходивших государственную аккредитацию как в Рособрнадзоре, так и в органах исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.

Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 56­ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий"» полномочия по лицензированию и государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, за исключением образовательных учреждений и организаций, указанных в п. 24 ст. 28 Закона РФ “Об образовании".

Поэтому Положением установлена норма, в соответствии с которой государственная аккредитация образовательных учреждений, ранее аккредитованных аккредитационным органом, утратившим полномочия по ее проведению, осуществляющих деятельность по новым образовательным программам, включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений или научных организаций по новым образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

В соответствии с п. 27 Положения аккредитационный орган не вправе осуществлять переоформление свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему, выданных образовательному учреждению аккредитационным органом, утратившим полномочия на проведение государственной аккредитации.

При этом неясным остается вопрос о том, какой документ выдавать образовательному учреждению, ранее аккредитованному органом, утратившим полномочия по ее проведению. Если выдавать новое свидетельство о государственной аккредитации и приложение к нему с указанием только новой (новых) образовательных программ, то следует ли проводить при этом государственную аккредитацию образовательного учреждения по всем образовательным программам, в т. ч. и по аккредитованным? Или же уполномоченный аккредитационный орган может проводить государственную аккредитацию этих образовательных учреждений с учетом того, что часть образовательных программ уже аккредитована, а государственный статус установлен?

Более вероятным, конечно, является 3­й вариант. Скорее всего, будут использованы данные экспертиз соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории. Открытым остается также вопрос о сроке действия свидетельства о государственной аккредитации. По закону оно выдается на 5 лет.

Прояснить сложившуюся ситуацию сможет в ближайшее время Министерство образования и науки РФ.

Статьей 33 Закона РФ “Об образовании” установлено, что первая государственная аккредитация образовательного учреждения может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.

Положение (п. 12) дает ответ на вопрос о том, когда могут проходить государственную аккредитацию дошкольные образовательные учреждения и образовательные учреждения дополнительного образования детей, ведь у них нет государственной итоговой аттестации обучающихся.

Их первая государственная аккредитация может проводиться по завершении реализации образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ различной направленности.

Положение содержит норму о наименованиях образовательных учреждений. Однако и здесь не все ясно.

Федеральным законом от 22.08.1996 № 125­ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п. 6 ст. 12) установлена норма, в соответствии с которой наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса.

Деятельность всех остальных образовательных учреждений регулируется Законом РФ "Об образовании", в п. 1 ст. 13 которого записано, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются его наименование, место нахождения (юридический и фактический адрес) и статус.

В п. 25 Положения содержится норма, в соответствии с которой, в случае установления образовательному учреждению при государственной аккредитации иного государственного статуса, отличного от установленного ранее и (или) от указанного в наименовании, ему выдается временное свидетельство не более чем на 6 месяцев. Такое свидетельство дает образовательному учреждению на соответствующий срок все права образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию. Свидетельство выдается образовательному учреждению на основании заявления и документов, подтверждающих приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом.

Касается ли указанная норма об изменении наименования образовательного учреждения при изменении его статуса всех образовательных учреждений или только вузов?

Ответ на этот вопрос также может дать только Минобрнауки России.

Что касается показателей деятельностиобразовательного учреждения, необходимых для определения его вида и (или) категории, то в соответствии с п. 17 Положения их перечень, а также критерии этих показателей утверждаются Министерством образования и науки РФ с учетом сведений, содержащихся в банках данных государственной аккредитации.

Разработка критериев показателей деятельности образовательных учреждений, за исключением ссузов, необходимых для определения их видов и (или) категорий, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции аккредитационного органа субъекта РФ, поручена этим органам. Они должны разрабатывать их на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и с учетом сведений, содержащихся в банках данных государственной аккредитации.

Новое Положение не отвечает на все возникающие вопросы, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, оно устанавливает ее общий порядок. Поэтому Министерством образования и науки РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с установленными полномочиями планируется разработать такие нормативные правовые акты, как порядок представления и рассмотрения документов образовательных учреж­дений к государственной аккредитации (включая форму заявления, перечень и формы документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, формирование графика проведения государственной аккредитации).

Нет ясности и в вопросе о государственной аккредитации реорганизованных образовательных учреждений. Так, ст. 35 Закона РФ "Об образовании" установлено, что при реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании выданных ему лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.

Однако при изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Следовательно, если аккредитованное образовательное учреждение реорганизуется путем присоединения к нему другого аккредитованного образовательного учреждения, то их лицензии и свидетельства о государственной аккредитации утрачивают силу независимо от сроков действия.

Что делать в этом случае? Проводить государственную аккредитацию, как говорится, "по полной программе", или возможны какие­то другие варианты? Ведь педагогические коллективы, обучающиеся, материальная база остались прежними.

При разработке регламента создания и работы комиссии по государственной аккредитации, а также порядка проведения экспертиз на соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреж­дений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и реализуемым образовательным программам необходимо учитывать, что от показателей деятельности образовательного учреждения зависит определение его вида или категории.

Государственная аккредитация аккредитованного образовательного учреждения или его филиала по новой образовательной программе (на стадии итоговой аттестации обучающихся) также требует определения порядка.

Должны быть установлены показатели деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, а также критерии и показатели деятельности его филиалов, необходимые для определения его вида.

Требуется определить и полномочия аккредитационных органов.

Должны быть разработаны формы бланков свидетельств о государственной аккредитации с приложениями к ним и порядок их приобретения, учета и хранения.

При этом органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, при формировании заказов на бланки свидетельств о государственной аккредитации следует предусматривать бланки трех видов:

  • в бланках для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, должны быть указаны государственный статус, уровень и направленность реализуемых образовательных программ;
  • в бланках для остальных образовательных учреждений – государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации;
  • в бланках для научных организаций – уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников научных организаций федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации (этим организациям не устанавливается статус).

Требует определения также порядок формирования и ведения федерального и региональных реестров свидетельств о государственной аккредитации и банков данных государственной аккредитации, а также доступа к сведениям, содержащимся в них.

Не обойтись и без унифицированных форм документов о приостановлении, возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, об аккредитации программ образования образовательных организаций

Необходимо также установить формы документов о результатах государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, представляемых аккредитационными органами субъектов Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, для ведения реестра свидетельств и сроки их представления.

Обращаем внимание руководителей образовательных учреждений на право аккредитационного органа не принимать документы у образовательного учреждения, необходимые для проведения государственной аккредитации, по причине его обращения о проведении государственной аккредитации в аккредитационный орган, к компетенции которого она не относится.

В соответствии с п. 5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет государственную аккредитацию:

  • высших учебных заведений;
  • образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования;
  • образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
  • федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих подготовку специалистов в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ от 07.04.2008 № 252;
  • российских образовательных учреждений и их филиалов, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Все остальные образовательные учреждения (организации) аккредитуются аккредитационными органами субъектов РФ.

Заместитель начальника Управления лицензирования, аккредитации и надзора
в образовании РособрнадзораВ.В. Шибелева

Если вас заинтересовала данная статья,
вы можете оформить подписку на "Нормативные документы образовательного учреждения" >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль