Карта проблем как средство управления развитием школы

4185

Педагогическим коллективам школ приходится сталкиваться с серьезными задачами и проблемами организации образовательного процесса, требующими длительной и кропотливой работы, исследований, коллективного взаимодействия. Для решения этих задач составляется план мероприятий, определяется их содержание, к работе может привлекаться весь коллектив образовательного учреждения или отдельные кафедры, творческие группы педагогов.

 Кто и когда должен поставить точку в работе над решением той или иной проблемы? Когда можно сказать: "Все, эта проблема решена"? Ответить на эти и другие вопросы, принять ответственное решение на основе объективного анализа может помочь карта проблем.

наверх

Карта проблем  и ее назначение

Что такое карта проблем? Это бланк определенной формы, куда вписаны проблемы, над решением которых работала и/или работает школа. Форма карты представляет собой систему ячеек. Проблемы могут быть сформулированы по следующим направлениям:

  • управление школой;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • научно-методическая, опытно-экспериментальная работа;
  • учебно-воспитательная работа (содержание, организация, результаты и др.);
  • взаимодействие школы с социумом и др.

Проблемы фиксируются в карте в виде предложения, состоящего из двух частей. Первая часть описывает фактическое состояние объекта, направленность усилий субъектов образовательного процесса, ожидания и др., а вторая часть фиксирует существующее противоречие, проблему, негативное состояние и т. п. В каждой из проблем намеренно усилено, обострено противостояние двух ее составляющих. Это дает возможность заинтересовать педагогов, усилить их восприятие и чувства, мотивировать на работу с картой проблем. В качестве примера предлагаем карту проблем, составленную при промежуточном анализе реализации Программы развития лицея (приложение).

Для подготовки карты проблем создается творческая группа, в которую могут входить члены администрации, заведующие кафедрами, ведущие педагоги школы, любой член педагогического коллектива. В работе творческой группы используется метод "мозгового штурма", который позволяет генерировать множество идей в течение относительно короткого времени. Полученные в результате штурма наиболее интересные, перспективные идеи обсуждаются, уточняются их формулировки, усиливается тональность.

Какие проблемы нужно вносить в карту? Безусловно, те, которые требуют обсуждения всем коллективом, по которым необходимо создать общее представление. Анализ таких проблем должен подвести педагогический коллектив к принятию стратегически важных решений, к новым идеям развития.

наверх

Организация работы с картой проблем в образовательном учреждении 

Организовать работу с картой проблем можно на педагогическом совете в конце учебного года или на педагогическом совете, подводящем промежуточные или итоговые результаты реализации Программы развития школы.

Работа с картой проблем включает в себя:

  • деление педагогического коллектива на группы, количество которых зависит от количества и масштаба поставленных администрацией задач;
  • предоставление каждой группе отдельного задания;
  • рассмотрение участниками каждой группы в соответствии с заданием всех проблем и определение 2–5 наиболее актуальных, отметка их в карте (можно заштриховать нужную ячейку или отметить ее галочкой). Аргументы и обоснования выбора приводятся устно или фиксируются на обратной стороне карты. В ходе обсуждения в группе карта может быть дополнена новой проблемой;
  • представление каждой группой результатов своей работы педагогическому совету; члены других групп могут при этом задавать уточняющие вопросы, высказывать свое мнение, дополнять и т. п.

В результате работы групп выявляется круг проблем по каждой из задач. Проблемы, относящиеся к одной области, должны быть ранжированы по степени важности и срочности решения относительно поставленных целей развития. Это впоследствии поможет систематизировать, упорядочить, сократить план по количеству дел, мероприятий, проектов, срокам их выполнения. Возможен вариант, когда одна и та же проблема получает различные оценки групп. Это указывает на необходимость более пристального ее рассмотрения и изучения.

Результаты анализа проблем могут использоваться:

  • администрацией для стратегического планирования, разработки плана работы школы на следующий учебный год, коррекции работы структурных подразделений, для создания творческих групп учителей по разработке или исследованию проблемы, организации эксперимента;
  • заведующими кафедрами для планирования работы;
  • учителями для выбора темы самообразования и др.

наверх

КАРТА ПРОБЛЕМ,
составленная при промежуточном анализе реализации Программы развития образовательного учреждения

Приложение

Качество образовательных услуг

Уровень удовлетворенности учителей условиями работы в лицее выше, чем уровень удовлетворенности обучающихся условиями учебы

Уровень удовлетворенности обучающихся качеством образования от 9-го класса к 11-му снижается

У большинства обучающихся лицея есть любимые учителя и предметы, но уровень удовлетворенности отношениями в системе "учитель – ученик" низкий

Уровень удовлетворенности качеством обучения в лицее у обучающихся 9-х и 11-х классов ниже, чем у их родителей

Уровень удовлетворенности обучающихся качеством обучения высокий, а качеством подготовки к жизни значительно ниже

Творческая деятельность педагогов

Увеличивается число педагогов, участвующих в конкурсах, конференциях, семинарах, однако представленный опыт не становится точкой отсчета в их инновационной, экспериментальной деятельности

Администрация лицея стремится привлечь к творческой работе как можно большее количество педагогов (семинары, педсоветы и т. д.), а сами педагоги инициативы и "энтузиазма" не проявляют

В методической работе большое значение придается деятельности кафедр, однако сами кафедры не стали центрами новых интересных инициатив

Администрация лицея предлагает учителям новые темы, идеи для работы, однако учителя уклоняются от участия в процессе принятия решений, разработках программ

Уровень квалификации педагогов лицея высокий, а качество знаний обучающихся низкое

Внедрение современных технологий в учебный процесс

Педагогам обозначена задача учета индивидуальных особенностей обучающихся, а на деле преобладают фронтальные формы работы

Учителя стремятся построить урок по принципу его значимости для ребенка, а обучающиеся слабо представляют, как практически применить получаемые знания

Информированность учителей о современных педагогических технологиях, новшествах растет, а их освоение на практике не происходит

Обеспеченность лицея компьютерной техникой высокая, а эффективность использования – низкая

Уровень владения обучающимися информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) по многим позициям высокий, а уровень владения ИКТ учителями – низкий

Организация учебного процесса

Изучаемые темы многих предметов перекликаются, а интегрированные уроки практически отсутствуют

Современные стандарты образования ориентированы на формирование компетенций, а учебные программы – на формирование знаний и умений

Статус инновационного заведения требует разработки и утверждения программ спецкурсов на уровне ИПКРО, а требования к уровню квалификации учителей I и высшей категории этого не предусматривают

Статус физико-математического лицея подразумевает широкие связи с профильными вузами, однако на деле такие связи у лицея практически отсутствуют

Задача лицея – отбирать детей, ориентированных на точные дисциплины, а фактически лицей принимает детей, чьи родители заинтересованы в благополучном учебном заведении

Внеурочная работа

Научное общество учащихся (НОУ) организовано, но не является центром детского научного творчества в лицее

Существуют органы детского самоуправления, но фактически участие детей во многих делах происходит "с разрешения", "с позволения" учителей, администрации

В лицей поступают благополучные дети, а микроклимат в классах бывает очень сложный

Внеурочная занятость обучающихся в лицее высокая, однако она нацелена на предметное и околопредметное содержание

Администрацией лицея, медицинским персоналом ведется большая работа по сохранению здоровья обучающихся, а уровень здоровья детей тревожный, уровень удовлетворенности родителей по данному направлению низкий

Воспитательная работа

В лицее проводится много разно­образных воспитательных мероприятий для обучающихся, а система воспитательной работы не сформирована

Учитель и классный воспитатель решают общую задачу – развитие личности обучающегося, а их взаимодействие ограничено только вопросами успеваемости

Классные воспитатели проводят много мероприятий с обучающимися, с родителями, а их работа оценивается реже, чем работа учителей-предметников

У классных воспитателей наработан определенный методический опыт, который они готовы представить коллективу, однако большинство методических мероприятий ориентированы на учителей

Родители предъявляют высокие требования к качеству обучения и воспитания в лицее, к вне­урочной занятости, а сами уклоняются от участия в мероприятиях

наверх

Пример заданий группам учителей для работы с картой проблем:

выберите проблемы:

  • успешно решенные в лицее (1-я группа);
  • решение которых невозможно в настоящее время (2-я группа);
  • актуальные для коллектива лицея (3-я группа);
  • не актуальные для коллектива лицея (4-я группа);
  • к решению которых коллектив подготовлен (5-я группа);
  • к решению которых коллектив не подготовлен (6-я группа);
  • решение которых вне компетенций коллектива лицея (7-я группа).

Л.И. Чалганская,
зам. директора по УВР МОУ "Лицей № 2", г. Братск Иркутской обл.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль