Отличие программы развития образовательного учреждения от образовательной программы

5805

Чем программа развития образовательной организации должна отличаться от образовательной программы, уже традиционной для образовательного учреждения? Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" точного ответа на этот вопрос не дает.

Вследствие отсутствия нормативных требований к структуре и содержанию образовательной программы и ее однозначного определения содержательное наполнение данного понятия отличается бесконечным разнообразием. Приведем наиболее распространенные толкования.
Образовательная программа – это: 

  • документ, в котором фиксируются и логически, аргументированно представляются цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
  • нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
  • индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника), при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
  • совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде и др.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием дошкольной образовательной организации

  • продолжительнсть – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


В связи с отсутствием однозначного определения образовательной программы в практике образовательного учреждения до настоящего времени одновременно существовало несколько вариантов различения этих документов (таблица).

Таблица

Варианты различения образовательной программы и программы развития образовательного учреждения

Образовательная программа и программа развития – два отдельных документа:

Образовательная программа и программа развития – один документ в рамках общих концепций и целей:

Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (учебный план, специфику образовательного процесса), а программа развития школы – только развитие (стратегию развития и ее поэтапную реализацию)

Программа развития – часть (отдельный модуль) образовательной программы как документа, обязательного для образовательного учреждения

Образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения

Образовательная программа содержит отдельные модули программы развития, "пронизана" общей концепцией развития, основывается на ней и раскрывает ее

Появление Федерального закона от 01.12.2007 № 309 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" наконец решает проблему нормативного закрепления структуры и содержания образовательной программы на примере школы.

Законом вводятся три понятия:
1. "Примерная основная образовательная программа", разрабатываемая и предлагаемая для системы общего образования государством в виде совокупности:
– базисного (примерного) учебного плана;
– примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.
2. "Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения", которая разрабатывается образовательным учреждением и включает в себя:

  • требования к результатам подготовки выпускников;
  • учебный план;
  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;
  • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

3. "Дополнительная образовательная программа", направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включающая рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) системы дополнительного образования.

Такое нормативное определение "Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения" решает проблему различения программ:

1. Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (специфику образовательного процесса – конечно же, не в отрыве от миссии и приоритетных целей развития учреждения).

2. Программа развития образовательной организации является стратегическим планом образовательного учреждения (стратегия развития учреждения и программа ее реализации)

Разработка образовательной программы детского сада может быть одной из задач или мероприятий программы развития дошкольного образовательного учреждения. В данном случае необходимо руководствоваться Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.11.2009 № 655



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль