Мониторинговая деятельность в работе заместителя директора

3219
Мониторинговая деятельность в работе заместителя директора

Автор: С.А. Алексеева,  зам. директора по НМР ГБОУ СОШ № 160, г. Санкт-Петербург

На современном этапе развития образования мониторинговая деятельность - необходимое условие успешного функционирования образовательной организации (далее - ОО), т. к. качество обеспечиваемого образования определяется в первую очередь способностью ОО получить информацию о состоянии педагогической системы школы и спрогнозировать ее развитие. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в школе должна быть сформирована внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО), целью которой является непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг. Инструментом отслеживания результативности и прогнозирования деятельности ОО как раз и являются мониторинговые исследования.

Исследования в ОО проводились и ранее, но носили эпизодический характер и служили скорее дополнительной информацией для администрации, чем базой для формирования стратегии развития ОО. К сожалению, такое отношение к мониторинговой деятельности нередко и сейчас, что, несомненно, затормаживает развитие управленческой системы в образовании, поскольку эффективность принимаемых руководством решений продолжает зачастую базироваться на интуитивном восприятии ситуации и не подкрепляется исследованиями, которые могли бы снизить степень риска неверных решений и избавить от необходимости исправлять ошибки.

Статья 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. <.. >
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: <...> 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; <.>

В развитых странах мониторинговые исследования являются частью  системы работы ОО; в школах имеются службы мониторинга и маркетинга,
которые определяют объекты мониторинга, устанавливают сроки и процедуру  мониторинговых исследований, разрабатывают мониторинговые карты.

Так, например, во Франции (г. Ницца) в школах ежемесячно проводят опросы учащихся на предмет мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг. Вопросов в таких мониторингах от 10 до 15, они варьируются в зависимости от месяца и конкретной цели исследования. На основе полученных результатов администрация ОО принимает решения подчас довольно жесткие (вплоть до смены преподавателя в классе или расторжения трудового договора с сотрудником).

Вот некоторые варианты вопросов, предлагаемых французским школьникам:
1. Сколько лет ты учишься в этой группе (классе)?
2. Где учился до этого?
3. Какие предметы были любимыми до перехода (до школы)?
4. Какие предметы были любимыми в прошлом сезоне?
5. Что изменилось сейчас?
6. Какой предмет самый нелюбимый?
7. Это связано с личностью преподавателя или это предмет не твоего профиля?
8. Тебе нравится манера преподавания твоего нелюбимого предмета?
9. Преподаватель объясняет понятно или ты выходишь из кабинета с непониманием?
10. Тебе хочется делать домашнее задание по этому предмету?
11. Почему тебе хочется (не хочется) делать задание по этому предмету (по каждому предмету)?
12. Расположи предметы в порядке убывания твоего интереса к предмету.
13. Расположи предметы в порядке убывания интереса к учителю.
14. Самое отталкивающее в наименее интересном учителе?
15. Самое привлекательное в наиболее интересном учителе?
16. Есть ли шансы для наименее привлекательного стать наиболее привлекательным? Что для этого он должен сделать, что изменить?
17. Есть ли шансы у наиболее привлекательного учителя сдать свои позиции? Из-за чего?
18. У тебя есть выбор - три лучших учителя и три самых непривлекательных, сделай свой выбор.
19. Что бы ты изменил в манере преподавания самого привлекательного учителя?
20. Что бы ты изменил в манере преподавания самого непривлекательного учителя?
21. На какие уроки добавить часы?
22. С каких уроков снять часы, уменьшить количество?
23. Какие предметы вы обсуждаете после уроков с друзьями?
24. Кого вы будете помнить после школы, почему?
25. К кому вы можете обратиться за помощью?
26. К кому никогда не обратитесь?

Данный перечень не является постоянным, это - базовые вопросы. Как видно из их формулировок, для принятия решения у администрации будут все необходимые сведения.

Мониторинговая деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса, т. к. позволяет получить объективные данные в отношении тех вопросов, в которых каждый участник образовательного процесса имеет свое субъективное мнение.

Реализация мониторинговой деятельности в ОО затрудняется многими факторами. И в первую очередь тем, что просто нет возможности создать полноценную мониторинговую службу, которая будет осуществлять данную деятельность, а накладывание дополнительных обязанностей на кого-либо из сотрудников не позволит осуществлять мониторинговые исследования в необходимом объеме. Тем не менее в ГБОУ СОШ № 160 г. Санкт-Петербурга на протяжении последних 6-ти лет ежегодно проводятся мониторинговые исследования. Они касаются различных аспектов школьной жизни, и в них задействованы разные категории участников образовательного процесса.

В ГБОУ СОШ № 160 была разработана программа мониторинговых исследований, рассчитанная на оценку различных факторов образовательного процесса. Для исследований были разработаны специальные бланки, которые позволяют охватить максимальное число вопросов, но при этом очень просты для обработки результатов.Полностью статью читайте в журнале "Справочник заместителя директора школы" №12/2013 г. >>



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль