Реорганизация общеобразовательных учреждений

74579

Содержание статьи:

  • Формы реорганизации общеобразовательного учреждения
  • Процедура реорганизации
  • Требования трудового законодательства
  • Особенность реорганизации
  • Экспертная оценка
  • Изучение эффективности изменений
  • Расчеты и передача материальных ценностей

Реорганизация образовательной организации не должна нарушать прав обучающихся на образование. В какой форме закон допускает проводить реорганизацию? Как обосновать необходимость её проведения? Как учесть права работников, если предполагается сокращение штата?

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Локальные акты образовательной организации. Правовые вопросы»

Процесс реорганизации общеобразовательных учреждений (далее ОУ) регулируется как на федеральном уровне, так и на уровне органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством порядок реорганизации образовательных учреждений устанавливается следующим образом:

  • для федеральных государственных ОУ – Правительством РФ;
  • для государственных ОУ, находящихся в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • для муниципальных ОУ – органом местного самоуправления (как правило, представительным).

Основным документом, регламентирующим вопросы реорганизации общеобразовательных учреждений, в т. ч. созданных в организационно-правовой форме общеобразовательных учреждениях, является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ). В нем даются основные понятия, принципы и условия реорганизации Однако тот же ГК РФ (ч. 3 ст. 120) предусматривает, что для отдельных видов учреждений особенности их правового положения могут определяться другими законами или иными правовыми актами.

Профессиональная справочная система для руководителей и специалистов общего и дошкольного образования, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня ⇒ vip.1obraz.ru!

В отношении правового статуса образовательного учреждения и реорганизации общеобразовательного учреждения такие особенности установлены Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") и Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее – Закон № 124-ФЗ).

В соответствии с вышеперечисленными документами реорганизация общеобразовательного учреждения осуществляется с обязательным обеспечением прав на продолжение образования в реорганизуемом или другом ОУ для следующих категорий обучающихся или воспитанников (если таковые имеются на момент реорганизации учреждения):

  • учащихся школ;
  • учащихся и студентов ОУ начального и среднего профессионального образования;
  • нуждающихся в социальной поддержке граждан, категории которых установлены также законодательством субъекта РФ, обучающихся или воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях субъекта РФ.

Для других категорий обучающихся учредитель обязан оказывать содействие в их переводе в иное ОУ или продолжении обучения в реорганизуе­мом ОУ.

Формы реорганизации общеобразовательного учреждения:

  • Слияние.
  • Присоединение.
  • Разделение.
  • Выделение.
  • Преобразование.

1. Слияние.

При реорганизации общеобразовательного учреждения в форме слияния одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к третьему юридическому лицу, возникшему в результате слияния, а первые два юридических лица прекращают свою деятельность.

2. Присоединение.

При реорганизации общеобразовательного учреждения в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

3. Разделение.

В случае разделения ОУ создается два или более новых юридических лиц, а прежнее – прекращает свое существование.

4. Выделение.

Если же реорганизация общеобразовательного учреждения происходит в форме выделения, юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, и на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. При этом к каждому из юридических лиц по разделительному балансу или акту в соответствующих частях переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ).

5. Преобразование.

Под реорганизацией общеобразовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы, либо изменение статуса (типа, вида, категории) ОУ (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную, основной – в среднюю или наоборот). При этом в случае прекращения образовательной деятельности того или иного уровня необходимо обеспечить перевод учащихся в соответствии с п. 17 ст. 50 Закона РФ “Об образовании” в другое ОУ.

В любой форме реорганизации общеобразовательного учреждения переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам является универсальным, т. е. права и обязанности переходят от одного лица к другому в неизмененном виде как единое целое в один и тот же момент.

В результате проведения реорганизации общеобразовательного учреждения создана может быть только некоммерческая и в то же время образовательная организация.

Реорганизация общеобразовательного учреждения осуществляется по решению учредителя (ст. 57 ГК РФ):

  • для федеральных ОУ учредителем является РФ;
  • для областных – определенный субъект РФ;
  • для муниципальных – соответствующее муниципальное образование.

Конкретный орган, принимающий решение о реорганизации общеобразовательного учреждения от лица учредителя, установлен в порядке реорганизации (см. выше).

Пример:

В муниципальном образовании городской округ город Кострома действует общий порядок реорганизации всех муниципальных учреждений, утвержденный представительным органом – Думой города Костромы, который применяется с особенностями и для ОУ. В нем предусмотрен орган, который принимает решение о реорганизации – Дума города Костромы, с обязательным предварительным согласованием со структурным подразделением администрации города, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Также в нем определено, что главой города Костромы назначается комиссия по реорганизации, утверждается разделительный баланс (при разделении, выделении) или передаточный баланс (при слиянии, присоединении) по согласованию с соответствующими отраслевыми структурными подразделениями администрации города, в т. ч. подразделением по управлению муниципальным имуществом.

Процедура реорганизации 

Процедуру реорганизации общеобразовательного учреждения проводят в несколько этапов.

Вначале следует определить предварительный перечень мероприятий, необходимых для проведения процедуры реорганизации общеобразовательного учреждения. Такой перечень должен быть утвержден учредителем или уполномоченным органом по проведению реорганизации общеобразовательного учреждения. На его основе составляют расширенный план мероприятий, который следует утвердить и самому ОУ, с определением ответственных лиц за проведение и контроль сроков исполнения. В нем обязательно должны быть предусмотрены действия по решению организационных, экономических и кадровых вопросов. Так, например, следует учитывать, что учреждение, которому будет предан статус юридического лица, в предусмотренных случаях должно получить лицензию на образовательную деятельность, т. е. такое учреждение должно быть подготовлено к прохождению процедуры лицензирования.

При оформлении правового акта о реорганизации ​общеобразовательного учреждения (распоряжение, постановление или иная форма) в нем должна содержаться следующая информация:

  • принятие решения о реорганизации общеобразовательного учреждения, наименование реорганизуемого ОУ, форма его реорганизации;
  • поручение соответствующим органам учредителя или самому реорганизуемому ОУ провести мероприятия по уведомлению кредиторов о реорганизации, составлению передаточного акта либо разделительного баланса, внесению изменений в устав ОУ, представлению в установленном порядке документов для внесения изменений в государственный реестр и (или) другие необходимые действия, мероприятия, установленные законодательством.

В случае создания в результате реорганизации нового ОУ (при слиянии, разделении, выделении, преобразовании), кроме вышеуказанной информации, правовой акт должен содержать указание на:

  • тип, вид и полное наименование создаваемого ОУ;
  • орган (подразделение) исполнительной власти, в чьем ведении будет находиться новое ОУ, с поручением ему обеспечить утверждение устава создаваемого учреждения образования, его государственную регистрацию и лицензирование, а также назначение или поручение о назначении руководителя ОУ и заключении с ним трудового договора;
  • формирование имущества нового ОУ.

Если же реорганизация осуществлялась в форме слияния или присоединения, когда одно или несколько ОУ прекращают свое существование, в правовом акте о реорганизации должны предусматриваться необходимые действия органов (подразделений) исполнительной власти, обеспечивающие прекращение существования этих ОУ в соответствии с требованиями законодательства (в т. ч. расторжение трудовых договоров и увольнение руководителей, работников ОУ) и соблюдение прав обучавшихся в этих ОУ лиц на продолжение образования.

Если при реорганизации общеобразовательного учреждения планируется проводить какие-либо мероприятия, в т. ч. и со зданиями, строениями, сооружениями, которые занимает реорганизуемое ОУ, то следует провести предварительную экспертную оценку уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания (п. 2 ст. 13 Закона № 124-ФЗ).

Кроме того, хозяйственные договоры, которые были заключены ранее реорганизуемым учреждением (на коммунальные услуги и т. д.), должны будут перезаключаться по окончании реорганизации вновь созданным учреждением самостоятельно.

Требования трудового законодательства

Необходимо соблюдать и требования трудового законодательства при проведении реорганизационных мероприятий. Реорганизация общеобразовательного учреждения сама по себе не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). Однако реорганизация может сопровождаться фактическим сокращением численности или штата работников организации. При этом, как правило, изменяется штатное расписание, в него могут вводиться новые структурные подразделения, должности, отдельные должности могут из него исключаться.

При реорганизации общеобразовательного учреждения с сокращением численности или штатов ОУ следует рассматривать не приоритетное право приема на работу сотрудников, а преимущественное право на оставление их на работе. Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

  • семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Если в новом штатном расписании должность работника сохранена, оснований для увольнения по сокращению штата не имеется. В этом случае изменяются условия трудового договора, о чем работник не позднее чем за два месяца должен быть извещен в письменной форме. Если он согласен с такими изменениями, трудовые отношения с ним продолжаются.


Читайте также по вопросам учреждения и управления образовательным учреждением:

  • Внебюджетная деятельность образовательных учреждений
  • План финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
  • Компетенция учредителя образовательного учреждения
  • Кто может быть учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений?
  • Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

Мнение работника о продолжении трудовых отношений является далеко не последним условием в переходном процессе реорганизации общеобразовательной организации. Учитывая право работника на полную достоверную информацию, которое предусмотрено ст. 21 ТК РФ, работодатель обязан уведомить его о предстоящей реорганизации, а также о тех правовых последствиях, которые его ожидают в связи с ней.

Работник должен быть поставлен в известность о предстоящих изменениях условий его трудового договора как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения. Лишь в этом случае он может объективно выразить свое согласие на продолжение трудовых отношений в новых измененных условиях либо отказаться от них.

Хотя законодатель не устанавливает какой-либо обязательной формы уведомления работника, это должна быть только письменная форма, поскольку условия трудового договора могут изменяться индивидуально для каждого работника.

Мнение работника может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Но в случае возникновения трудового спора по поводу прекращения трудового договора при отказе работника продолжить трудовые отношения весьма сложно будет доказать наличие такого отказа, если отсутствует его письменное подтверждение.

Конечно, нельзя принудительно заставить работника выразить письменно его согласие на продолжение трудовых отношений или отказ, но можно по аналогии с другими сходными правовыми ситуациями составить соответствующий акт.

Особенность реорганизации

Особенностью реорганизации общеобразовательного учреждения является необходимое проведение экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации (п. 2 ст. 13 Закона № 124-ФЗ).

Заказчиком экспертизы выступает непосредственно сам учредитель ОУ. Порядок ее проведения утверждается каждым субъектом РФ и муниципальным образованием самостоятельно.

Для этого в большинстве территорий предоставляется пакет документов следующего содержания:

  • информационно-аналитическая справка о системе социальной инфраструктуры для детей и месте в ней объекта, деятельность которого предполагается изменить;
  • анализ материально-технической базы и состояния объекта (в т.ч. проверка доступности школьной среды);
  • экономическое обоснование намеченных изменений;
  • предполагаемые последствия принятого решения;
  • копии договоров с другими ведомствами, заинтересованными в принятии такого решения.

В состав экспертной комиссии входят, как правило, руководители и специалисты органов управления образованием, руководители, экономисты и юристы органов местного самоуправления, представители структуры органа местного самоуправления (МСУ), занимающейся имущественным комплексом, представитель от учреждения, подлежащего реорганизации.

Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать в себя:

  • обоснование необходимости реорганизации общеобразовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.);
  • указание на то, каким образом будет реализовано право на образование граждан – учащихся данного учреждения;
  • варианты дальнейшего трудоустройства работников учреждения;
  • прогноз последствий реорганизации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

Для принятия правильного решения о реорганизации экспертная комиссия должна ознакомиться с обоснованием эффективности предлагаемых изменений. Поэтому необходимо предоставить документы, подтверж­дающие соответствие проводимых изменений законодательству РФ, и материалы, подтверждающие эффективность этих изменений.

В качестве документов, подтверждающих соответствие изменений действующему законодательству, можно выделить:

  • документы, подтверждающие согласие родителей на перевод учащихся в другое ОУ в соответствии с п. 17 ст. 50 Закона РФ “Об образовании” (выписка из протокола заседания школьного родительского собрания, из протоколов классных родительских собраний или по индивидуальным спискам). Необходимо согласие не менее 2/3 общего количества родителей;
  • документ, подтверждающий факт своевременного предоставления выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий информации о возможном сокращении численности или штатов, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ст. 82 ТК РФ).

Для изучения эффективности изменений должны быть рассмотрены документы, отражающие:

  • педагогические условия (выполнение требований государственных образовательных стандартов к содержанию, уровню и качеству подготовки учащихся):
    • ведутся ли все предметы, предусмотренные федеральным базисным учебным планом;
    • качество подготовки учащихся в ОУ, в отношении которого ставится вопрос реорганизации (ликвидации) по сравнению с другими (на основе данных контрольных срезов, результатов тестирования, внешней оценки);
    • особенности организации образовательного процесса и педагогических технологий (обучение в условиях классов малой наполняемости, классов-комплектов и т. п.);
    • квалификация управленческих и педагогических кадров (уровень образования, соответствие профессиональной подготовки преподаваемому предмету, наличие квалификационной категории, возраст­ной состав, другое);
    • наличие перспектив (программ) развития ОУ;
    • возможные педагогические последствия изменений в деятельности ОУ для учащихся и их предупреждение (обеспечение адаптации в новых условиях организации образовательного процесса, соблюдение преемственности в дидактических системах и программах, организация специальной работы с детьми, перспективы повышения качества образования и т. п.);
  • демографическую ситуацию (прогнозы изменения количества детей, которые будут поступать в ОУ, количества классов-комплектов, педагогов и др.);
  • социально-производственные условия (наличие действующих промышленных или сельскохозяйственных предприятий на территории, обслуживаемой ОУ, их перспективы, динамика численности трудоспособного населения на данной территории и официально зарегистрированных безработных; наличие на территории других ОУ, учреждений культуры, медицинских учреждений и т. п.), а также прогнозы изменения социальных условий на территории из-за структурных изменений в системе образования – негативные или положительные (например, улучшение коммуникации, развитие социальной инфраструктуры и др.);
  • историко-культурные условия (национальные или культурные традиции, многолетняя история образования, последствия вводимых изменений, разрушение определенных культурных традиций в населенных пунктах, связанных с деятельностью данного ОУ);
  • материально-техническую базу ОУ (характеристика: зданий (время постройки, тип здания и т. д.), соответствие строений и их площадей санитарно-техническим нормам, степень благоустройства; территории земельных участков; авто­ и сельскохозяйственной техники, инвентаря и т. п.; мебели, оборудования и оснащения кабинетов; библиотечных фондов; а также перспективы использования имущества в связи с намеченными изменениями);
  • экономическое обоснование намеченных изменений (затраты по ОУ в течение календарного года до и после реорганизации, дополнительные расходы (на формирование дополнительных классов, на организацию подвоза учащихся, на обеспечение занятости высвобождаемых работников и т. д.), экономический эффект от проведенных мероприятий).

В случае отсутствия экспертной оценки решение о реорганизации признается недействительным с момента его вынесения.

Кроме того, если учредитель нарушил установленный законодательством порядок реорганизации ОУ, то члены коллектива, родительского комитета, администрации, отдельные родители учащихся школы вправе обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения ОУ с заявлением о признании решения учредителя противоречащим закону и недействительным с момента его принятия как правового акта, нарушающего их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ). Таким инициатором может также выступить прокурор в пределах своей компетенции самостоятельно или по обращению заинтересованных лиц.


Читайте также по вопросам учреждения и управления образовательным учреждением:

  • Внебюджетная деятельность образовательных учреждений
  • План финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
  • Компетенция учредителя образовательного учреждения
  • Кто может быть учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений?
  • Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

А администрация ОУ, представляющая юридическое лицо, вправе подать аналогичное заявление в Арбитражный суд с требованием признать решение о реорганизации (и действия учредителя) противоречащим закону и недействительным с момента его принятия, если нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ОУ, незаконно возлагаются какие-либо обязанности или создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 192 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).

Реорганизованным ОУ считается только с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 57 ГК РФ), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого, первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

По общему правилу, при изменении статуса ОУ и его реорганизации утрачивают силу лицензия и свидетельство о государственной аккредитации. Однако п. 2 ст. 34 Закона РФ "Об образовании" предусматривает исключение, в соответствии с которым при реорганизации ОУ в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к нему юридического лица, не являющегося ОУ, создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального ОУ это ОУ вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных ему до окончания срока их действия.

Действующее федеральное законодательство не содержит требования о преемственности классов, сохранении учебной нагрузки и др. Указанные вопросы находятся полностью в ведении учебного заведения и их решение остается на усмотрение созданного в результате реорганизации ОУ.

После вступления в силу правового акта о реорганизации орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию учреждения, обязан осуществить публикацию о реорганизации учреждения в средствах массовой информации, определенных федеральной налоговой службой. В объявлении указывается информация о реорганизации общеобразовательного учреждения и устанавливается срок, в который кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга, а также адрес и контактный телефон приема заявлений требований кредиторов.

Расчеты и  передача материальных ценностей

После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган, уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю промежуточный баланс по учреждению в объеме форм годового бухгалтерского отчета на дату начала проведения реорганизации. Данные промежуточного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств реорганизуемого ОУ и реестром требований кредиторов.

Завершить расчеты с дебиторами и кредиторами, а также передачу материальных ценностей необходимо до составления передаточного и разделительного баланса.

По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке. Оставшееся имущество ОУ передается учредителю.

По завершению всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности.

Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя.

Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов.

Передаточный или разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю или учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого ОУ.

В органы казначейства, в которых открыты лицевые счета реорганизуемого учреждения и учреждения, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения, представляются передаточные или разделительные отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.

Читайте также по вопросам учреждения и управления образовательным учреждением:

  • Внебюджетная деятельность образовательных учреждений
  • План финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
  • Компетенция учредителя образовательного учреждения
  • Кто может быть учредителем государственных и муниципальных образовательных учреждений?
  • Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

Локальные акты образовательной организации. Правовые вопросы

Вадим Чеха, проректор Московского педагогического государственного университета



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль