Требования к оборудованию групповых помещений детского сада

8084

В состав групповых ячеек входятраздевальная (или приемная для детей ясельного возраста), групповая,спальня, буфетная и туалетная. Вся мебель, устанавливаемая в этихпомещениях, должна соответствовать росту и возрасту детей, выбираться сучетом гигиенических и педагогических требований. Рассмотрим болееподробно оборудование групповой, раздевальной, туалетной и спальни дляразличных возрастных групп воспитанников детского сада.

1. Групповая комната для детей первого года жизнидолжна быть просторной, светлой, легко проветриваемой. Оборудование иигрушки подбираются из материалов, поддающихся частой влажной санитарнойобработке, мебель – без острых углов. Рекомендуется приобрести стеллажии шкафы для хранения игровых материалов, а также столы-стеллажи дляразмещения конструкторов. Столы для детей должны быть двухместными, адетские стулья-кресла и столы-стулья (для кормления) подобраны с учетомантропометрических показателей. Также желательно оборудовать в групповоймягкий уголок, состоящий из детской мягкой мебели (кресла и диванчик).

В светлой части помещенияустанавливают групповой манеж размером 6,0 ´ 5,0 м. Высота огражденияманежа должна составлять не менее 0,4 м. Длинная сторона манежа ставитсяпараллельно окнам, на расстоянии не менее 1 м. Длятого чтобы дети могли свободно ползать, на полу выделяют место,ограниченное барьером. В этом месте размещаются горки с лесенкой высотойне более 0,8 м и длиной ската 0,9 м, а также мостики длиной 1,5 м ишириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.

Для детей 2-го года жизнив группе следует разместить крупные образные игрушки, которые можнорассматривать, брать и носить с собой. Желательно оснастить группубольшими машинами, тележками, каталками, выделить уголок для хранениякрупного и мелкого строительного материала.

Оборудование старшей и подготовительной группдолжно активизировать самостоятельную творческую и исследовательскуюдеятельность дошкольников. Следует предусмотреть достаточно свободногопространства для активных игр и движений детей. Приветствуетсяиспользование различных спортивно-игровых комплексов. Зонированиепространства позволяет организовать деятельность детей в небольшихподгруппах (3–6 чел.). В различных зонах должны быть представленыматериалы, игры и пособия, рассчитанные на разный уровень развитиядетей.

2. В приемной (раздевальной) для детей раннего возраста предусматриваются две зоны: зона грудного вскармливания и собственно раздевальная.

Зона грудного вскармливанияпредназначена для матерей, осуществляющих кормление грудью. В ней, какправило, размещаются пеленальные столы (2–3), стулья для взрослых, шкафдля одежды матерей, умывальная раковина для взрослых, специальныеподставки для ног. Учитывая назначение помещения, необходимо строгособлюдать санитарные требования. Если нет возможности разместить даннуюзону в отдельном помещении, следует отгородить ее от раздевальной.

Непосредственно раздевальнаяоборудуется шкафами для одежды и принадлежностей детей (по числувоспитанников группы), лавками-скамейками, сушильным шкафом дляпросушивания верхней одежды, стеллажом для хранения игрушек,используемых на прогулке, и т. п.

Для детей 2-го года жизни и старшерекомендуется маркировать одежные шкафы картинками, близкими посодержанию опыту воспитанников. Желательно использовать секционные шкафыс индивиду­альными ячейками-полками для головных уборов и крючками дляверхней одежды. Шкафы располагают таким образом, чтобы обеспечить легкийдоступ детей к ним и надежно закрепляют (привинчивают к стенам).Удачным решением является использование лавок (банкеток), так как онивмещают большее число детей и более устойчивы по сравнению со стульями.

В средних и старших группах детского садаследует приучать детей пользоваться сушильным шкафом (отдаватьпромокшие вещи воспитателю), а также располагать используемые напрогулке игрушки на специальном стеллаже. Для хранения мелкого материалаи спортивного инвентаря для прогулок можно применять специальные мешкиразного цвета (или промаркированные предметными изображениями).

Развитию аккуратности у детейсреднего и старшего дошкольного возраста способствует небьющеесязеркало, которое разрешается разместить в раздевальной, а также наборноеполотно для хранения индивидуальных расчесок (если это предусмотренообразовательной программой). Ячейки полотна маркируются картинками,близкими опыту детей. Длясоздания благоприятной обстановки в раздевальных помещениях размещаютвыставки детских работ, стеллажи с информацией о группе.

3. Оборудование туалетной комнатыподбирается исходя из возрастных возможностей детей. В ней выделяют двезоны: умывальную и зону санузлов. Основная цель оснащения данных зон –обеспечение оптимального ухода за детьми. Все стационарное оборудованиепомещения должно быть надежно закреплено.

Набор оборудования и материаловдля детей раннего возраста включает: умывальник взрослый, ваннудетскую, полотенцесушитель (шкаф-стенд с промаркированными ячейками дляполотенец и других туалетных принадлежностей детей), шкаф для горшков (спромаркированными ячейками); слив-видуар для горшков и некоторыедополнительные предметы.

Для детей 2-го года жизнипомещение оборудуется детскими раковинами с высотой установкиумывальников от пола до борта 0,3–0,4 м, душевым поддоном и детскимунитазом, которым дети постепенно учатся пользоваться. Однако применениегоршков остается актуальным, поэтому в туалетной комнате даннойвозрастной группы также используются видуар и шкаф для хранения горшков.

В средних и старших группах детского садатуалетная комната оборудуется детскими унитазами в закрывающихсякабинах без запоров с перегородками-экранами (по возможности отдельнодля мальчиков и девочек), умывальниками (4 шт.) и душевым поддоном.Размер кабины для детского унитаза составляет 1,0 ´ 0,75 м, высотаограждения кабин – 1,2 м (от пола). Ограждения не доходят до уровня полана 0,15 м. Используетсятакже дополнительное оборудование: полотенцесушитель, шкафы для храненияматериалов (с закрывающимися на замок дверями), небьющееся зеркало.

Для развитиякультурно-гигиенических навыков применяются предметные пооперационныекарточки-подсказки (последовательность правильного мытья рук и т. п.),которые на время располагаются перед кранами. Индивидуальныепринадлежности должны храниться в специально отведенных местах(например, расчески – в наборном полотне, полотенца – в маленькомшкафчике с промаркированными ячейками), которые регулярно обрабатываютсямоющими средствами.

4. Спальни оборудуютстационарными кроватями по количеству воспитанников. Для детей до 3 летдлина кровати составляет 120 см, ширина – 60 см, высота ограждения отпола – 95 см. Кровать должна иметь ложе с переменной высотой от пола –на уровне 30 и 50 см. Следует предусмотреть возможность уменьшениявысоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.

Для детей 3–7 лет длина кроватисоставляет 140 см, ширина – 60 см и высота – 30 см. Во избежаниетравматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.

В детских садах, выстроенных постарым типовым проектам, при отсутствии помещения для спалендопускается организовывать дневной сон в групповых на раскладныхкроватях с жестким ложем. Кроватирасставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длиннымисторонами – 0,65 м, от наружных стен – 0,6 м, от отопительных приборов –0,2 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3 м. Использование встроенной мебели допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Для хранения детских спальныхпринадлежностей и вещей (пижам и т. п.) предусматривается использованиевешалки для одежды и детских стульев.

В некоторых детских садах вспальных помещениях организуются зоны “Книжного уголка”, “Головоломок” ит. п. В таких случаях требуется оборудовать пространство необходимоймебелью – столом, стеллажами, стульями, индивидуальными ковриками илиподушками, предусмотреть специальное местное освещение. Кроме того, вспециальной зоне спальни могут проводиться закаливающие процедуры. Припринятии соответствующего решения следует руководствоваться санитарнымитребованиями, образовательной программой, возможностями помещениягруппы.

Официальный источник
Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы “Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03”, утв. Главнымгосударственным санитарным врачом РФ 25.03.2003. Подп. 2.2.9, 2.2.17,2.4.1–2.4.6, 2.4.13–2.4.16



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль