С моим ребенком никто не дружит

7400

С запросом "с моим ребенком никто не дружит" работать очень сложно. Каждый раз это вызов для школьного педагога-психолога - ситуацию необходимо исследовать. В предлагаемом материале анализируются несколько подобных историй из практики психолога, 10 лет проработавшего в системе образования. Сразу оговоримся - в статье не затрагиваются случаи, когда у детей есть серьезные нарушения поведения и коммуникации.
Иногда к школьному психологу обращаются родители с жалобой на то, что с их ребенком никто не хочет дружить. Звучат требования провести диагностику, организовать какой-нибудь сплачивающий тренинг, дать рекомендации учителям. Коммуникативные трудности ребенка в этот момент становятся зоной ответственности школы, и, действительно, порой бывает так, что именно в школе они впервые проявляются. В других случаях эти проблемы давали о себе знать и до школы, с самого раннего возраста, а во время учебы обострились и проявились выпукло. В связи с этим каждая конкретная ситуация требует внимания и аккуратности

История про "чучело"

Девочка перевелась в новую школу в 3-м классе и попала в сложившийся "социальный организм" - в классе уже была своя "королева" и ее свита, был популярный мальчик и его друзья, было несколько независимых одиночек, а ей места не нашлось. Причем не нашлось по одной простой причине - ее как-то сразу невзлюбила "королева" класса, поскольку наша девочка была ее потенциальным конкурентом: она успевала по всем урокам лучше, была милой, улыбчивой и дружелюбной. Вокруг новенькой мгновенно образовалась мертвая зона, которая прочно удерживалась до 9-го класса, когда "королева" ушла покорять иные олимпы. С ней дружили только новенькие, пришедшие позже, и некоторые из независимых одиночек. Век этих отношений был недолог Как только новенькие получали представление о социальной структуре класса, они тут же понимали, насколько для них опасно общаться с "белой вороной".

Похожий сюжет - в старом советском фильме "Чучело",  да и в жизни он встречается очень и очень часто. Мы видим розыгрыш классического социального гамбита, в котором девочка, имеющая отличное чутье и навыки манипуляции, талантливо вытесняет потенциальную соперницу из поля зрения остальных членов группы. И не имеет значения, насколько пострадавшая девочка действительно могла быть включена в группу, т. к. у нее практически нет такой возможности.

Поскольку все это случается во втором по важности после семьи сообществе в жизни ребенка, то ощущение тотальности происходящего усиливает и обостряет его страдания и неуверенность в себе, а также заставляет родителей тревожиться по поводу его благополучия. Изменить эту ситуацию изнутри, на мой взгляд, невозможно - эта группа уже сложилась такой. Поэтому решать проблему стоит путем создания альтернативной зоны успешности - например, организовать для ребенка возможность посещать кружки и секции, где он встретит друзей по интересам. Также ребенку полезно пройти психотерапевтический курс (индивидуальный или групповой) со специалистом, корректирующим эту вынужденную дезадаптацию. Во многих психологических центрах функционируют подростковые группы общения, кроме этого есть довольно много частнопрактикующих детских психологов и психотерапевтов, которые помогают ребенку почувствовать и пережить собственную ценность и важность,  "залечить" психотравмирующий опыт, который он получает в школе. Третий путь получения положительного опыта социализации - это выстраивание контакта через успешность в учебе. Когда дети, отвергаемые классом, начинают лучше учиться, то нередко получают необходимую им "дозу" принятия и признания непосредственно от учителей, взрослых. А если такие дети представляют школу на олимпиадах, принимают участие в различных мероприятиях, то рано или поздно начинают получать уважение и от класса. Этот путь является компенсаторным: ребенка принимают не таким, какой он есть, а в "усеченном" виде - как носителя знаний и получателя высоких баллов.

О чем говорить с ребенком? Приведем примерный вариант беседы с ребенком:

"Знаешь, ведь школа - это такое место, куда ты специально приходишь, чтобы получать знания. Здесь есть все для этого - уроки, учителя, учебники. Ты учишься в классе среди других таких же учеников, как ты. Проблема в том, что ты их не выбирал, они тебе, если можно так сказать, достались, как соседи. И среди них есть всякие -добрые и злые, вредные и дружелюбные, даже равнодушные есть. И это уж как повезет - бывает, придут в класс три вредных девчонки, и весь класс так и учится до выпуска из школы в ссорах и непонимании. А бывает наоборот: несколько веселых и общительных ребят делают весь класс дружным и гостеприимным для новеньких. Если тебе не очень повезло с классом, и ты чувствуешь, что ребята не хотят дружить, вредничают, обзываются, то из этой ситуации есть несколько выходов. Как думаешь, что можно сделать? (Важно дать ребенку возможность самому поискать выходы из ситуации. Часто случается так, что участники конфликта куда лучше взрослых знают, что им нужно, чтобы восстановить отношения и все наладить.) Один из выходов - это смена школы, но нет никакой гарантии, что в следующий раз тебе повезет с классом. Новый класс может быть лучше, а может быть и хуже, но ты во второй раз будешь новичком, и очень важно быть уверенным, что у тебя хватит сил справиться с этой ситуацией неизвестности и подружиться с новыми одноклассниками... Другой выход - это относиться к одноклассникам, как к соседям, которых не выбирают. У тебя есть огромная часть жизни вне школы - до нее и после нее. Там ты можешь выбирать, с кем общаться, а с кем нет. У тебя есть друзья вне школы? Ты ходишь в какие-нибудь секции? Еще один выход - это попробовать наладить отношения с ребятами из твоего класса. Подумай, может быть есть что-то с твоей стороны, что мешает кому-то из класса нормально с тобой общаться? Есть ли кто-нибудь, кто с тобой здоровается, одалживает тебе учебник, помогает с задачами?".

Говорить о личной ответственности ребенка за качество отношений с одноклассниками имеет смысл в самом конце, когда он готов об этом слышать и готов задуматься над этим вопросом.

Как говорить с родителями? Можно начать разговор с родителями с вопросов о том, как проходила адаптация ребенка к детскому саду, как строились там отношения со сверстниками и воспитателями, чем ребенок интересуется сейчас и как проводит свободное время.

Важно сказать, что с ребенком все нормально, он адаптирован к школе, у него нет нарушений и специфических сложностей, он развивается в соответствии с возрастом, и особых причин для беспокойства нет. То, что он оказался в изоляции в классе, связано со сложившимся до его прихода микроклиматом в группе. Каждый набор немного отличается, и действительно случается так, что конкретная группа детей оказывается более дружелюбной, чем другая. Учителя делают все от них зависящее, но эта ситуация уже сложилась так, как сложилась, и важно подумать о том, как помочь ребенку получить положительный опыт взаимодействия со сверстниками. Есть опасность того, что подростковый возраст будет проходить остро и трудно, если ребенок не принят сверстниками. Какие способы решения этой проблемы родители уже рассматривали? Думали ли о переводе в параллельный класс или в другую школу? Готовы ли помогать ребенку заново адаптироваться в новом сообществе сверстников? Чем ребенок интересуется в свободное от уроков время (танцы, рисование, вокал, спорт, музицирование, шитье, стихи)? Есть ли возможность организовать ребенку занятия в соответствии с его интересами, чтобы он общался со сверстниками, разделяющими его увлечения?

И.С. Адмиральская, психолог, специалист по семейному консультированию

Истории о маленьком творце, нелюбимом ученике, "трудных" детях в "трудных" семьях читайте на страницах журнала "Справочник педагога-психолога. Школа"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль