Распространение опыта лучших школ и учителей

6524

Основными источниками развития системы образования являются достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки. Однако любой практик подтвердит, что только теоретических знаний недостаточно и требуется информированность об интересном педагогическом опыте. 

Какой же передовой педагогический опыт лучших школ и учителей – победителей приоритетного национального проекта “Образование” (далее – ПНПО) мы имеем на сегодняшний день?
Развитие образовательной системы представляет собой одно из приоритетных направлений и обязывает к тому, что образовательная деятельность и качество инновационных процессов должны находиться на высоком уровне. 

Между тем согласно опросу руководителей школ, проведенному Академией повышения квалификации работников образования (далее –  АПКРО), во многих образовательных учреждениях этот уровень оценивается как средний и даже ниже среднего.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо посмотреть, что вообще наработано в системе образования за последние десять лет. 

По мнению опрошенных руководителей 600 школ и 3000 учителей – победителей 2006 г., основными направлениями их инновационной деятельности являются педагогические технологии. И если в первой половине 90-х гг. у нас более всего менялось содержание образования, то теперь мы вышли на уровень изменения технологий. При этом наиболее интересны изменения в области ИКТ, далее – использование проектно-исследовательских методов работы, введение здоровьесберегающих программ, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью, профильное обучение и, наконец, активные методы обучения. 

Остановимся на основных направлениях управленческого опыта. 

Когда-то у нас его просто не было. На сегодняшний день опыт уже наработан и касается в первую очередь системы мониторинга качества образования и здоровья школьника. Помимо этого есть очень много наработок в плане демократизации системы внутришкольного управления. Причем все активнее создаются и развиваются системы ученического самоуправления и управляющие советы как государственно-общественная система управления. 

Происходят и качественные изменения в выполнении основных управленческих функций. Руководители отмечают положительный опыт в создании системы управления инновационной деятельностью, стимулировании труда учителя (в последние годы очень много сделано в плане изменения системы аттестации и поиска способов повышения зарплаты учителям) и разработке долгосрочных программ развития и инновационных проектов.

Изменился ли опыт инновационной деятельности школ за последние годы?

В начале 90-х гг. мы в основном говорили о его мозаичном характере. Ведь школы вводили локальные изменения в совершенствование процесса образования, поэтому дело касалось лишь отдельных методов, приемов, системы оценки учителя. Недостаток такого подхода был в том, что подобный опыт не носил системного характера. 

За последние годы в этом плане произошли серьезные изменения. Руководители стали понимать: в школе надо поддерживать весь комплекс инноваций, а не какие­то отдельные элементы. Кроме того, количество наконец­то перешло в качество. Огромная масса локальных изменений постепенно превратилась в системные изменения, которые затронули целые ступени образования. 

Таким образом, по мнению опрошенных, произошел комплексный переход на новые образовательные модели, а количество школ, которые славились локальными изменениями, значительно сократилось.

Говоря об эффективности изменений, большинство опрошенных считает, что за счет инновационной деятельности в школах выросла учебная мотивация учащихся, изменились качество освоения образовательных стандартов и качество профильного обучения в старших классах. Но самое главное – появился опыт инновационной деятельности отдельных учителей. Причем, что интересно, именно педагогов, а не групп учителей или целых педагогических коллективов. 

Руководители отметили также заметный рост результативности их деятельности по распространению инновационного опыта школ, повышению квалификации профессиональной деятельности учителей и т. д. 

Как руководители инновационных школ оценивают систему распространения опыта?
В целом системе распространения инновационного опыта дана очень высокая оценка. Так, 47% опрошенных руководителей считают, что опыт распространяется вполне удовлетворительно, 32% – скорее удовлетворительно, чем нет. А две трети всех опрошенных высказались положительно. 
Несмотря на это, мы как практики осознаем, что данная проблема все равно остается одной из самых сложных в педагогике. Передовой опыт очень трудно распространять. И главная причина состоит в том, что он носит интеллектуальный характер, имеет форму своего рода ноу­хау, является самобытным, составляя неотъемлемую часть конкретного педагога. И далеко не каждый человек может выделить то главное, что стало основой чужого опыта. 

Другая проблема заключается в том, что подчас ОУ не умеют использовать свой собственный опыт. Иначе говоря, обладая им, они не в состоянии придать ему некую форму, чтобы эти наработки могли бы легко взять и перенять другие ОУ. 

Наконец, третья проблема связана с институтами повышения квалификации (далее – ИПК). Да, мы всегда стремились активно распространять передовой опыт. Но нужно признать, что институты повышения квалификации и переподготовки учителей нередко используют образовательную систему и передовой опыт для удовлетворения собственных нужд. Другими словами, опыт передовых учителей, инновационных и экспериментальных площадок нужен им для того, чтобы привлечь на свои курсы как можно больше слушателей, а не передать сам опыт. Мало того, институты повышения квалификации не считают своей главной задачей распространение передового опыта в целях развития всей системы образования – об этом начали говорить лишь в последнее время. Поэтому на курсах очень часто чужой опыт обобщается, что ведет к потере его уникальности, того контекста, в котором он был создан. Не учитываются конкретные условия и многие очень важные детали. 

Теперь о том, что, собственно, передается под названием передового и инновационного опыта.
Понятно, что легче передавать и перенимать некие формы – те или иные приемы, методы работы отдельных учителей, – словом, то, что наиболее ярко и сразу дает отдачу, без проникновения вглубь, в сущность опыта, в те условия, в которых он возник. И гораздо более сложно передавать трудоемкий и системный опыт, охватывающий, к примеру, всю ступень начального или среднего образования. 

Что мешает распространению опыта лучших школ? 

На первом месте по традиции стоит недостаток финансов. Спрашивается почему? Ведь на сегодняшний день инновационные школы имеют финансовую поддержку от органов управления образованием – доплаты, которые они получают за то, что являются экспериментальными площадками, а также гранты. Однако, когда мы стали изучать процесс распространения опыта в нацпроекте, во многих регионах прозвучали нотки недовольства – дескать, те, кто победил, должны поделиться с остальными. В принципе они и так делятся – по некоторым регионам установлены нормы, сколько мастер¬классов, открытых уроков дают лучшие учителя, сколько семинаров районного уровня должна провести каждая школа и т. д. Но, наверное, это и вызвало вполне понятное недоумение у руководителей этих школ и у педагогов­победителей. Не исключено, что нежелание делиться связано и с тем, что на сегодняшний день весьма актуальна проблема защиты авторских прав создателей этого опыта. Одни создают, а другие потом используют чужие наработки, нередко выдавая их за свои.

Поэтому необходимо не обязывать, а всячески стимулировать школы к распространению опыта. 
Помимо этого процессу также мешает элементарная нехватка времени на данную работу, а также необходимость научно-методического обеспечения. 

Все это говорит о том, что нужно создавать согласованную систему по распространению опыта – как федерального, регионального и муниципального, так и школьного. 

Какие в связи с этим проводятся мероприятия? 

Я могу выделить несколько основных направлений нашей деятельности:

  • накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продукта инновационной деятельности;
  • обеспечение тьюторской и методической поддержки школ и учителей, имеющих передовой опыт;
  • формирование и обучение управленческих команд школ, которые должны будут осваивать опыт, потому что командный опыт, опыт модульного и системного развития школы невозможно приобрести без обучения проектной деятельности, деятельности по созданию программ развития;
  • формирование благоприятной мотивационной среды, стимулирующей активность участия, среды, которая бы действительно справедливо выделяла тех, чей опыт заслуживает распространения, поддерживала бы их, и они бы знали, что высоко оценены; 
  • организация, поддержка и стимулирование распространения результатов деятельности лучших ОО за счет предоставления грантов школам;
  • включение этой работы в целевые программы работы ИПК, а также программы развития муниципальных и региональных систем развития образования, о чем в последние годы почти не упоминают;
  • правовая поддержка деятельности по распространению опыта школ – защита авторских прав, продвижение инновационных продуктов на рынок;
  • поддержка различных ассоциаций школ-победителей, которые сами участвуют в распространении опыта;
  • создание банка инновационного опыта, его широкое рекламирование и пропаганда в СМИ, что озволит донести информацию о передовом опыте до школ. Это очень серьезная проблема, т. к. руководители подчас знают только об опыте своего муниципалитета, меньше – об опыте региона и очень мало – об окружном и федеральном опыте, не говоря уже о международном. Кстати, в начале 90-х эту проблему нам удавалось успешно решать. 

Хотелось бы также отметить, что, несмотря на действующие механизмы отбора, все­таки существует и проблема выбора лучших из лучших. Ведь люди нередко критикуют даже тех, которых сами же и отобрали. Мало того, многие практики считают, что из присланных на конкурс материалов подчас бывает очень трудно выбрать положительный опыт, а иногда школы его просто не имеют, хотя у себя в регионе занимают призовые места. 

Прежде чем начать отбор, необходимо помнить, что опыт на федеральном, региональном, муниципальном, школьном уровнях имеет разный вес и разную ценность. Поэтому, чтобы распределить его по этим уровням, нужно иметь четкий набор критериев, по которому можно было бы его оценить.

Конечно, без банка опыта решить данную проблему крайне сложно. Этот банк нужен как некий путеводитель для практиков, чтобы искать то, что им требуется. Для этого необходима классификация опыта, прежде всего по тем показателям, по которым руководитель ОУ или учитель будет его отбирать для себя. Они должны четко знать, что их интересует, и, заглянув в банк, иметь возможность тут же найти искомое. 

Какие на сегодняшний день существуют критерии оценки педагогического опыта?

Мы выделяем несколько критериев опыта, первый из которых – актуальность.

Он определяет, насколько чей­либо опыт направлен на решение важных для учителя и школы проблем. О степени актуальности опыта можно судить по количественному показателю – по тому, скольким людям (руководителям, психологам, учителям, педагогам дополнительного образования) этот опыт нужен. Таким образом, актуальность опыта обусловливается масштабностью его распространения. Некоторый опыт с распространением теряет свою актуальность. Другой – позволяет решить сразу много проблем. И естественно, что его актуальность более высокая.
Второй критерий – новизна.

Без этого качества опыт не является передовым. Ведь если в опыте нет новизны, он не представляет для других никакого интереса. 

Третий критерий – эффективность (или результативность) опыта. Самым эффективным является опыт с инновационным потенциалом, который определяется степенью превосходства новых идей, заложенных в опыт, над теми идеями, которые использовались ранее. 

Четвертый критерий – надежность. Многие практики демонстрируют опыт, который недостаточно апробирован, не дает стабильно положительных результатов, не обобщен, а потому непонятно, какие результаты можно получить. 

Пятый критерий – перспективность передового опыта. Его суть состоит в длительности сохранения актуальности результатов, получаемых за счет освоения опыта. К примеру, один опыт может быстро устареть, например, за счет скудости идей, которые в него заложены, а другой, наоборот, быть весьма перспективным. 

Шестым критерием является трудоемкость. Она определяется тем, какие требования опыт предъявляет к созданию условий для его освоения – кадрам, научно-методическому обеспечению, правовым нормам, финансированию, материально­технической базе. Он тем более трудоемок, чем меньше у школы возможностей создать условия для его освоения. К примеру, очень перспективный опыт освоения системы Эльконина – Давыдова для многих школ до сих пор является слишком трудоемким. 

Последний критерий опыта – уникальность, т. е. способность отражать в себе интеллектуальный уровень его создателей. Опыт может быть более или менее уникальным. Наиболее уникален трудновоспроизводимый опыт, однако, если в нем выявить идеи, средства и технологии, а при подготовке структурировать его, даже он становится легковоспроизводимым. 

Также можно выделить группу критериев по масштабу охвата образовательной системы. Это:

  • опыт, с помощью которого можно произвести преобразования в деятельности одного-двух учителей, например, в одном классе. Это наименее трудоемкий опыт;
  • опыт, охватывающий целую систему школы, например, профильное обучение или изучение иностранного языка в начальной школе. Это более трудоемкий опыт, который требует длительного сопровождения его освоения;
  • опыт преобразования школы как целостной системы. Например, школа диалога культур, школа самоопределения, школа­гимназия, школа для одаренных детей. Это наиболее трудоемкий опыт, создателями которого являются целые педколлективы. Пример – Центр образования № 109 г. Москвы (школа Е.А. Ямбурга). 

Каждый из этих видов опыта состоит из отдельных идей, элементов, которые при передаче мы должны структурировать. При этом опыт может быть расчленен на более мелкие фрагменты и передан тем потребителям, которые будут осваивать его на практике. 

Какие существуют формы и методы распространения и сопровождения передового педагогического опыта?

Наиболее известны открытые уроки и выездные семинары в школе, которые носят, как правило, непродолжительный характер. Здесь довольно трудно адекватно отобрать опыт согласно его уникальности, содержания, масштабности и трудоемкости. В результате мы не получаем нужного эффекта от его распространения. Выхватывается лишь поверхностное, то, что удалось передать за один день. 

В связи с этим от семинаров полезно переходить к проектной деятельности, когда школа на своей базе выполняет какой­либо проект, аналогичный исследуемому. 

Помимо этого довольно эффективны стажировки.

В любом случае важно помнить: каждый опыт нужно сопровождать до того момента, пока школа не сможет использовать его сама. Для этого вполне подходит очно¬заочная форма работы. 
И, разумеется, важна тьюторская деятельность, которая может быть реализована с помощью различных технологий и подходов. Здесь используются тренинги, консультации, посещения ОУ в течение длительного времени, демонстрация опыта и т. д.

Теперь поговорим о моделях распространения опыта.

В любой из них есть непременные составляющие: доноры – школы и учителя, чей опыт распространяем, реципиенты – те, кто его осваивает, и посреднические организации – те, кто помогает передаче и освоению, принимает решение о ценности опыта, организует взаимодействие, проводит экспертизу и т. д. Эти функции выполняют очень многие структуры, в первую очередь ИПК, а в последнее время и сами носители опыта и организации – ассоциации победителей, директоров и т. д. 

Поддержку инновационным школам, победителям ПНПО, в 78% случаев оказывают муниципальные структуры – методические службы и органы образования. При этом 68% школ отметили, что они распространяют свой опыт самостоятельно, без чьей¬либо поддержки. 
Но для того, чтобы распространять опыт с максимальным эффектом, нужно создавать сеть – особое взаимодействие ОУ. Это взаимодействие равных, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае школы пользуются опытом всех тех, кто включен в сеть. Поэтому мы ставим задачу по созданию региональных сетей по распространению опыта.
На сегодняшний момент выделено три основные модели распространения опыта.

Модель прямого действия – школа или учитель сами непосредственно передают свой опыт и являются тьюторами. Таких школ среди опрошенных около 50%. Несмотря на распространенность, эта модель все равно нуждается в поддержке, поскольку далеко не все имеют возможность “заявить о себе”.

Модель прямого действия разветвленная – передача опыта осуществляется не одному реципиенту, а нескольким. Такие школы обычно называют ресурсными центрами. Они бывают очень мощными, группируя вокруг себя довольно много школ. Но и они нуждаются в поддержке – финансовой, научно¬методической, правовой, информационной.

Модель опосредованного действия связана с деятельностью посредников, которые помогают одним распространять, а другим – приобретать опыт. Здесь возможны два вида тьюторства: одно – от создателей сети, а другое – от победителей ПНПО. 

Посредникам приходится использовать самые разные способы и подходы, которые наиболее эффективны именно в данной ситуации. Ведь бывает, что нужно передавать целостный опыт, который не может вместить одна школа. Тогда его приходится собирать с нескольких ОУ. А бывает и наоборот – опыт одного учреждения слишком велик, поэтому приходится делить его на части. Словом, роль посредников не стоит недооценивать.

Помимо трех основных существует еще одна модель, которая в реальности пока не внедрена, но разработана теоретически. Она называется “каскад”. Суть ее в том, что школа сама распространяет свой опыт среди других, но при этом готовит их к тому, чтобы они в дальнейшем сами были тьюторами и могли передавать его дальше. Нечто подобное уже работает в системе повышения квалификации, хотя в школьной практике такая модель пока не опробована. Каскад – модель сложная, но, судя по предварительным расчетам, в масштабах нашей страны она обещает быть весьма эффективной. 

Записал Вадим Мелешко



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль