Отличие программы развития образовательного учреждения от образовательной программы

5919

Чем программа развития образовательной организации должна отличаться от образовательной программы, уже традиционной для образовательного учреждения? Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" точного ответа на этот вопрос не дает.

Вследствие отсутствия нормативных требований к структуре и содержанию образовательной программы и ее однозначного определения содержательное наполнение данного понятия отличается бесконечным разнообразием. Приведем наиболее распространенные толкования.
Образовательная программа – это: 

  • документ, в котором фиксируются и логически, аргументированно представляются цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
  • нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
  • индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника), при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
  • совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде и др.
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Руководство развитием дошкольной образовательной организации

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


В связи с отсутствием однозначного определения образовательной программы в практике образовательного учреждения до настоящего времени одновременно существовало несколько вариантов различения этих документов (таблица).

Таблица

Варианты различения образовательной программы и программы развития образовательного учреждения

Образовательная программа и программа развития – два отдельных документа:

Образовательная программа и программа развития – один документ в рамках общих концепций и целей:

Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (учебный план, специфику образовательного процесса), а программа развития школы – только развитие (стратегию развития и ее поэтапную реализацию)

Программа развития – часть (отдельный модуль) образовательной программы как документа, обязательного для образовательного учреждения

Образовательная программа отражает системные изменения, программа развития – локальные изменения

Образовательная программа содержит отдельные модули программы развития, "пронизана" общей концепцией развития, основывается на ней и раскрывает ее

Появление Федерального закона от 01.12.2007 № 309 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" наконец решает проблему нормативного закрепления структуры и содержания образовательной программы на примере школы.

Законом вводятся три понятия:
1. "Примерная основная образовательная программа", разрабатываемая и предлагаемая для системы общего образования государством в виде совокупности:
– базисного (примерного) учебного плана;
– примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.
2. "Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения", которая разрабатывается образовательным учреждением и включает в себя:

  • требования к результатам подготовки выпускников;
  • учебный план;
  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания;
  • методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

3. "Дополнительная образовательная программа", направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включающая рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) системы дополнительного образования.

Такое нормативное определение "Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения" решает проблему различения программ:

1. Образовательная программа отражает только особенности функционирования образовательного учреждения (специфику образовательного процесса – конечно же, не в отрыве от миссии и приоритетных целей развития учреждения).

2. Программа развития образовательной организации является стратегическим планом образовательного учреждения (стратегия развития учреждения и программа ее реализации)

Разработка образовательной программы детского сада может быть одной из задач или мероприятий программы развития дошкольного образовательного учреждения. В данном случае необходимо руководствоваться Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.11.2009 № 655



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль