Требования к оборудованию групповых помещений детского сада

8073

В состав групповых ячеек входятраздевальная (или приемная для детей ясельного возраста), групповая,спальня, буфетная и туалетная. Вся мебель, устанавливаемая в этихпомещениях, должна соответствовать росту и возрасту детей, выбираться сучетом гигиенических и педагогических требований. Рассмотрим болееподробно оборудование групповой, раздевальной, туалетной и спальни дляразличных возрастных групп воспитанников детского сада.

1. Групповая комната для детей первого года жизнидолжна быть просторной, светлой, легко проветриваемой. Оборудование иигрушки подбираются из материалов, поддающихся частой влажной санитарнойобработке, мебель – без острых углов. Рекомендуется приобрести стеллажии шкафы для хранения игровых материалов, а также столы-стеллажи дляразмещения конструкторов. Столы для детей должны быть двухместными, адетские стулья-кресла и столы-стулья (для кормления) подобраны с учетомантропометрических показателей. Также желательно оборудовать в групповоймягкий уголок, состоящий из детской мягкой мебели (кресла и диванчик).

В светлой части помещенияустанавливают групповой манеж размером 6,0 ´ 5,0 м. Высота огражденияманежа должна составлять не менее 0,4 м. Длинная сторона манежа ставитсяпараллельно окнам, на расстоянии не менее 1 м. Длятого чтобы дети могли свободно ползать, на полу выделяют место,ограниченное барьером. В этом месте размещаются горки с лесенкой высотойне более 0,8 м и длиной ската 0,9 м, а также мостики длиной 1,5 м ишириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.

Для детей 2-го года жизнив группе следует разместить крупные образные игрушки, которые можнорассматривать, брать и носить с собой. Желательно оснастить группубольшими машинами, тележками, каталками, выделить уголок для хранениякрупного и мелкого строительного материала.

Оборудование старшей и подготовительной группдолжно активизировать самостоятельную творческую и исследовательскуюдеятельность дошкольников. Следует предусмотреть достаточно свободногопространства для активных игр и движений детей. Приветствуетсяиспользование различных спортивно-игровых комплексов. Зонированиепространства позволяет организовать деятельность детей в небольшихподгруппах (3–6 чел.). В различных зонах должны быть представленыматериалы, игры и пособия, рассчитанные на разный уровень развитиядетей.

2. В приемной (раздевальной) для детей раннего возраста предусматриваются две зоны: зона грудного вскармливания и собственно раздевальная.

Зона грудного вскармливанияпредназначена для матерей, осуществляющих кормление грудью. В ней, какправило, размещаются пеленальные столы (2–3), стулья для взрослых, шкафдля одежды матерей, умывальная раковина для взрослых, специальныеподставки для ног. Учитывая назначение помещения, необходимо строгособлюдать санитарные требования. Если нет возможности разместить даннуюзону в отдельном помещении, следует отгородить ее от раздевальной.

Непосредственно раздевальнаяоборудуется шкафами для одежды и принадлежностей детей (по числувоспитанников группы), лавками-скамейками, сушильным шкафом дляпросушивания верхней одежды, стеллажом для хранения игрушек,используемых на прогулке, и т. п.

Для детей 2-го года жизни и старшерекомендуется маркировать одежные шкафы картинками, близкими посодержанию опыту воспитанников. Желательно использовать секционные шкафыс индивиду­альными ячейками-полками для головных уборов и крючками дляверхней одежды. Шкафы располагают таким образом, чтобы обеспечить легкийдоступ детей к ним и надежно закрепляют (привинчивают к стенам).Удачным решением является использование лавок (банкеток), так как онивмещают большее число детей и более устойчивы по сравнению со стульями.

В средних и старших группах детского садаследует приучать детей пользоваться сушильным шкафом (отдаватьпромокшие вещи воспитателю), а также располагать используемые напрогулке игрушки на специальном стеллаже. Для хранения мелкого материалаи спортивного инвентаря для прогулок можно применять специальные мешкиразного цвета (или промаркированные предметными изображениями).

Развитию аккуратности у детейсреднего и старшего дошкольного возраста способствует небьющеесязеркало, которое разрешается разместить в раздевальной, а также наборноеполотно для хранения индивидуальных расчесок (если это предусмотренообразовательной программой). Ячейки полотна маркируются картинками,близкими опыту детей. Длясоздания благоприятной обстановки в раздевальных помещениях размещаютвыставки детских работ, стеллажи с информацией о группе.

3. Оборудование туалетной комнатыподбирается исходя из возрастных возможностей детей. В ней выделяют двезоны: умывальную и зону санузлов. Основная цель оснащения данных зон –обеспечение оптимального ухода за детьми. Все стационарное оборудованиепомещения должно быть надежно закреплено.

Набор оборудования и материаловдля детей раннего возраста включает: умывальник взрослый, ваннудетскую, полотенцесушитель (шкаф-стенд с промаркированными ячейками дляполотенец и других туалетных принадлежностей детей), шкаф для горшков (спромаркированными ячейками); слив-видуар для горшков и некоторыедополнительные предметы.

Для детей 2-го года жизнипомещение оборудуется детскими раковинами с высотой установкиумывальников от пола до борта 0,3–0,4 м, душевым поддоном и детскимунитазом, которым дети постепенно учатся пользоваться. Однако применениегоршков остается актуальным, поэтому в туалетной комнате даннойвозрастной группы также используются видуар и шкаф для хранения горшков.

В средних и старших группах детского садатуалетная комната оборудуется детскими унитазами в закрывающихсякабинах без запоров с перегородками-экранами (по возможности отдельнодля мальчиков и девочек), умывальниками (4 шт.) и душевым поддоном.Размер кабины для детского унитаза составляет 1,0 ´ 0,75 м, высотаограждения кабин – 1,2 м (от пола). Ограждения не доходят до уровня полана 0,15 м. Используетсятакже дополнительное оборудование: полотенцесушитель, шкафы для храненияматериалов (с закрывающимися на замок дверями), небьющееся зеркало.

Для развитиякультурно-гигиенических навыков применяются предметные пооперационныекарточки-подсказки (последовательность правильного мытья рук и т. п.),которые на время располагаются перед кранами. Индивидуальныепринадлежности должны храниться в специально отведенных местах(например, расчески – в наборном полотне, полотенца – в маленькомшкафчике с промаркированными ячейками), которые регулярно обрабатываютсямоющими средствами.

4. Спальни оборудуютстационарными кроватями по количеству воспитанников. Для детей до 3 летдлина кровати составляет 120 см, ширина – 60 см, высота ограждения отпола – 95 см. Кровать должна иметь ложе с переменной высотой от пола –на уровне 30 и 50 см. Следует предусмотреть возможность уменьшениявысоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.

Для детей 3–7 лет длина кроватисоставляет 140 см, ширина – 60 см и высота – 30 см. Во избежаниетравматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.

В детских садах, выстроенных постарым типовым проектам, при отсутствии помещения для спалендопускается организовывать дневной сон в групповых на раскладныхкроватях с жестким ложем. Кроватирасставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длиннымисторонами – 0,65 м, от наружных стен – 0,6 м, от отопительных приборов –0,2 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3 м. Использование встроенной мебели допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Для хранения детских спальныхпринадлежностей и вещей (пижам и т. п.) предусматривается использованиевешалки для одежды и детских стульев.

В некоторых детских садах вспальных помещениях организуются зоны “Книжного уголка”, “Головоломок” ит. п. В таких случаях требуется оборудовать пространство необходимоймебелью – столом, стеллажами, стульями, индивидуальными ковриками илиподушками, предусмотреть специальное местное освещение. Кроме того, вспециальной зоне спальни могут проводиться закаливающие процедуры. Припринятии соответствующего решения следует руководствоваться санитарнымитребованиями, образовательной программой, возможностями помещениягруппы.

Официальный источник
Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03”, утв. Главнымгосударственным санитарным врачом РФ 25.03.2003. Подп. 2.2.9, 2.2.17,2.4.1–2.4.6, 2.4.13–2.4.16



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль