Образовательная программа ДОУ. Алгоритм разработки

34697

Разработка образовательной программы ДОУ

Определяя содержание образовательной программы ДОУ, дошкольное учреждение в соответствии с Типовым положением, решает следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Во всех комплексных и парциальных программах предусматриваются следующие формы организации детей в период пребывания в дошкольном учреждении:

  • занятия как специально организованную форму обучения;
  • нерегламентированные виды деятельности воспитанников;
  • организация свободного времени в течение дня.

Образовательная программа ДОУ разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 – в учреждении создается Рабочая группа, которая раз­рабатывает образовательную программу ДОУ. В Рабочую группу входят представители от администрации и педагогического коллектива ­(5–7 человек).

Шаг 2 – состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего.

Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ (приложение 1), которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – Рабочая группа работает по плану, утвержденному заведующим, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица (приложение 2).

Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц; решения оформляются в виде Протокола, составленного секретарем и подписанного председателем Рабочей группы (приложение 3).

Шаг 6 – проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете.

Шаг 7 – окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.

Приступая к разработке образовательной программы ДОУ, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

  • оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);
  • сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);
  • анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным (комплексным, парциальным) программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);
  • уровень методической работы в учреждении (научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы (творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.);
  • сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);
  • диагностика образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков детей по четырем сферам развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное);
  • информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);
  • состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);
  • характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по четырем сферам развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

наверх

Структура образовательной программы ДОУ

  • Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года;
  • цели и задачи по четырем сферам развития ребенка;
  • учебный план;
  • режим дня;
  • программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • модель выпускника;
  • управление реализацией образовательной прог­раммы;
  • план реализации образовательной программы на 5 лет;
  • мониторинг результатов реализации образовательной программы;
  • приложение.

Учебный план составляется в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ. Для каждой комплексной программы подготавливается отдельный учебный план. Если в дошкольном учреждении помимо базисного плана осуществляются дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.

На основе учебного плана опреде­ляется также программно-методическое обеспечение образовательного процесса (приложение 4). По каждой комплекс­ной программе составляется отдельная таб­лица.

Режим дня устанавливается в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ по каждой возрастной группе с учетом 12­часового пребывания детей в дошкольном учреждении.

Модель выпускника – предполагаемый результат реализации образовательной программы – включает в себя четыре блока, т. к. всестороннее развитие ребенка осуществляется по четырем направлениям (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) и строится на основе поставленных задач.

В блок управления образовательной программой входят схема руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределение обязанностей по руководству и управлению между членами администрации учреждения. Персональные цик­лограммы деятельности администрации уместно включить в приложение образовательной программы.

План реализации образовательной программы разрабатывается на 5 лет, в котором предусматриваются:

  • нормативно-правовое обеспечение (изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы образования и труда; разработка локальных актов);
  • кадровое обеспечение, повышение квалификации педагогов;
  • программно-методическое обеспечение при необходимости механизма внедрения новой образовательной программы или перехода на другую образовательную программу (изучение педагогической литературы, приобретение образовательных программ, методической литературы);
  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса (организация работы советов, групп, школы, комиссии, клуба и др.);
  • построение образовательного процесса (воспитательно-образовательная работа с детьми по четырем направлениям, предоставление дополнительных образовательных услуг с учетом социального заказа);
  • создание организационно-педагогических условий (предметно-развивающая среда, оборудование помещений и др.);
  • работа с родителями (педагогическое образование родителей, сотрудничество с родительским комитетом, семьями);
  • взаимодействие с социальными институтами (учреждениями образования, здравоохранения, культуры, заинтересованными организациями).

Далее составляется мониторинг результатов реализации образовательной программы ДОУ. Описывается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной деятельности учреждения; указываются методики, с помощью которых осуществляется диагностическое обследо­вание.

В приложение входят таблицы, модели, циклограммы, схемы и т. д.

Таким образом, правильный, обоснованный выбор и коррекция образовательных программ дошкольного образования, логично и содержательно разработанная "Образовательная программа ДОУ" будут способствовать эффективной реализации образовательного процесса.

наверх

Положение
о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ 

Приложение 1

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы (далее – Рабочая группа) муниципального дошкольного образовательного учреждения (наименование детского сада указывается в соответствии с уставом) (далее – Учреждение).

1.2. Положение разработано в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, ст. 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

1.3. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.4. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены Рабочей группы из числа педагогических работников Учреждения в количестве 5–7 человек.

1.5. Деятельность Рабочей группы направлена на разработку образовательной программы Учреждения.

1.6. Срок действия данного Положения – 1 год.

2. Задачи Рабочей группы

Главными задачами группы являются:

2.1. Разработка образовательной программы Учреждения на 2010–2014 гг. на основе федеральных государственных требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей и внедрение ее в работу педагогического коллектива.

2.2. Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию образовательной программы Учреждения.

2.3. Обеспечение полноценного физического и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

2.4. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.

3. Функции Рабочей группы

Функциями Рабочей группы являются:

3.1. Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих вопросы дошкольного образования.

3.2. Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности Учреждения за последние три года.

3.3. Определение целей и задач образовательной программы Учреждения на 2010–2014 гг.

3.4. Выбор содержания и составление учебных (базисного и дополнительного) планов, направлений педагогической деятельности, образовательного процесса в соответствии с требованиями к общеобразовательной программе дошкольного образования и приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

3.5. Выработка управленческих направлений реализации образовательной программы Учреждения.

4. Права Рабочей группы

Рабочая группа имеет право:

4.1. Осуществлять работу по плану, утвержденному руководителем Учреждения, вносить в него необходимые дополнения и коррективы.

4.2. Требовать от работников Учреждения необходимую информацию для осуществления глубокого анализа образовательного процесса.

4.3. В отдельных случаях при необходимости приглашать на заседание Рабочей группы представителей общественных организаций, образовательных и медицинских учреждений.

5. Ответственность Рабочей группы

Рабочая группа несет ответственность за:

5.1. Выполнение плана работы по разработке образовательной программы Учреждения в обозначенные сроки.

5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.

5.3. Разработку в полном объеме общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей.

5.4. Соответствие определенных форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.

5.5. Соответствие образовательной программы Учреждения требованиям федеральных государственных требований.

6. Организация деятельности Рабочей группы

6.1. Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

6.2. Деятельность Рабочей группы осуществляется по плану, утвержденному руководителем Учреждения, с указанием соответствующих мероприятий.

6.3. Рабочая группа избирается из администрации Учреждения и высококвалифицированных педагогов, прошедших курсовую подготовку по общеобразовательной программе дошкольного образования с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей, сроком на 1 год.

6.4. Результаты работы Рабочей группы доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете.

7. Делопроизводство

7.1. Оперативные совещания Рабочей группы оформляются протоколом. Протоколы составляются секретарем и подписываются председателем Рабочей группы.

7.2. Нумерация протоколов ведется от начала календарного года.

7.3. Анализ работы Рабочей группы за истекший период представляется в письменном отчете председателем Рабочей группы.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем Учреждения.

 

наверх

План деятельности
Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ

Приложение 2

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Определение целей и задач, направлений образовательной деятельности на 2010–2014 гг.

Февраль 2009 г.

Заведующий

Составление плана проблемно-ориентиро­ванного анализа за 2007–2009 гг.

Март – июнь 2009 г.

Заведующий, старший воспитатель

Разработка физкультурно-оздоровительного направления на 2010–2014 гг.

Март 2009 г.

Инструктор по физкультуре, старшая медицинская сестра

Разработка познавательно-речевого направления на 2010–2014 гг.

Апрель 2009 г.

Воспитатели

Разработка социально-личностного направления на 2010–2014 гг.

Апрель 2009 г.

Воспитатели

Разработка художественно-эстетического направления на 2010–2014 гг.

Май 2009 г.

Музыкальный руководитель, воспитатель

Составление базисного и дополнительного учебного плана

Май 2009 г.

Старший воспитатель

Моделирование образовательного процесса

Июнь 2009 г.

Заведующий, старший воспитатель

Разработка управленческого блока

Июнь 2009 г.

Заведующий

Обсуждение и корректировка проекта образовательной программы ДОУ

Июль 2009 г.

Заведующий, старший воспитатель

Представление и обсуждение проекта образовательной программы ДОУ на педагогическом совете

Сентябрь 2009 г.

Заведующий

наверх

Протокол
оперативного совещания Рабочей группы по разработке
образовательной программы ДОУ

 

 

Приложение 3

"___" ____________ 20 ___ г.                                                                                                        № ___

 

Председатель:       __________

Секретарь:          ____________

ПРИСУТСТВОВАЛИ: старший воспитатель (Ф.И.О.), инструктор по физической культуре (Ф.И.О.), музыкальный руководитель (Ф.И.О.), воспитатели (Ф.И.О.).

Повестка дня:

1. Составление плана проблемно-ориентированного анализа деятельности учреждения за 2007–2009 гг.

2. Организационные вопросы.

СЛУШАЛИ:

  • итоги анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников;
  • обсуждение проекта социального паспорта учреждения;
  • анализ и обсуждение программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • проект задач по художественно-эстетическому развитию детей на 2010–2014 гг.;
  • организационные вопросы.

РЕШИЛИ:

1. Дополнить социальный паспорт сведениями о возрастном цензе родителей (законных представителей) воспитанников. Ответственный: ____________________ (Ф.И.О. назначенного); срок – "___" _________ 20___.

2. Осуществить подбор к комплексным программам парциальных программ, методических пособий с учетом рекомендаций авторов комплексных программ, возрастных особенностей детей. Ответственный – старший воспитатель; срок – "___" _________ 20___.

3. Осуществить подбор психолого-педагогической литературы, методических материалов для разработки перспективного планирования по четырем направлениям развития ребенка. Ответственные – инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели; срок – "___" _________ 20___.

4. Принять окончательный вариант задач по художественно-эстетическому развитию детей на 2010–2014 гг.

 

наверх

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Приложение 4

Группа (возраст детей)

Комплексная программа

Парциальные программы

Методические пособия

Перспективное планирование

Раннего возраста (1–2 года)

 

 

 

 

Первая младшая (2–3 года)

 

 

 

 

Вторая младшая (3–4 года)

 

 

 

 

Средняя (4–5 лет)

 

 

 

 

Старшая (5–6 лет)

 

 

 

 

Подготовительная (6–7 лет)

 

 

 

 

Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук, заведующий МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 90 "Золотой ключик"» г. Вологды

наверх

Дополнительно:
Как выбрать образовательную программу ДОУ

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".
Вы можете оформить подписку на журнал



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль