Формирование учебного плана для специальных коррекционных классов начального общего образования

6138
Губанова Елена Владимировна
профессор, и.о. заведующего кафедрой менеджмента и управления проектами МИОО
Саратовский ордена Почёта государственный педагогический институт им. К.А. Федина. Получен диплом с отличием о высшем образовании. Профессор кафедры экономики образования.

В пункте 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") говорится: "В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования".

Однако на настоящий момент данное положение закона не реализовано - нет отдельных образовательных стандартов или специальных требований для детей с задержкой психического развития.

Поэтому, следуя логике имеющихся документов по данному вопросу, формирование учебного плана для данной категории детей в настоящее время должно осуществляться в следующем порядке:

  • в 1-3-х классах (4-х классах - по мере готовности) - в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • 4-х классах - в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее - базисный учебный план 2004 г.), поскольку на уровне начального общего образования продолжает действовать федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

За основу при разработке школьного учебного плана начального общего образования для специальных (коррекционных) общеобразовательных классов начального общего образования, как и для спортивных классов в общеобразовательной школе, для детей с задержкой психического развития 1-3-х классов необходимо брать базисный (примерный) учебный план, предложенный примерной основной образовательной программой начального общего образования*,  для 4-х классов - базисный учебный план 2004 г.**
[* См.: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010. – Примеч. авт.
** Логика конструирования учебного плана освещена в статье Губановой Е.В., Логвиновой И.М.Конструирование учебного плана ОУ в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 5–18. – Примеч. авт.]

Однако важно помнить, что базисный учебный план, предложенный в примерной основной образовательной программе начального общего образования, имеет рекомендательный характер, о чем говорится и в письме Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 "О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования":  "Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана, осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения".

При этом необходимо учитывать особенности данной категории обучающихся и коррекционную составляющую организации образовательного процесса. 

Обратим внимание, что обучение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (классе) регулируется следующими документами* [* Составлено в соответствии с рекомендациями Н.В. Бабкиной – канд. психол. наук, доц. ФГНУ "Институт коррекционной педагогики" РАО. Подробнее с рекомендациями можно ознакомиться на странице сайта "Российский общеобразовательный портал": www.school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no=97325. –
Примеч. авт.].

Документы, на которые необходимо ориентироваться при составлении учебного плана:

  • письмом Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей";
  • письмом Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";
  • приказом Минобразования России от 08.09.1992 № 333 "Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях" (на основе данного документа составляется положение о специальном (коррекционном) классе в общеобразовательной организации с учетом действующего законодательства);
  • концепцией коррекционно-развивающего обучения, разработанной ФГНУ "Институт коррекционной педагогики" РАО.

Основываясь на рекомендациях Н.В. Бабкиной, собственном опыте работы, можно констатировать, что учебный план в зависимости от класса обучения должен быть составлен при максимальной ориентации на следующие документы:

  • ФГОС, в т. ч. программу коррекционной работы (см. п. 19.8);
  • базисный учебный план 2004 г.;
  • учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утв. приказом Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
  • санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».

При формировании учебного плана начального общего образования независимо от класса обучения необходимо:

  • максимально сохранять набор учебных предметов в обязательной части учебного плана (в рамках ФГОС) и инвариантной/федеральной (в рамках базисного учебного плана 2004 г.);
  • включать индивидуально-групповые коррекционные занятия;
  • учитывать, что все обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер, а индивидуально-групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно-развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных учащихся.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль