Конспект занятия "Перелетные птицы"

6684
Конспект занятия


Автор: Абакумова Ирина Валерьевна,  учитель - логопед МБДОУ №234 (Челябинская область)

Цель: Закрепление представлений о весне и её приметах.Программное содержание:
1.Образовательная задача:
Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна. Перелетные птицы».
Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов.
Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу летать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.
Обучать детей составлять рассказ по схеме – плану. Совершенствовать синтаксический строй речи (составлять сложные предложения).
Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
Обогащать речь синонимами.
Обогащать лексику притяжательными прилагательными.

2.Развивающая задача: развитие зрительного внимания, мышления, фонематических процессов.

3. Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность.

Словарная работа:
Обогащение: расторопные, прыткие, юркие.Активизация:
Предметный словарь: грач, грачонок, грачата, грачевник, грачиха, ласточка, иволга, кукушка, аист, цапля, журавль;
Глагольный словарь: прилетают, хозяйничают, строят, устраивают, кричат, расхаживают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются, проносятся, кружат;
Словарь признаков: проворные, шустрые, резвые, юркие, увертливые, синевато- черные, умные, дружные, крикливые, полезные, перелетные, общительные.Оборудование:
Демонстрационный материал.
Предметные картинки: грач, сорока, ворона, воробей, голубь.
Сюжетные картинки: весенние изменения в природе.
Картинки – схемы, конверт с птичьими следами, картинка – подсказка с родственными словами.
Раздаточный материал.
Таблица с названиями перелетных птиц;
Картинки с гнездами птиц (для деления слов на слоги);
Карточки со словами глаголами для закрепления приставочных глаголов.Ход занятия.

1. Орг.мом. Ребята, разгадайте ребус. О каком времени года идет речь в ребусе?

2. Введение в тему. -Правильно, о весне. И утро, у нас, сегодня какое? (весеннее)
-И занятие, у нас, сегодня какое? (весеннее)
-Давайте выпрямим спины. Расправим плечи, сделаем глубокий
вдох – вдохнем свежесть этого весеннего утра, а потом сделаем
выдох – выдохнем все неприятности и огорчения.
- Ребята, у нас сегодня в гостях солнышко, но вот беда! У солнышка пропали лучики. Это проделки старухи Зимы.
Поможем солнцу засиять, а весне прийти к нам на занятие?(Да)
Ваша задача, чтобы к концу занятия появилось как можно больше лучей у солнца. Поможем Весне прийти к нам в гости и порадуем ее своими знаниями и умениями. За каждое правильно выполненное задание лучик.

3.Актуализация знаний. - А теперь вспомним названия весенних месяцев.
- Прочитайте название месяца и поставьте карточку под соответствующую картинку.
-Какой месяц идет за мартом? Перед мартом?
-Схему быстро прочитайте, что за месяц, отгадайте?
Звуко-буквенный анализ слова. (март)
-Сколько слогов? Почему?
-Назовите все звуки по порядку. Дайте характеристику каждому звуку.
(Появляется первый лучик)
- Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Садитесь на свои места.

4. Составление рассказа по схеме – плану. ( Подставляются картинки – схемы)
-Широкими шагами идет весна по земле.
- Ребята, давайте подарим Весне рассказ о весенних изменениях в природе.
- Наступила весна.
-Подул теплый ветер. (Как сказать иначе?) ветерок
-Дни становятся длиннее.
-Весеннее солнце светит и греет. (Ласковое, теплое, яркое)
-Небо голубое, высокое, ясное.
-На крышах домов висят длинные ребристые сосульки. Они весело поют весеннюю песенку: "Кап – кап!"
-Снег потемнел, набух и стал таять. Появились черные проталины. (Иначе - почернел; снег: сырой, мокрый, темный)
- Бегут весенние ручьи. (ручейки - звонкие, веселые; Шумят, журчат, звенят).
-Птицы радуются теплу.
-Весело тенькают синички.
- Звонкоголосые воробьи галдят, радуются, чирикают.
-В конце марта прилетают грачи - вестники весны. Если грач на горе, то весна во дворе. (Появляется второй лучик)
-Молодцы! Хороший рассказ составили.

5. Дид. игра:"Чей след?" (Упражнение в образовании притяжательных прилагательных. (Вынимаем из конверта картинки с изображением птиц и выставляем их на панно)
- Ребята, я шла, шла и конверт нашла.
Посмотрите, вот письмо,
Очень странное оно.
Вместо марок - три сосульки,
На конверте есть следы?
- Кто же мог их оставить? (птицы)
- Чьи же следы? (птичьи)
- Узнаем, какие же птицы оставили следы? Это кто? Чьи следы?
Грач – грачиные следы.
Сорока - сорочьи следы.
Ворона – вороньи следы.
Воробей – воробьиные следы.
Голубь – голубиные следы.

6. Дид. Игры "4-ый лишний", "Что изменилось"
- Какая птица лишняя и почему? (Грач – перелетная птица)
- Запомнили птиц, "сфотографировали". Закрыли глазки. Открыли? Что изменилось?
Появляется 3-ий лучик.
- Молодцы вы хорошо справились с заданием.

7.Физкультурная минутка
Грач качался в гамаке (наклоны)
Гуси в волнах на реке (наклоны вперед, назад)
Мимо ласточки летели (помахать руками)
И на веточку присели (приседания)
Веточка качается (покачать руками)
Неплохо получается.

8. Деление слов на слоги. Игра на внимание.
-Самое главное весеннее чудо- это прилет птиц. Откуда прилетают весной птицы?
- Почему птицы вернулись?
- Назовите перелетных птиц.
- Если услышали название перелетной птицы, то размахиваем крыльями; если нет, то стоим.
-Рассмотрите птичьи гнезда. Кто догадался, что обозначают схемы?
-Возьмите по одной картинке с птицей, разделите слово на слоги и расселите птиц в соответствующие гнезда. (Появляется 4-ый лучик).
- Молодцы, справились с заданием.

9.Слого-звуковой анализ слов (индивидуальная работа с раздаточным материалом)
-Угадайте, о какой птице идет речь?
Первый звук [Г], последний [ч].
Сделаем звуковой анализ слова.

10. Подбор родственных слов
- Подберите родственные слова к слову грач. (Грачата, грачиха, грачиные, грачевник)
(Появляется 5-ый лучик)
-За правильный ответ у солнышка появляется лучик.
11.Подбор слов признаков.
-Подберите слова признаки к слову грачи.
(Синевато-чёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, общительные, крикливые, полезные, перелетные).

Дид. игра "Скажи иначе"
-Проворные. Как сказать иначе? Подберите слова близкие по смыслу.
Проворные – ловкие, шустрые, резвые, прыткие, юркие, расторопные.

12. Подбор слов- действий.
Грачи что делают? (Хозяйничают, строят, устраивают, кричат, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)

Дид. игра "Скажи иначе".
Летают - кружат, проносятся, порхают, вьются. (Появляется 6-ой лучик) -Хорошо подбираете слова признаки и слова действия.

13. Дифференциация глаголов по смыслу, имеющих разные приставки. (Индивидуальная работа по карточкам)
К слову летел приставили часть слова –при-, об-, пере-, от-, под-, с-, у-, за- ;
- Со словом летал, образуем новые слова.
Грач с юга … (ПРИлетел)
Грачевник …(ОБлетел)
Грач через гнездо … (ПЕРЕлетел)
Грач от гнезда ….. (ОТлетел)
Грач к гнезду … (ПОДлетел)
Грач с дерева … (Слетел)
Грач из гнезда… (Улетел)
Грач в гнездо … (Залетел)
(Появляется 7-ой лучик).
Хорошо справились с заданием.

13. "Найди и прочитай"
-Зима проверяет. Найдите, прочитайте и закрасьте названия перелетных птиц.
 

ч й с з я б л и к х
и ц к р г у е в у э
ж а в о р о н о к ц
у п о ы а ш б л у м
р л р б ч а и у ш е
а я е п е н о ч к а
в о ц и в о л г а э
л е б е д ь ф ж п й
ь л а с т о ч к а л

-Прочитаем названия перелетных птиц.
(Появляется 8-ой лучик)

14.Итог.- Посмотрите, какое лучистое солнышко.
Мы порадовали Весну своими знаниями и умениями, и к нам придет настоящая Весна.
(Появляется иллюстрации сказочной Весны).

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект занятия Перелетные птицы

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль